Основная роль сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №119 »
Тема: «Основная роль сюжетно - ролевой игры в дошкольном возрасте.»
Воспитатель 1К.К. Панёвина Людмила Александровна
Воронеж2019г.
Основная роль сюжетно - ролевой игры в дошкольном возрасте.
В детском возрасте игра несет в себе очень важную информативную нагрузку для ребенка. Через игру ребёнок узнает себя, окружающий мир, даже развивает свои собственные таланты.
Сюжетно – ролевая игра позволяет ребёнку примерить на себя роль какого – либо персонажа, научиться думать как он, говорить как он и жестикулировать.
В своей работе «Игровая деятельность в детском саду» Н.Ф Губанова отмечает, что сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать чужую точку зрения.
Не смотря на то, что сама по себе игра работает через воображение, в процессе сюжетно - ролевой игры ребёнок полностью вживляется в роль своего персонажа и испытывает настоящие, не поддельные чувства и эмоции.
На начальном этапе ребёнок полностью копирует поведение и действия взрослых (родителей). Девочки чаще играют в «в дочки матери» , а мальчики в «стоителей». Через некоторое время ребенок начинает обыгрывать знакомые ему жизненные ситуации: «посещение парикмахерской», «поход в кафе».
На следующем этапе у ребёнка появляться сюжет в своей собственной игре. Он может четко ответить на вопросы «зачем, почему, какое действие будет после?».
Очень важно, чтобы взрослый поддерживал с ребёнком сюжетно – ролевую игру, давал им как можно больше различных ситуаций и альтернативных ходов. Если родитель не будет предоставлять ребенку новый сюжет, то ребенок может остановиться в развитии и перестать проявлять самостоятельность. Проявление творчества и самостоятельности в сюжетно-ролевых играх показывает уровень развития мышления ребенка.
Для взрослого не менее важно грамотно спланировать работу по сюжетно-ролевой игре: содержание, тематику, цели, задачи, роли, а так же сам анализ игры.
Под анализом игры подразумевается правило трёх « Ч» :
- Чем игра может заинтересовать ребёнка?
- Что ребёнок сможет узнать нового?
- Что ребёнок вынесет из данной игры?
Особую роль в сюжетно – ролевой игре в дошкольном возрасте имеет игрушка заместитель. Существует 3 периода в жизни ребёнка, когда игрушка несет себе развивающую функцию.
- В 3-4 года игрушка – заместитель должна быть удобной и доступной для ребенка. Очень важно, чтобы такая игрушка напоминала изображаемый предмет общими контурами. Скрученная солома – соломенная кукла, листочки на деревьях – деньги. Общими чертами предмет развивает у ребёнка воображение и мышление в процессе игры.
- В 4-5 лет дети осуществляют игровые действия с помощью специальной атрибутики. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Теперь соломенной кукле нужны платья, шапочки и сумочки, а так же игрушечная посуда.
- В 6-7 лет для ребёнка огромное значение имеет уже смысл сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть в реальной жизни. Сюжет игры усложняется – это уже игра не просто в школу или больницу, а нечто глобальное – покорение космоса, исследования джунглей, покорение океанов и морей.
Играя в сюжетно - ролевые игры ребёнок прощупывает почву для дальнейшей жизни в социуме. В процессе познания мира через сюжетно – ролевую игру ребёнок постигает истины через свободу без жёстких правил и ограничений. Таким образом,сюжетно-ролевые игры учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками, примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности сюжетно-ролевых игр детей младшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра в разных возрастных группах имеет свои характерные особенности...
Алгоритм сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Алгоритм сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Рекомендации Беседы: «Моя семья», «Кем работает папа, мама», «Моя родословная», «Традиция Вашей семьи», «Ка...
Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"
ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...
Основные направления развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
Основные направления развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста...
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Горница" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Оганизация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Закрепление культурных навыков, сообщение детям некоторых знаний по домоводству....
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...
Роль сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста
Игра это основной вид деятельности дошкольника, в результате которой он познает мир. Одним из видов игры является сюжетно-ролевая игра. Характеризуя ее,...