НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Чайная лаборатория»
статья (старшая группа)

Цель занятия: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тип занятия: занятие усвоения новых знаний и умений.

Форма занятия: групповая.

Продолжительность: 25 минут.

Участники: обучающиеся, воспитатель.

Возраст обучающихся: 5-6 лет.

Цель занятия: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

1. Уточнить и расширить представления детей о выращивании, сборе чая, обработке чайных листьев, о различных сортах чая, о свойствах чая и чайных листьев.

2. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление в процессе проведения экспериментирования (опытов).

3. Способствовать развитию и обогащению у детей активного словаря: чайный лист, мелколистовой и крупнолистовой чай; совершенствовать у детей навыки словообразования и употребления относительных прилагательных (Индия – индийский, Китай – китайский, Краснодар – краснодарский и т.д.).

4. Развивать познавательную активность, творческое воображение, коммуникативные навыки.

5. Развивать способность выслушивать рассуждения своих товарищей.

Планируемые образовательные результаты: приобретение опыта исследовательской деятельности в процессе активного и доброжелательного взаимодействия с педагогом и сверстниками; развитие умения делать выводы и правильно их формулировать; расширение представлений детей о чае и его свойствах; развитие и обогащение активного словаря детей.

Основные термины, понятия: чайное дерево, чайный лист, крупнолистовой чай, мелколистовой чай, индийский чай, китайский чай, африканский чай, вьетнамский чай, азербайджанский чай, грузинский чай, мексиканский чай, краснодарский чай.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, видеописьмо профессора чайных наук, презентация «Волшебное превращение чайного листочка», четыре стола, стулья по количеству детей, прозрачные стаканы (по 2 шт. на каждого ребенка) и чайные ложки по количеству детей, графин с холодной водой, чайник с горячей водой, фартуки по количеству детей, салфетки, скатерти на столы, чайные пакетики для рисования (зеленый чай, черный чай, каркаде), белый халат для взрослого.

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей.

Вводная часть

Продолжитель-ность: 2 минуты

В группе воспитатель привлекает внимание детей к видеописьму от профессора чайных наук Виктории Олеговны, которое пришло на адрес их электронной почты.

Текст видеописьма: Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Виктория Олеговна. Я – профессор чайных наук. Я узнала, что сегодня в вашем детском саду проходит День чая, поэтому приглашаю вас в свою чайную лабораторию, где вы узнаете много нового и интересного о чае и его свойствах. До встречи!» Воспитатель предлагает детям отправиться в чайную лабораторию (музыкальный зал).

Дети смотрят видео обращение профессора на ноутбуке. Соглашаются отправиться в чайную лабораторию.

Основная часть

Продолжитель-ность: 2 минуты.

 

 

 

 

 

 

Продолжитель-ность: 5 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжитель-ность: 13 минут.

 

В чайной лаборатории детей приветствует профессор чайных наук Виктория Олеговна и интересуется, что такое чай, какая страна является родиной чая. Если дети затрудняются, взрослый им помогает.

 

 

Профессор приглашает детей в «кинозал» лаборатории и предлагает посмотреть презентацию «Волшебное превращение чайного листочка», в ходе которой проводит упражнение «Назови сорт чая».

Текст к показу презентации:

Практически, каждому человеку на Земле знаком такой напиток, как чай. В нем содержатся полезные витамины, способные придать силы и улучшить самочувствие человека. Но не каждый из нас знает, откуда берется чай, где и как растет, как его собирают. Отвечая на эти вопросы, мы откроем для себя интересную информацию.

Обратите внимание, ребята. Это чайное дерево, которое в дикой природе вырастает очень высоким – до 10 метров (это примерно высота 4 этажа). Чайное дерево любит тепло и влажность. Со временем, когда чайный напиток распространился по всему миру, люди стали разбивать чайные плантации. Как вы уже отметили, родиной чая считается Китай, но чайные плантации есть и в других странах: Индии, Африке, Вьетнаме, Азербайджане, Грузии, Мексике, в Краснодаре (Россия).

Профессор предлагает детям назвать сорт чая из этих стран (Китай – китайский, Индия – индийский и т.д.)

 

 

 

 

Для чая, который мы завариваем и пьем, срывают три верхних листочка – самых свежих и молодых. Из-за того, что с деревьев постоянно обрывают верхушки веток, они не вырастают в высоту и больше похожи на куст, высотой до 1 метра. Сбор чайных листьев – очень тяжелый труд, так как их собирают вручную.

Далее, сорванные листья перебирают, сворачивают и окончательно высушивают. По тому, как чайный лист обрабатывается, чай бывает зеленый, черный, белый. После обработки чайные листья снова сортируют: на целые и измельченные, так мы получаем крупнолистовой и мелколистовой чай.

После этого чай упаковывают в красивые коробки и отправляют в магазины, где мы выбираем его себе по вкусу.

 

 

 

После просмотра презентации профессор чайных наук сообщает детям, что в ее лаборатории они могут провести опыты с чайными листьями и узнать новую информацию о чае, но для этого им необходимо назвать правила поведения при проведении опытов с горячей водой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессор чайных наук предлагает детям выполнить первое правило и надеть фартуки при необходимости помогает детям.

 

Профессор чайных наук предлагает детям рассмотреть и потрогать засушенные чайные листья и поделиться своими впечатлениями.

 

 

 

 

Профессор чайных наук интересуется у детей, знают ли они, что произойдет с чайными листьями, если их поместить в холодную воду, можно ли таким образом заварить чай. Предлагает детям провести опыт с холодной водой и посмотреть, что произойдет с ними (если были предположения, их проверить).

Профессор чайных наук при проведении опытов организует индивидуальную работу с каждым ребенком, при необходимости оказывает помощь, беседует.

 

Далее профессор чайных наук предлагает провести опыт с горячей водой и понаблюдать за чайными листочками. Наливает горячую воду в каждый стакан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интересуется у детей, почему в холодной воде листья остались наверху, а в горячей воде опустились на дно.

 

 

 

 

 

 

Профессор предлагает детям после проведения всех опытов сделать вывод, в какой воде нужно заваривать чай и почему.

 

 

 

Профессор интересуется у детей, в какой ситуации им пригодится такая информация о чае.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети приходят в лабораторию (музыкальный зал). Примерные ответы детей: чай – это напиток, который мы пьем; родиной чая является Китай.

 

Дети смотрят презентацию, сидя на стульчиках, в «кинозале» лаборатории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные ответы детей (упражнение «Назови сорт чая»):

Чай из Китая - китайский, чай из Индии – индийский, чай из Африки – Африканский, чай из Краснодара – краснодарский и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети называют правила поведения при проведении опытов с горячей водой, примерные ответы: сначала нужно посмотреть, послушать, а потом выполнять опыт; нельзя толкать соседа во время работы; с горячей водой нужно быть осторожным; горячую воду может наливать только взрослый; обязательно нужно надеть фартук, чтобы не облиться горячей водой и т.д.

 

 

Дети надевают фартуки.

 

 

 

 

 

Дети проходят к столам, рассматривают, трогают чайные листья. Предполагаемые ответы детей: чайный листок черного цвета, скрученный, сухой, при нажиме на него рассыпается.

 

 

Предполагаемые ответы детей: знаем, не знаем.

Дети в стаканы с холодной водой добавляют 1 чайную ложку чайных листьев, наблюдают, делятся своими наблюдениями: вода осталась прозрачной и листья чая остались наверху, листья твердые и легкие. Чай не заварился.

 

 

 

 

 

 

Дети накладывают по одной чайной ложке чайных листьев в стакан с горячей водой.

Наблюдают: чайные листья в горячей воде начинают закрашивать воду в коричневый цвет, через 3 минуты листья оказались на дне стакана, они быстро впитали горячую жидкость и стали мягкими, увеличились в размере. Чай заварился и его можно пить.

 

Предполагаемые ответы детей: листья упали на дно, потому что они впитали горячую воду и стали тяжелыми. Чайные листья хуже впитывают холодную воду, поэтому они остались наверху.

 

Общий вывод: чай заваривается только в горячей воде, потому что чайные листья быстрее впитывают горячую жидкость, чем холодную.

 

Предполагаемые ответы детей: когда вместе с родителями отправляемся в поход, на пикник: нужно заварить чай заранее и налить в термос, чтобы он не остыл или взять с собой посуду, чтобы вскипятить воду на костре.

Заключитель-ная часть.

Продолжитель-ность: 3 минуты.

Профессор отмечает, что ей было очень приятно и интересно работать с детьми, они показали хорошие знания, делали правильные выводы. Интересуется, что нового дети узнали о чае, что больше всего их поразило. Дарит детям чай в пакетиках (зеленый, черный и каркаде), и предлагает детям в группе попробовать порисовать заваренными чайными пакетиками.

Дети делятся впечатлениями о нахождении в чайной лаборатории, благодарят профессора чайных наук и отправляются в группу для занятия изобразительной деятельностью.

 

 

Формы контроля и оценки результатов занятия: наблюдение, беседа (фронтальная и индивидуальная).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме «Волшебница-весна»

Интегрированное занятие - ознакомление с окружающим миром, развитие речи, рисование. Весна, подснежник....

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Вода - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных областей (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, продуктивная дея

Открытое занятие по  познавательному развитию в старшей группе № 5 на тему: «Вода  - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных обла...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе по теме «Лаборатория Всезнайкина» (изучение свойства дерева).

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе по теме «Лаборатория Всезнайкина» (изучение свойства дерева)....