Рабочая программа кружковой работы «Хочу все знать»
рабочая программа

Григорьева Нина Ивановна

Рабочая программа кружковой работы по экспериментальной деятельности

«Хочу все знать»

Старшая группа

Пояснительная записка

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.

Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.

В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.

Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.

О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.

Понимая значения опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей среднего дошкольного возраста.

Цель программы:

 формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

- создать условия для экспериментальной деятельности;

- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей;

- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;

- упражнять детей проводить элементарные опыты;

- развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;

- развить речь, пополнить словарный запас;

- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;

- развитие аккуратности, ответственности и последовательности;

- воспитание самостоятельность

- развить интерес к изучению нового.

Программа рассчитана на 1 года обучения. Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут.

Форма организации:

- непосредственно-организованная деятельность;

-совместная деятельность;

-самостоятельная деятельность.

Место проведения:

- групповая комната;

- участок;

-прилегающая территория детского сада.

Методические приемы:

- наблюдения;

- создание проблемных ситуаций;

- экспериментирование;

- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;

- дидактические игры;

- моделирование;

- трудовые поручения.

Формы работы:

- занятия – путешествия;

- занятия – эксперименты;

- целевые прогулки;

- циклические наблюдения;

- проектная деятельность;

-трудовая деятельность;

 

Ожидаемые результаты реализации Программы

 

• Ребёнок способен самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

• Имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).

• Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.

• С желанием и интересом принимает участие в опытно – экспериментальной деятельности.

Взаимодействие с родителями

• Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.

• Консультация «Детские вопросы – взрослые ответы»

• Фоторепортажи о кружковой работе.

• Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях

• Выступления на родительских собраниях.

• Открытый показ кружковой работы.

 

Тематическое планирование

1 Сентябрь

Противоположность – превращение.

Задачи:

- познакомить со словами «наоборот»«противоположно» и усвоить их значение;

- развивать умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово;

- учить детей находить и различать противоположности;

- развивать умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов«был – будет», «Был – стал (станет)»;

- познакомить со схемами «превращения».

• Наоборот.

• Большой – маленький.

• Превращение.

• Схема превращения.

2 Октябрь Песок и глина.

Задачи:

- познакомить со свойствами и качествами песка и глины: сыпучести, способности сохранять форму, впитываемости, особенности взаимодействия с водой и т. д. • Посадим дерево.

• Где вода?

• Волшебный материал.

• Песочная страна

3 Ноябрь Человек.

Задачи:

- формировать представление о некоторых органах человека;

- развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. • Нос.

• Язычок помощник.

• Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.

• Чей глаз острее?

4 Декабрь Свойства воды.

Задачи:

- формировать представления о свойстве и качестве воды. • Окрашивание воды.

• Играем с красками.

• Водяные весы.

• Вода бывает теплой, холодной, горячей.

5 Январь Солнечный свет.

Задачи:

- расширять представление о разнообразии природных и рукотворных источников света;

- познакомить с тем, как образуется тень. • Солнечные часы.

• Солнечные зайчики.

• Свет повсюду.

• Свет и тень.

6 Февраль Свойства воды

Задачи:

- формировать представление о свойстве и качестве льда и воды. • Лёд – вода.

• Твёрдое – жидкое.

• Испарение.

• Лёд – вода – пар.

7 Март

 Жизнь растений.

Задачи:

- подвести к пониманию того, что растение живое, т. е. растет, изменяется, у него есть детки (семена, из которых вырастают новые растения;

- учить определять неблагополучие в состоянии объектов природы и определять, и устанавливать их причину. • Посадка лука.

• Как развивается растение?

• Нужен ли зимой растениям снег?

• Зачем деревьям корни?

8 Апрель Предметы.

Задачи:

- создать условия для формирования умения характеризовать предметы;

- способствовать определению материала, из которого сделан предмет;

- развивать умение определять признаки и свойства материалов. • Секретное письмо.

• Свойства веществ.

• Строение вещества.

• Плавание тел.

9 Май Воздух.

Задачи:

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг. • Поиск воздуха.

• Сколько весит воздух?

• Можно ли лежать на воздушных шариках?

• Воздух повсюду.

Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования.

Список литературы:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская

деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

3. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

5. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка.: пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с.: ил.

6. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.

7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pragramma_kruzhka_hochu_vse_znat.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»


Рабочая программа кружковой работы по экспериментальной деятельности 

«Хочу все знать»

Старшая группа

Пояснительная записка

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.

Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.

В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.

Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.

О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.

Понимая значения опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей среднего дошкольного возраста.

Цель программы:

 формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

- создать условия для экспериментальной деятельности;

- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей;

- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;

- упражнять детей проводить элементарные опыты;

- развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;

- развить речь, пополнить словарный запас;

- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;

- развитие аккуратности, ответственности и последовательности;

- воспитание самостоятельность

- развить интерес к изучению нового.

Программа рассчитана на 1 года обучения. Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут.

Форма организации:

- непосредственно-организованная деятельность;

-совместная деятельность;

-самостоятельная деятельность.

Место проведения:

- групповая комната;

- участок;

-прилегающая территория детского сада.

Методические приемы:

- наблюдения;

- создание проблемных ситуаций;

- экспериментирование;

- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;

- дидактические игры;

- моделирование;

- трудовые поручения.

Формы работы:

- занятия – путешествия;

- занятия – эксперименты;

- целевые прогулки;

- циклические наблюдения;

- проектная деятельность;

-трудовая деятельность;

Ожидаемые результаты реализации Программы

• Ребёнок способен самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

• Имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).

• Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.

• С желанием и интересом принимает участие в опытно – экспериментальной деятельности.

Взаимодействие с родителями

• Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.

• Консультация «Детские вопросы – взрослые ответы»

• Фоторепортажи о кружковой работе.

• Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях

• Выступления на родительских собраниях.

• Открытый показ кружковой работы.

Тематическое планирование

1 Сентябрь

Противоположность – превращение.

Задачи:

- познакомить со словами «наоборот»«противоположно» и усвоить их значение;

- развивать умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово;

- учить детей находить и различать противоположности;

- развивать умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов«был – будет», «Был – стал (станет)»;

- познакомить со схемами «превращения».

• Наоборот.

• Большой – маленький.

• Превращение.

• Схема превращения.

2 Октябрь Песок и глина.

Задачи:

- познакомить со свойствами и качествами песка и глины: сыпучести, способности сохранять форму, впитываемости, особенности взаимодействия с водой и т. д. • Посадим дерево.

• Где вода?

• Волшебный материал.

• Песочная страна

3 Ноябрь Человек.

Задачи:

- формировать представление о некоторых органах человека;

- развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. • Нос.

• Язычок помощник.

• Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.

• Чей глаз острее?

4 Декабрь Свойства воды.

Задачи:

- формировать представления о свойстве и качестве воды. • Окрашивание воды.

• Играем с красками.

• Водяные весы.

• Вода бывает теплой, холодной, горячей.

5 Январь Солнечный свет.

Задачи:

- расширять представление о разнообразии природных и рукотворных источников света;

- познакомить с тем, как образуется тень. • Солнечные часы.

• Солнечные зайчики.

• Свет повсюду.

• Свет и тень.

6 Февраль Свойства воды

Задачи:

- формировать представление о свойстве и качестве льда и воды. • Лёд – вода.

• Твёрдое – жидкое.

• Испарение.

• Лёд – вода – пар.

7 Март

 Жизнь растений.

Задачи:

- подвести к пониманию того, что растение живое, т. е. растет, изменяется, у него есть детки (семена, из которых вырастают новые растения;

- учить определять неблагополучие в состоянии объектов природы и определять, и устанавливать их причину. • Посадка лука.

• Как развивается растение?

• Нужен ли зимой растениям снег?

• Зачем деревьям корни?

8 Апрель Предметы.

Задачи:

- создать условия для формирования умения характеризовать предметы;

- способствовать определению материала, из которого сделан предмет;

- развивать умение определять признаки и свойства материалов. • Секретное письмо.

• Свойства веществ.

• Строение вещества.

• Плавание тел.

9 Май Воздух.

Задачи:

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг. • Поиск воздуха.

• Сколько весит воздух?

• Можно ли лежать на воздушных шариках?

• Воздух повсюду.

Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования.

Список литературы:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская

деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

3. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

5. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка.: пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с.: ил.

6. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.

7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы по нетрадиционному рисованию

Данный материал позволяет познакомить детей  с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...

Кружковая работа "Хочу учиться"

Подготовка руки ребенка к письму, профилактика отставания ребенка в освоении письма в начальной школе....

Перспективный план кружковой работы «Хочу всё знать» по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе

Создать условия для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию....

Кружковая работа: "Хочу всё знать»

Формировать представления детей о сезонных изменениях живой и неживой природы;Воспитывать способность переживания, чувства радости, удовольствия от рассматривания растений и общения с живым миром, окр...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа кружковой деятельности «Хотим всё знать» для детей средней группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Центр развития ребёнка – детский сад «Гармония»»  Программа кружковой деятельн...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...