Кружковая работа "Хочу учиться"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Рачилина Яна Владимировна

Подготовка руки ребенка к письму, профилактика отставания ребенка в освоении письма в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_hochu_uchitsya.docx61.76 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Хочу учиться» МБДОУ д/с №32, ст. Медведовской

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №32

«Рассмотрено»                        «Согласовано»                                «Утверждаю»

На заседании                            Заместитель заведующей                Заведующая  МБДОУ

педагогического совета           по ВоР______________                    Д/С №32

___________________                                                                         __________________

Протокол №___________          от «____»_________201_г.              от«____»_______201__г.    

от «____»_________201_г.

Председатель педагогического

совета:___________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

«Хочу учиться!»

(старший дошкольный возраст)

1 года обучения

1 занятие в неделю (всего 36 занятий)

                                                                                                                            Руководитель:

Воспитатель  Рачилина Яна Владимировна

Ст. Медведовская

Пояснительная записка.

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.

Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.

Цель программы:

Подготовка руки ребенка к письму, профилактика отставания ребенка в освоении письма в начальной школе.

Задачи:

  • Образовательные: 
  • Содействовать освоению детьми сенсорных эталонов формы, величины, цвета.
  • Обучать детей приемам самоконтроля,
  • Формировать у детей графические навыки.
  • Стимулировать речевое развитие ребенка.

  • Оздоровительные:
  • Развивать координацию движений у ребенка.
  • Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, глазомер, память
  • Укреплять здоровье детей за счет повышения их двигательной активности, самооздоровления с помощью  оздоровительных   упражнений
  • Способствовать проявлению положительных эмоций и укреплению психического

здоровья.

  • Развивающие:
  • Развивать познавательные, творческие и двигательные способности детей;
  • Актуализировать потребности детей в самопознании, саморазвитии,

самосовершенствовании

  • Содействовать всестороннему и гармоничному развитию личности детей.

  • Воспитательные:
  • Развивать целенаправленность действия, умение доводить начатое дело до конца.
  • Формировать мотивацию здорового образа жизни, безопасного разумного

поведения;

  • Воспитывать у детей культуру поведения через формирование нравственных,

духовных и  волевых качеств.

                        Принципы построения  занятий кружка.

  • Системность.
  • Учёт возрастных особенностей детей.
  • Дифференцированный подход.
  • Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.
  • Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
  • Поэтапное использование игр.
  • Гуманное сотрудничество педагога и детей.
  • Высокий уровень трудности.

Формы организации детской деятельности на кружке.

  • Интегрированные игровые занятия.
  • Совместная деятельность педагога и детей.
  • Самостоятельная игровая деятельность.
  • Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи

Организационные принципы

 Программа «Хочу учиться» адресована старшим дошкольникам и рассчитана на 1год.

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку.

Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 человек.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю с 1 сентября по 25 мая.

Длительность одного занятия, в подготовительной к школе группе 30 минут.

Ожидаемые результаты:

  • Укрепить мышечный тонус кисти рук.
  • Развить четкие движения и координацию рук ребенка.
  • Снизить утомляемость и повысить работоспособность.
  • Избежать проблем с почерком и другими навыками письма.
  • Уметь концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;
  • Уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять;
  • Совершенствовать  речь, внимание, память, воображение;

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА

«ХОЧУ УЧИТЬСЯ!»

Наименование разделов

Количество занятий и часов, отведённых на изучение каждого раздела.

Развитие точности движений.

36 х 15 мин =540 мин ( 9 ч 00 мин)

Упражнений по пластике, а также упражнений на расслабление различных групп мышц и снятие усталости у детей.

36 х 5 мин =180мин (3 ч 00 мин)

Развитие внимания и памяти детей.

6 х 10 мин = 60 мин (1ч 00 мин)

Развитие воображения.

6 х 10 мин = 60 мин (1ч 00 мин)

Развития устойчивости, концентрации внимания.

6 х 10 мин = 60 мин (1ч 00 мин)

Развитие внимания  к звукам, тренировка памяти.

6 х 10 мин = 60 мин (1ч 00 мин)

Развитие логического мышления.

6 х 10 мин = 60 мин (1ч 00 мин)

Разучивание скороговорок. Сочинение загадок.

6 х 10 мин = 60 мин (1ч 00 мин)

ИТОГО

18 часов (1080 мин)

 

Итоговое количество времени (1080 мин), соответствует 36 занятиям за 1 год.

На каждом из занятий используются практически все компоненты содержания разделов.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Задания, направленные на развитие точности движений: «Пальчиковая гимнастка»,

Самомассаж для развития мелкой моторики рук, Работа в тетрадях

 «Слушай и исполняй», «Повяжи бант», «Карлики и великаны», «Точные движения».

Занятия и игры на развитие внимания и памяти детей: «Что поменялось?», «Подбери пару», «Наоборот», «Летит – не летит», «Геометрические фигуры»,

Организация и проведение игровых моментов, направленных на распределение внимания и на расширение его объема: игра-разминка «Эхо», «Слово рассыпалось», «Разрезные картинки», «Замена букв в словах», «Отыщи заблудившийся звук», «Наоборот», «Арифметическое лото», «Счёт вслепую», «Найди слово в слове» и др.

Задание для развития устойчивости, концентрации внимания: «Запомни человека», «Запомни, что нарисовано», «Чего не хватает», «Определи на ощупь», «Запрещённое движение», «Невидящие», «Неслышащие», «Тик-так-тук», «Доскажи фразу», «Определи игрушку».

Упражнения на развитие внимания к звукам, тренировку памяти: «Определи по звуку», «Тик-так-тук» (со звуковым оформлением), «Иди на колокольчик» «Узнай меня», «От 1 до 10», «Угадай героя сказки», «Занимательные квадраты», «Дорисуй рисунок», «Иностранцы», «Сосед, подними руку», «Замени букву».

Вопросы, тесты, задания на развитие логического мышления: «Найди 5 отличий»; «Узнай, что в мешочке» (наводящие вопросы), ребусы, шарады, «Кто кем был?», «Калейдоскоп вопросов», «Дорисуй узор», «Назови одним словом», «Назови общие признаки»,  «Раздели на группы»,  «Наборщик»,  «Смысловая память», «Какое число лишнее?»,    «Спрятанные слова»  и др.

Развитие речи «Да или нет», «Если бы я был маленьким-маленьким», «Колодец желаний», «Вода, воздух, земля», «Прочти слово», «Угадай слог», «Составь слово», «Подбери слово в рифму», «Повтори-ка», «Слово «бук»», «Какие слова бывают?», «Узнай ноту в имени», «Цветочная викторина», «Запомни слова на определённую букву», «Сочини сказку», «Из каких слов?», «Доскажи словечко».

 Разучивание скороговорок. Скороговорки разучиваются по возрастающей степени сложности.

Сочинение загадок. Ребятам предлагается разучивание загадок, определяются признаки загадок, их разновидности, и только потом ребята приступают к самостоятельному сочинению загадок (загадок – проз, загадок – вопросов, загадок - стихов).

  «Задачи в стихах», «Соревнование телефонистов», «Интервью», «Путешествие по комнате», «Звук заблудился», «Какие слова бывают?», «Необыкновенный полёт», «Радиотеатр», «Спрятанные слова».

Организация и проведение упражнений по пластике, а также упражнений на расслабление различных групп мышц и снятие усталости детей: «Котёнок», «Змея», «Мир уснул», «Дотянись до солнца», «Согнись пополам», «Красивый цветок», «Ласковый тигрёнок».

Перспективный план занятий на год.

занятия

Содержание занятия

1.

1.Знакомство всех участников друг с другом (игротренинг).

2. Познакомить с правилами поведения на занятиях.

3. Пальчиковая гимнастка.  (развивать мышцы пальцев рук)

4. Дид. игра на развитие речи: «Сочини сказку»

2.

1. Повторить правила поведения на занятиях.

2. Пальчиковая гимнастка.  (развивать мышцы пальцев рук)

3. Содействовать развитию зрительной и слуховой памяти (игротренинг)

4. Познакомимся с клеточкой.

3.

1. Пальчиковая гимнастка.  (развивать мышцы пальцев рук)

2. Работа в тетрадях (рисуем домики-клеточки, находим центр клетки, соединим точки, раскрашиваем предмет)

3. Дид. игра на развитие речи: «Доскажи словечко»

4. Дид. игра на развитие внимания и памяти детей:  «Запомни, что нарисовано»

4.

1.Содействовать развитию мелкой моторики рук (самомассаж)

2. Развивать координацию движения руки и глаза. Знакомство с пособием «Шарики»

3.Работа в тетрадях (знакомимся с вертикальными, горизонтальными линиями)

4. Дид. игра на развитие логического мышления: «Смысловая память»

5.

1.Игротренинг (обследование игрушки)

2.Развитие мышц руки (с помощью эспандера)

3. Ориентировка на листе бумаги по клеточкам.

4. Дид. игра на развитие внимания и памяти детей:  «Что поменялось?»

6.

1. Массаж кистей рук (с помощью массажного мячика)

 2.Работа в тетрадях (выполняем штриховку в заданном направлении)

3. Физкультминутка

4. Дид. игра на развитие речи: «Запомни слова на определённую букву»

7.

1.Пальчиковые игры и самомассаж.

2. Работа в тетрадях (выполняем штриховку в заданном направлении)

3. Физкультминутка

 4.Развитие восприятия пространства, глубинного зрения. «Подбери пару»

8.

1. Массаж кистей рук (с помощью массажного мячика)

2. Работа в тетрадях (дорисуй узор по образцу)

3. Физкультминутка

4. Дид. игра на развитие внимания и памяти детей:  «Наоборот»

9.

1.Массаж кистей рук (с помощью массажера)

2.Пальчиковые игры (повторение пройденного)

3. Ориентировка на листе бумаги по клеточкам.

4. Дид. игра на развитие речи: «Цветочная викторина»

10.

1. Пальчиковая гимнастка.  (развивать мышцы пальцев рук)

2. Игротренинг (игры для организации учебного процесса)

3.Работа в тетрадях (соедини точки).

4. Дид. игра на развитие логического мышления: «Раздели на группы»

11.

1. Массаж кистей рук (с помощью массажного мячика)

2. Работа в тетрадях (продолжи ряд)

3. Физкультминутка

4. Игра-разминка «Эхо»

12.

1. Пальчиковая гимнастка.  (развивать мышцы пальцев рук)

2. Игротренинг на сосредоточение внимания.

3. Работа в тетрадях (выполни штриховку)

4. Дид. игра на развитие внимания и памяти детей: «Геометрические фигуры»

13.

1. Массаж кистей рук (с помощью массажного мячика)

2. Работа в тетрадях (выполни штриховку)

3. Дид. игра на развитие речи: «Повтори-ка»

4. Игра-разминка «Эхо»

14.

1.Пальчиковые игры, игротренинг.

2. Дид. игра на развитие логического мышления: «Найди 5 отличий»

3.Работа в тетрадях (Дорисуй второй и третий предметы в каждом ряду)

4. Дид. игра на развитие внимания и памяти детей:  «Иди на колокольчик»

15.

1. Массаж кистей рук (с помощью массажного мячика)

2. Дид. игра на развитие внимания  к звукам, тренировка памяти: «Что поменялось?»

 3.Работа в тетрадях (Дорисуй вторую и третью фигуру в каждом ряду)

4. Дид. игра на развитие речи: «Подбери слово в рифму»

16.

 1. Пальчиковая гимнастка.  (развивать мышцы пальцев рук)

2. Дид. игра на развитие логического мышления: «Узнай, что в мешочке» (наводящие вопросы),

3. Дид. игра на развитие внимания  к звукам, тренировка памяти: «Подбери пару»

4. Дид. игра на развитие внимания и памяти детей:  «Угадай героя сказки»

17.

1. Массаж кистей рук (с помощью массажного мячика)

2. Работа в тетрадях (наклонные линии)

3. Разучивание скороговорок.

4. Дид. игра на развитие речи: «Вода, воздух, земля»

18.

1. Пальчиковая гимнастка.  (развивать мышцы пальцев рук)

2. Работа в тетрадях (наклонные линии №2)

3. Физкультминутка

4. Игротренинг-игры для развития сосредоточенного внимания (слухового и зрительного) «Иди на колокольчик»

19.

1 Массаж кистей рук (с помощью массажного мячика)

2. Работа в тетрадях (выполни штриховку в разных направлениях)

3. Дид. игра на развитие логического мышления: «Кто кем был?»,

4. Дид. игра на развитие внимания и памяти детей:  «Чего не хватает»,

20.

1. Пальчиковая гимнастка.  (развивать мышцы пальцев рук)

2. Дид. игра на развитие логического мышления: «Калейдоскоп вопросов»

3. Работа в тетрадях (графический диктант)

4. Дид. игра на развитие речи: «Колодец желаний»

21.

1. Пальчиковая гимнастка.  (развивать мышцы пальцев рук)

2. Работа в тетрадях (развивать точности движений, при выполнении заданий)

3. Дид. игра на развитие внимания  к звукам, тренировка памяти: «Летит – не летит»

4. Дид. игра на развитие внимания и памяти детей:  «Доскажи фразу»

22.

1. Массаж кистей рук (с помощью массажного мячика)

2. Дид. игра на развитие внимания  к звукам, тренировка памяти: «Наоборот»

3. Работа в тетрадях (дорисуй недостающие детали)

4. Дид. игра на развитие логического мышления: «Дорисуй узор»

23.

1. Пальчиковая гимнастка.  (развивать мышцы пальцев рук)

2. Дид. игра на развитие внимания  к звукам, тренировка памяти: «Что поменялось?»

3. Работа в тетрадях (графический диктант)

4. Дид. игра на развитие речи: «Если бы я был маленьким-маленьким»

24.

1 Массаж кистей рук (с помощью массажного мячика)

2. Дид. игра на развитие логического мышления: «Назови одним словом»,

3.Работа в тетрадях ( пишем на линейках)

4. Игра-разминка «Эхо»

25

1. Пальчиковая гимнастка.  (развивать мышцы пальцев рук)

2.Работа в тетрадях (развивать точности движений, при выполнении заданий)  

3. Упражнений по пластике «Котёнок»

4. Дид. игра на развитие внимания  к звукам, тренировка памяти: «Летит – не летит»

26

1. Пальчиковая гимнастка.  (развивать мышцы пальцев рук)

2. Работа в тетрадях (развивать точности движений, при выполнении заданий)

3.  Физминутка.

4. Дид. игра на развитие логического мышления: «Назови общие признаки»

27

1. Массаж кистей рук (с помощью массажного мячика)

2. Работа в тетрадях (развивать точности движений, при выполнении заданий)

3. Упражнений по пластике «Змея»

4. Дид. игра на развитие логического мышления: «Дорисуй узор»

28

1.Пальчиковая гимнастка.  (развивать мышцы пальцев рук)

2. Дид. игра на развитие внимания  к звукам, тренировка памяти: «Что поменялось?»

3. Работа в тетрадях (развивать точности движений, при выполнении заданий)

4. Дид. игра на развитие логического мышления: «Раздели на группы»

29

1. Массаж кистей рук (с помощью массажного мячика)

2. Работа в тетрадях (развивать точности движений, при выполнении заданий)

3.Упражнений по пластике «Мир уснул»

4. Разучивание скороговорок.

30

1. Пальчиковая гимнастка.  (развивать мышцы пальцев рук)

2. Дид. игра на развитие логического мышления: «Смысловая память»,

3. Работа в тетрадях (развивать точности движений, при выполнении заданий)

4. Сочинение загадок.

31

1. Массаж кистей рук (с помощью массажного мячика)

2. Работа в тетрадях (развивать точности движений, при выполнении заданий)

3.Упражнений по пластике «Дотянись до солнца»

4. Разучивание скороговорок.

32

1. Пальчиковая гимнастка.  (развивать мышцы пальцев рук)

2. Дид. игра на развитие логического мышления: «Какое число лишнее?»,  

3.Работа в тетрадях (развивать точности движений, при выполнении заданий)

4. Дид. игра на развитие речи: «Да или нет»

33

1. Массаж кистей рук (с помощью массажного мячика)

2. Работа в тетрадях (развивать точности движений, при выполнении заданий)

3. Упражнений по пластике «Согнись пополам»

4. Сочинение загадок.

34

1. Пальчиковая гимнастка.  (развивать мышцы пальцев рук)

2. Дид. игра на развитие логического мышления: «Спрятанные слова»  

3.Работа в тетрадях (развивать точности движений, при выполнении заданий)

4. Разучивание скороговорок.

35

1. Массаж кистей рук (с помощью массажного мячика)

2. Работа в тетрадях (развивать точности движений, при выполнении заданий)

3. Упражнений по пластике «Красивый цветок»

4. Сочинение загадок.

36

1.Пальчиковая гимнастка.  (развивать мышцы пальцев рук)

2. Дид. игра на развитие логического мышления: «Сосед, подними руку»

3.Работа в тетрадях (развивать точности движений, при выполнении заданий)

4. Дид. игра на развитие внимания  к звукам, тренировка памяти: «Летит – не летит»

Критерии оценки усвоения программы:

Высокий уровень – дети свободно владеют техникой движения руки, развит мышечный тонус кисти рук, развита  координация и тактильная чувствительность, знают сенсорные эталоны,  формы, величины, цвета. Дети правильно выполняют поставленную задачу: умеют сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности; ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ; запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать; работать в парах; проявлять  доброжелательное отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Средний уровень – способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация но испытывает трудности в самостоятельном выполнении задания, однако после наводящих вопросов воспитателя доводит начатое до конца. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Низкий уровень – большинство компонентов учебной деятельности неразвиты; дети невнимательны, неусидчивы; на попытки воспитателя направить их деятельность в нужное русло отвечают отказом; затрудняется самостоятельно  работать, только с помощью взрослого справляется с заданиями; не проявляют способности к саморегуляции своей деятельности;

Способы фиксации результатов:

Данная тема предполагает  проведение психологической и педагогической диагностики в начале и конце учебного года по следующим темам:

№ п/п

Фамилия имя ребенка

Темы

Итого

Уровень сформированности мелкой моторики пальцев

Уровень графической подготовлен ности

Уровень развития зрительно-ручной   координации.

Уровень развития внимания и памяти детей

Уровень развития логического мышления

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

Высокий

Средний

Низкий

 

Работа с родителями:

Задачи:

  • Установить партнерские отношения семьей каждого воспитанника;
  • Объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Предоставлять членам семей возможности делать выбор и принимать решение.

Перспективный план работы с родителями

Название

мероприятия

Цель проведения мероприятия

Сроки

Анкетирования родителей «Ваш выбор»

Изучение потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах.

Удовлетворение социального заказа на дополнительные услуги.

Сентябрь

Родительское собрание

Знакомство родителей с правилами посещения кружка.

Октябрь

Консультация «Все про наш кружок»

Расширение педагогического кругозора родителей.

Октябрь

День открытых дверей

Демонстрация кружковой работы (фото и видео материалы)

Открытое занятие кружка.

Ноябрь

Индивидуальные консультации для родителей

Привлечение внимания родителей к интересам ребенка.

Декабрь, январь

Открытое занятие

Развитие позитивных взаимоотношений учителя начальных классов, детей и их родителей.

Март

Родительское собрание

Получение информации об уровне развития ребенка на конец учебного года

Май

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. (М: Просвещение 1964 г)
  2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.
  3. Антроповой М.В., Кольцовой М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста.(М: Педагогика 1983 г )
  4. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е издание., испр., и доп.: М “АРКТИ”,2007 г.
  5. Боричева Г.А., Сазонова А.В. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников.(Спб: Детство-Пресс 2007 г)
  6. Волина В.В. Игры в рифмовки.(СПб.: Дидактика, 1997 г.)
  7. Логинова Е.А. Нарушение письма. (СПб.: Детство-Пресс, 2004 г.)
  8. Лыков В.М. Дисграфия.(СПб.: Детство-Пресс, 1998 г.)
  9. Максимова Е.В. Онтогенез коры больших полушарий. (М: Наука,1990 г.)
  10. Назарова А.Г. Иготренинг.(СПб: Детство_Пресс, 1999 г.)

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа по речевому развитию с элементами ТРИЗ "Учимся играя"

Вопросы создания педагогики творчества являются чрезвычайно актуальными. Все педагоги  признают необходимость более полного изучения творческих процессов и создания системы работы по их активации...

Кружковая программа "Логоритмика: учим ребенка говорить. По технологии Л.Н. Засориной"

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено...

Кружковая деятельность "Учимся договариваться"

Кружковая деятельность "Учимся договариваться"...

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...