«Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника»
консультация

Григорьева Нина Ивановна

 

 

 

 

 

«Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Воспитатель Григорьева Н И

Инновационный педагогический опыт «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника»

«Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника» Дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать, а наоборот, активно помогать. Н. Н. Поддьяков.

Актуальность и перспективность инновационного педагогического опыта.

Актуальность детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности дошкольников для современного дошкольного образования определяется его направленностью на самостоятельное, практическое добывание знаний и практическое применение умений и навыков, а также возможностью его внедрения в процесс интеллектуального развития дошкольников, в ходе которого наряду с освоением дошкольниками базовых знаний и ключевых компетенций происходит многостороннее развитие растущей личности. Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать - делать выводы,

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Ежедневно в своей практической деятельности мы, педагоги, сталкиваемся с приемами и методами изучения экологии. Нами было замечено, что в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно-следственные связи рассматриваемого явления. Проанализировав состояние воспитательно-образовательного процесса в нашем учреждении, мы пришли к выводу, что использование данного метода явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте используется в практической работе с детьми. Поэтому было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность. В формировании моего педагогического опыта принимали участие воспитанники старшей группы. В процессе развития у детей данной возрастной категории постепенно углубляются знания, развиваются умственные способности, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности. В этом возрасте развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Дети уже могут делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Это ведет к появлению волевых усилий для достижения поставленной цели. Одним из мотивов может быть поиск ответов на свои вопросы, ведь дошкольники вступают в возраст «почемучек». Теперь уже ребенок начинает понимать, что предмет не так прост, как ему казалось раньше, и начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Эту особенность детей я решила использовать в познавательном развитии дошкольников. Перед началом внедрения опыта работы в практическую деятельность с детьми мною был проведен мониторинг по интегративным областям в начале учебного года в результате, которого были выявлены следующие данные: у детей качественно снижены показатели логического мышления, дети с трудом понимают причинно-следственные связи рассматриваемого явления. Испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, испытывают трудности в обобщении и анализе материала.

Теоретическая база опыта: Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир», Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением»«Система работы в средней группе детского сада»; Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением»«Система работы в старшей группе детского сада»; Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением»«Система работы в подготовительной группе детского сада»; Дыбина О. В. «Неизведанное рядом»; А. И. Савенков «Маленький исследователь: развитие познавательных способностей»; Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность», И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование»; Е. А. Мартынова «Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет».

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения. Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Он выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Он может рассматриваться как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

В процессе опытно- экспериментальной деятельности с детьми, помимо непосредственно метода экспериментирования, использую также следующие методы:

- метод наблюдения относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения;

- игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом;

- элементарный метод – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

- словесные методы обучения (рассказы воспитателя, рассказы детей; беседы). Формы работы с детьми: – фронтальные; – групповые; – индивидуальные.

Принципы составления опыта:

1. Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно- обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

2. Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

3. Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

5. Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

6. Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7. Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

8. Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Мной были разработаны: рабочая программа кружка «Метеостанция», Проекты «Родной мой край, люби и знай» луйбук «Путешествие капельки» конспекты занятий, создана предметно- развивающая среда (детская лаборатория); серия занятий по детскому экспериментированию; составлена картотека опытов с объектами «неживой» природы; картотека дидактических игр; перспективный план по циклам с учётом развития детей, были предложены консультации, беседы, памятки, анкеты для родителей.

Результативность В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:

Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Обогатить предметно - развивающую среду в группе.

Пополнить научно-методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.

Изучив имеющуюся методическую литературу по детской опытно- экспериментальной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада. Описанные выше технологии и методики, позволяют чётко скорректировать работу с каждым ребёнком и добиться положительной динамики развития. С целью реализации намеченных задач по использованию дидактических игр в ознакомлении детей с родным краем, а также с целью изучения проявлений детьми нравственных качеств, таких как трудолюбие, коллективизм, гуманность, патриотизм было проведено исследование.

Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей. Совместная экспериментальная деятельность проводится один раз в неделю:

Также ведется индивидуальная работа с детьми, проявляющими особый интерес к исследовательской деятельности, во второй половине дня.

Им интересно самим или с помощью взрослого изучить предмет, обсудить его свойства, высказать свое мнение. В самом начале опыта дети испытывали затруднения в самостоятельном анализе явлений, недостаточно четко и грамотно формулировали свои мысли относительно заданной ситуации, испытывали трудности в обобщении материала. В этих случаях именно метод эксперимента становится наиболее актуальным для развития познавательной активности дошкольников.

Экспериментирование всегда ориентировано на самостоятельную деятельность ребенка – индивидуальную, парную или групповую, которую дошкольники выполняют в течение определенного отрезка времени. И эта деятельность всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей. Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, это практический – конкретный результат, готовый к внедрению.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperementirovanie.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад "Росинка"

«Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника»

                                                                                                 Воспитатель Григорьева Н И

Инновационный педагогический опыт «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника»

«Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника» Дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать, а наоборот, активно помогать. Н. Н. Поддьяков.

Актуальность и перспективность инновационного педагогического опыта.

Актуальность детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности дошкольников для современного дошкольного образования определяется его направленностью на самостоятельное, практическое добывание знаний и практическое применение умений и навыков, а также возможностью его внедрения в процесс интеллектуального развития дошкольников, в ходе которого наряду с освоением дошкольниками базовых знаний и ключевых компетенций происходит многостороннее развитие растущей личности. Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать - делать выводы,

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Ежедневно в своей практической деятельности мы, педагоги, сталкиваемся с приемами и методами изучения экологии. Нами было замечено, что в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно-следственные связи рассматриваемого явления. Проанализировав состояние воспитательно-образовательного процесса в нашем учреждении, мы пришли к выводу, что использование данного метода явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте используется в практической работе с детьми. Поэтому было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность. В формировании моего педагогического опыта принимали участие воспитанники старшей группы. В процессе развития у детей данной возрастной категории постепенно углубляются знания, развиваются умственные способности, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности. В этом возрасте развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Дети уже могут делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Это ведет к появлению волевых усилий для достижения поставленной цели. Одним из мотивов может быть поиск ответов на свои вопросы, ведь дошкольники вступают в возраст «почемучек». Теперь уже ребенок начинает понимать, что предмет не так прост, как ему казалось раньше, и начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Эту особенность детей я решила использовать в познавательном развитии дошкольников. Перед началом внедрения опыта работы в практическую деятельность с детьми мною был проведен мониторинг по интегративным областям в начале учебного года в результате, которого были выявлены следующие данные: у детей качественно снижены показатели логического мышления, дети с трудом понимают причинно-следственные связи рассматриваемого явления. Испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, испытывают трудности в обобщении и анализе материала.

Теоретическая база опыта: Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир», Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением»«Система работы в средней группе детского сада»; Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением»«Система работы в старшей группе детского сада»; Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением»«Система работы в подготовительной группе детского сада»; Дыбина О. В. «Неизведанное рядом»; А. И. Савенков «Маленький исследователь: развитие познавательных способностей»; Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность», И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование»; Е. А. Мартынова «Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет».

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения. Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Он выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Он может рассматриваться как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

В процессе опытно- экспериментальной деятельности с детьми, помимо непосредственно метода экспериментирования, использую также следующие методы:

- метод наблюдения относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения;

- игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом;

- элементарный метод – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

- словесные методы обучения (рассказы воспитателя, рассказы детей; беседы). Формы работы с детьми: – фронтальные; – групповые; – индивидуальные.

Принципы составления опыта:

1. Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно- обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

2. Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

3. Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

5. Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

6. Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7. Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

8. Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Мной были разработаны: рабочая программа кружка «Метеостанция», Проекты «Родной мой край, люби и знай» луйбук «Путешествие капельки» конспекты занятий, создана предметно- развивающая среда (детская лаборатория); серия занятий по детскому экспериментированию; составлена картотека опытов с объектами «неживой» природы; картотека дидактических игр; перспективный план по циклам с учётом развития детей, были предложены консультации, беседы, памятки, анкеты для родителей.

Результативность В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:

Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Обогатить предметно - развивающую среду в группе.

Пополнить научно-методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.

Изучив имеющуюся методическую литературу по детской опытно- экспериментальной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада. Описанные выше технологии и методики, позволяют чётко скорректировать работу с каждым ребёнком и добиться положительной динамики развития. С целью реализации намеченных задач по использованию дидактических игр в ознакомлении детей с родным краем, а также с целью изучения проявлений детьми нравственных качеств, таких как трудолюбие, коллективизм, гуманность, патриотизм было проведено исследование.

Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей. Совместная экспериментальная деятельность проводится один раз в неделю:

Также ведется индивидуальная работа с детьми, проявляющими особый интерес к исследовательской деятельности, во второй половине дня.

Им интересно самим или с помощью взрослого изучить предмет, обсудить его свойства, высказать свое мнение. В самом начале опыта дети испытывали затруднения в самостоятельном анализе явлений, недостаточно четко и грамотно формулировали свои мысли относительно заданной ситуации, испытывали трудности в обобщении материала. В этих случаях именно метод эксперимента становится наиболее актуальным для развития познавательной активности дошкольников.

Экспериментирование всегда ориентировано на самостоятельную деятельность ребенка – индивидуальную, парную или групповую, которую дошкольники выполняют в течение определенного отрезка времени. И эта деятельность всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей. Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, это практический – конкретный результат, готовый к внедрению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.

Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средст...

Методическая разработка для воспитателей по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности у старших дошкольников»

С момента своего рождения дети стремятся исследовать окружающий их мир. Особенно ярко познавательные наклонности проявляются у детей дошкольного возраста. В современной, стремительно изменяющейся...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...