Использование приемов мнемотехники для развития памяти детей дошкольного возраста.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям.
Во-первых, механическая постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
Для лучшего запоминания широко используются различные мнемотехнические приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы мнемотехники для развития памяти детей дошкольного возраста.
С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям.
Во-первых, механическая постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
Для лучшего запоминания широко используются различные мнемотехнические приемы.
Приемы мнемотехники: игры для развития памяти:
1. Воссоздание мысленных образов.
На первом этапе ребенку необходимо использовать графическое изображение понятия. Инструкция: «Попробуйте к каждому из названных слов сделать какой-либо рисунок». Примерный перечень слов: грузовик, гнев, веселая игра, дерево, наказание, умная кошка, мальчик — трус, капризный ребенок, хорошая погода, интересная сказка.
На втором этапе ребенку предъявляются слова или фразы, которые он должен запомнить без рисунков: веселый праздник, темный лес, отчаяние, смелость, глухая старуха, радость, болезнь, быстрый человек, печаль, теплый вечер.
2. Мысленные образы и эмоции.
Инструкция: «Я вам буду говорить фразу, а вы после каждой фразы закройте глаза и представьте себе соответствующую картинку». Примерные фразы:
Лев, нападающий на антилопу.
Собака, виляющая хвостом.
Овсяное печенье в коробке в форме ромба.
Молния в темноте.
После прочтения фраз ребенку предлагается взять листок бумаги, вспомнить и написать названные фразы.
3. Для развития зрительно-моторной и зрительной памяти используется поэтапная работа ребенка с образцами, по которым необходимо конструировать определенные фигуры из палочек:
• сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец,
• затем время рассматривания образца сокращается до 15—20 секунд (в зависимости от сложности предлагаемой работы), но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец.
Подобные упражнения целесообразно проводить в процессе таких продуктивных видов деятельности, как конструирование, рисование, лепка, аппликация.
4. Для развития слуховой памяти целесообразно использовать упражнения с применением вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности.
Например, попросить ребенка выполнить конструктивное задание без обращения к образцу, а по памяти: например, воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т. д.
5. «Группировка».
Для того чтобы показать преимущество запоминания с использованием этого приема, педагог читает ряд букв, просит детей запомнить их и записать: А У И О Е Е. После этого он рассказывает о мнемическом приеме «группировка», то есть способе объединения букв в группы, удобные для чтения: можно разделить буквы на две или три группы и пропеть «песенку», делая остановки в конце каждой группы. (АУИ-ОЕЕ).
Для развития памяти на основе мнемического приема «группировка» можно также использовать цифры, рисунки.
6. «Группировка по смыслу».
Детям предлагаются слова: Зима, ель, птица, лес, гнездо, река, снег, рыба. Педагог рассказывает о том, что, чтобы лучше запомнить эти слова, их надо объединить в пары по смыслу. Дети коллективно обсуждают и подбирают смысловые пары.
Например, снег-зима; ель—лес и пр.
7. «Группировка по ассоциации».
1 этап: Из набора слов детям предлагается выбрать и запомнить только те пары, которые объединены по смыслу.
Педагог зачитывает эти пары слов: лес—гриб; зима—снег; кот—ведро, река—рыба, облако—лев, ворона—краска, гнездо—птица.
2 этап: Детям предлагается вспомнить оставшиеся пары слов и подумать, как эти слова можно связать друг с другом.
3 этап: Ребенку зачитываются пары слов, которые необходимо запомнить: диван—тигр, девочка—брат, небо—земля, глаз—муха, озеро— верблюд, ковер—цветок, цыпленок—стол. Затем педагог зачитывает первое слово, а дети дополняют второе слово.
8. «Классификация».
Педагог читает ребенку набор слов (10—15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т. д.), а затем просит назвать слова, которые он запомнил.
Если ребенок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старается запоминать механически, то рекомендуется ему объяснить и показать, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу. Аналогичный способ можно предложить детям при запоминании различных предметов, цветов, последовательности событий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/01/picture-677847-1443711843.jpg)
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/03/picture-538174-1491224178.jpg)
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/08/picture-552004-1567938842.jpg)
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/22/picture-1081229-1637577792.jpg)
Доклад для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Материал может быть полезен воспитателям ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/22/picture-934594-1584882296.jpg)
«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/11/picture-790646-1481449732.jpg)
Планирование по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
Планирование воспитателя по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/14/picture-1063538-1702530297.jpg)
Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....