Игра-путешествие по экологическому воспитанию детей «Мы идём в поход» с участием родителей
консультация
Предварительный просмотр:
Игра-путешествие по экологическому воспитанию детей «Мы идём в поход» с участием родителей
Методическая разработка посвящается проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста. Мы обсуждаем этот вопрос в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему экологического воспитания детей и развитие экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников. На нашей встрече мы поговорим о красивом, безграничном и живом мире природы, вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живём. Игра – путешествие рассчитана для детей шести- семи лет (подготовительная группа) .
Основная часть.
Цели и задачи: Воспитывать у детей любовь к природе; привлечь внимание детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе; формировать правила экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Предварительная работа: Мы с детьми оформили приглашение в виде экологического плаката. Организовали конкурс детских рисунков на тему «Береги природу». Провели конкурс с участием родителей «Цветок в подарок». Оформили выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «Любить, ценить и охранять». Записали фонограмму звуки природы Г. Малер «Третья симфония». Разучили стихотворение В. Орлова «Живой букварь». Подготовили памятку для родителей «Правила поведения в лесу». Написали плакат «Человек, который понимает природу – благороднее, чище» (Л. Леонов).
Оборудование: схема экологической тропы; листики с буквами; иллюстрации лесных цветов, лекарственных растений; мяч; шишки; круги из картона; карточки с экологическими знаками; медали детям.
Ход игры – путешествия:
Звучит фонограмма звуки природы. Родители рассматривают выставку детских рисунков, затем рассаживаются полукругом вместе с детьми.
Воспитатель: Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, пение птиц, завывание вьюги - услышал и, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. Уважаемые родители, выскажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам: Любит ли ваш ребёнок природу, в чём это проявляется? Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет? Часто ли вы бываете на природе с ребёнком, как проходят такие прогулки? Был ли у вашего ребёнка хороший поступок по отношению к природе, какой? Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому? (Обсуждение ответов) .
Воспитатель: А вы бы хотели отправиться в поход по родному краю?
Я приглашаю родителей и детей пешком отправиться в лес. Перед вами план нашей экологической тропы (показать плакат). Путешествуя по ней, мы будем говорить не только о красоте природы, её жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живём. (Дети читают стихотворение В. Орлова «Живой букварь») (приложение № 1). В игре будут участвовать две туристические группы, в которые войдут и родители, и дети.
Задание 1. «Расчистим родник» - узнаем название команд (участвуют по 6 человек от каждой команды) (приложение №2)
В конкурсах за каждый правильный ответ команды будут получать в свою корзину шишки. В конце игры подведём итог: кто больше их наберёт, та команда и победит.
Задание 2. «Нужные вещи в походе» (для детей и родителей) .
Воспитатель: Следующее испытание. Нужно собраться в поход. А что бы вы взяли с собой? (ответы). Сейчас мы это узнаем (команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ шишку) (приложение №3). Ответы: Компас. Котелок. Спички. Рюкзак. Термос. Фотоаппарат.
Задание 3. «Какая будет погода? » (для родителей) .
Воспитатель: В походе погоду можно предсказать по различным признакам. Умеете ли вы это делать? Задания для команды «Рюкзак»
Ворон каркает к (дождю).
Обильная роса утром – погода днём будет (хорошая) .
Воробьи купаются в пыли или в луже будет (дождь).
Молодцы! А теперь – задания для команды «Компас». Ласточки летают низко над землёй – к (дождю). Если мошкара вьётся кругами – к (хорошей) погоде, лезет в лицо – к (дождю) .
Идёт дождь, и на лужах пузырьки – о чём это говорит? (дождь будет идти долго) Молодцы! Думаю, что плохая погода вас не застанет в пути.
Задание 4. «Лесная опушка» (испытание для детей) .
Воспитатель: Ребята, мы остановились на лесной опушке. Это самое красивое место, где растёт много различных цветов. Попробуйте по описанию узнать, о каком цветке говорится (команды по очереди отгадывают загадки, воспитатель выставляет иллюстрации) (приложение № 4). Ответы: Одуванчик. Ромашка. Колокольчик. Незабудка. Пижма. Лютик.
Воспитатель: Мир цветов красив и чудесен. Ребята, а скажите, почему нельзя рвать цветы на лугу и в лесу? (Ответы детей) .
Задание 5. «Аптека Айболита» (для родителей) .
Воспитатель: для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте и назовите, для чего их принимают в лечебных целях.
1 Белая корзинка, золотое донце (Ромашка. Люди используют для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы) .
2 Ты растение не тронь – жжётся больно, как огонь. (Крапива. Отваром моют голову, а также она останавливает кровь) .
3 Тонкий стебель у дорожки, на конце его серёжки. На земле лежат листки – маленькие лопушки. (Подорожник. Лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях)
4 Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника, клюква, чёрная смородина, ромашка, морошка и др.)
Воспитатель: Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть их оставляйте в природе.
Задание 6. Игры «Я знаю» (для детей).
Дети становятся в круг, в центре воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребёнку и называет класс объектов природы (растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: Я знаю пять названий деревьев и перечисляет (например: берёза, тополь, сосна, ель, осина) и возвращает мяч воспитателю.
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в деревья и поиграем в игру «Станем мы деревьями» (ритмическая игра) (приложение № 5) .
Задание 7. «Лесная кухня» (для родителей и детей) (приложение № 6) .
Задание 8. «Как вести себя в природе» (для детей и родителей).
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что нужно беречь нашу природу, а как же это сделать вы должны объяснить с помощью экологических знаков (показ иллюстраций) обсуждение ответов (приложение № 7) .
Молодцы, каждая команда выдержала испытание. Ребятам команды – победительнице вручаются медали «Бывалому туристу», а второй команде медали «Начинающему туристу». Родители получают памятки «Правила поведения в лесу»
Заключение: В совместной деятельности с родителями у детей формируется положительное отношение к природе. Они приучаются соблюдать правила экологической безопасности в содружестве с родителями, развивается навык правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Стихотворение В. Орлова «Живой букварь».
Нас в любое время года
Учит добрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Всё по справедливости,
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте,
Солнце учит доброте:
Каждый день зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы каждый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Задание «Расчистим дорожку»
Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке. А на той стороне болота находится засыпанный листвой родник, на каждом листочке написана буква. Турист, преодолев болото, должен взять один листок, расчищая родник, и вернуться на место. Когда соберёте все листочки, составьте слово из букв, написанных на листочках. Это слово – название вашей команды «Рюкзак», «Компас».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
1. Я маленький, да удаленький. Стоит на меня взглянуть, и тотчас узнаешь путь.
2. Он в походе всем нам нужен, он с кострами очень дружен, можно в нём уху сварить, чай душистый вскипятить.
3. В деревянном домике проживают гномики. Уж такие добряки – раздают всем огоньки.
4. Два ремня висят на мне, есть карманы на спине. Коль в поход идёшь со мной, я повисну за спиной.
5. Я горячее храню, я холодное храню, я и печь, и холодильник вам в походе заменю.
6. Этот глаз – особый глаз, быстро взглянет он на вас и появится на свет самый точный ваш портрет.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
1. Белым шариком пушистым, я красуюсь в поле чистом. Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк. 2. Девчонки – невелички, а сердце золотое, пушистые реснички сияют белизною, на ветру качаются, всем улыбаются. 3. То фиолетовый, то голубой, он на опушке встретиться с тобой. Звонким названием он наделён, но никогда мы не слышали звон. 4. Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой – не беленький, не аленький, а бледно – голубой. У ручейка лесного виднеется чуть – чуть, его названье вспомни и после не забудь. 5. Какой цветок получил название «дикая рябинка».6. Как называется небольшой жёлтый цветочек, с виду безобидный, но на самом деле опасный и ядовиты
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Ритмическая игра «Станем мы деревьями»
Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги – это корни. Их расставим шире (ноги на ширине плеч, руки на поясе).
Чтоб держали дерево, падать не давали (пальцы сжаты в кулачки, их соединить).
Из глубин далёких воду добывали (наклоны вверх, вниз) .
Тело наше – ствол могучий. Он чуть – чуть качается (ноги на ширине плеч, руки на поясе, покачивание вправо, влево, ноги от пола не отрываем).
И своей верхушкой острой в небо упирается (соединить ладошки вместе, пальцы прижаты друг к другу) .
Наши руки – это ветви. Крону вместе образуют (руки поднять вверх, пальцы разжаты).
Вместе им совсем не страшно (повороты головы вправо, влево). Когда ветры сильно дуют (руки вверх, помахать ими вправо, влево) .
Пальцы веточками будут. Листья закрывают их (у правой руки пальцы вместе, левой ладонью сверху их закрыть) .
Как придёт за летом осень (поднять правую руку вверх, затем левую) Разлетятся листья в миг (руки развести в стороны).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Воспитатель задаёт вопросы команде «Компас»
1. Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки (Щавель) .
2. Как испечь в походе рыбу, если нет посуды? (насадить на деревянные или металлические пруты и поместить над горящими углями костра) .
А теперь вопросы команде «Рюкзак».
1 Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? (Иван – чай, листья брусники и др.)
2 Какие способы обычно используют туристы для того, чтобы приготовить печёную картошку с румяной, хрустящей корочкой? (Закапывают в горячую золу) .
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Экологические знаки.
• Нельзя топтать муравейник.
• Нельзя разводить костры или оставлять их не потушенными.
• Нельзя разорять птичьи гнёзда.
• Нельзя разбрасывать мусор.
• Нельзя шуметь в лесу и громко включать магнитофон.
• Нельзя рвать цветы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-путешествие по экологическому воспитанию детей «Мы идём в поход» с участием родителей
Экологический досуг в старшей группе...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-экологическому воспитанию детей (с участием родителей). "БЕРЕГИТЕ ЁЛОЧКУ - КРАСАВИЦУ" (детское экспериментирование)
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-экологическому воспитанию детей (с участием родителей). "БЕРЕГИТЕ ЁЛОЧКУ - КРАСАВИЦУ" (детско...
Конспект НОД по экологии во второй группе раннего возраста "В гости к солнышку идём".Из опыта работы по внедрению "Художественное слово и музыка в экологическом воспитании детей.
Художественное слово и музыка в экологическом воспитании детей....
Конспект родительского собрания «Особенности экологического воспитания детей в семье» в форме игры – путешествия.
Цель: Обогащение родительских представлений об особенностях экологического воспитания детей в семье. Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом. Развить ...
Участие на ГМО "Игры и эксперименты. как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко- Школы"
Видеопоказ эксперимента ОД на ГМО "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко школа"...
Социально-образовательный проект по экологическому воспитанию детей с участием детского волонтёрского отряда "Помоги друзьям пернатым"
Воспитанники старшей группы принимали участие в социально-образовательном проекте по экологическому воспитанию "Помоги друзьям пернатым" совместно с родителями - волонтёрами из в...
Игра-путешествие по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия»
Цель: познакомить детей с понятием Родина, формировать у детей чувство любви к своей родной стране. Познакомить детей с государственными символами страны (российском флаге, гербе, гимне), развивать нр...