Воспитатель года -2017
материал
Опыт работы «Использование здоровьсберегающих технологии в дошкольном образовании»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта по теме | 100.95 КБ |
Занятие "В здоровом теле- здоровый дух" | 20.91 КБ |
Презентация | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд№1
Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
С ним ничего не страшно, никакие
испытания. Его потерять – значит
потерять все, без него нет свободы,
нет независимости, человек становится
рабом окружающих людей и обстановки;
оно – высшее и необходимое благо, а
между тем удержать его так трудно.
В. Вересаев
Слайд№2
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней.
Из материалов Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья на сегодняшний день не более 14% детей рождаются физиологически зрелыми, соответственно доминирующая часть детей уже после рождения не готова к физиологически полноценной жизни. Из детей, пришедших в 1-й класс, 25-35% имеют физические недостатки или хронические заболевания. Прогнозируется, что при сохранении сложившейся тенденции лишь 54% подростков, которым сейчас 16 лет, доживут до пенсионного возраста.
Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах, порождающих такие результаты. Безусловно, они связаны с политическими, социально-экономическими процессами, происходящими в России в последние годы. Но прежде всего причиной является культурный кризис общества и как его следствие – низкий уровень личностной культуры человека, семьи, образовательного пространства в целом.
Выдающийся педагог, реформатор воспитания, автор «Педагогики Сердца» Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадывали бы из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и заболели ли бы немыслимо чем. Нет. Детям совершенно, так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
Слайд№3
Фундамент здоровья закладывается в дошкольном возрасте. Анализ пропусков воспитанников нашей дошкольной группы за II полугодие 2015-16 учебного года показал, что пропуски по болезни составляет – 41%. Самый высокий процент пропусков по болезни составил в марте и мае.
Данные медицинского обследования позволяют составить четкую картину состояния здоровья детей нашей группы - в группу поступают в основном дети со второй группой здоровья.
Слайд№4
Ни одна, даже самая лучшая образовательная, либо оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Семья является носителем важнейшей информации о состоянии культуры здоровья в семье, в которой растет и воспитывается ребенок. Среди родителей было проведено анкетирование «Здоровый образ жизни», цель : выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни. Результаты анкетирования показывают, что большинство родителей заинтересованы проблемой здоровья семьи и готовы взаимодействовать с детским садом, но они недостаточно знают физические показатели, по которым можно определить, правильно ли развивается их ребенок.
У 80 % детей, посещающих нашу дошкольную группу в выходные, праздничные и каникулярные дни не поддерживается режим дня (отсутствует дневной сон из-за более позднего подъема или позднего отбоя)
68% родителей не занимаются физической культурой и не уделяют должного внимания спорту
52% опрошенных родителей имеют недостаточную информацию по укреплению здоровья ребенка
74% родителей, здоровье рассматривают только как отсутствие заболеваний. Совершенно не учитывая взаимосвязи, всех составляющих здоровья – физического, психического, социального.
Таким образом, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни и научим ребенка с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально и духовно.
Слайд№5
На основе анализа приведенных выше показателей в нашей дошкольной группе возникла необходимость систематизировать работу по оздоровлению воспитанников.
С сентября 2016 года в нашей группе работает программа «Азбука здоровья»
Программа рассчитана на 2016/17 учебный год.
Участвуют в программе: воспитатели, дети (5-7 лет) и родители.
Цель: формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни через использование специально организованных форм обучения детей.
Слайд№6
Задачи:
- Сформировать у детей представление о составляющих здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье.
- Обучать воспитанников ЗУиН поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.
- Повысить педагогическую компетенцию педагогов по проблеме внедрения и использования в процессе образовательной деятельности.
- Ориентировать родителей на воспитание здорового ребенка.
Ожидаемый результат:
- Сформированные навыки ЗОЖ у дошкольников и изменения отношения к своему здоровью
- Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей
- Освоение педагогами инновационных технологий по оздоровления детей
- Установление партнерских отношений с родителями в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей.
Слайд№7
Программа «Азбука здоровья» состоит из 3 модулей (работа с детьми, работа педагогов, работа с родителями).
Слайд№8
В работе с детьми были выделены 4 направления по представлению детей о здоровье:
-здоровый человек;
-организм человека;
-безопасное поведение человека;
-человек и другие люди
Составлен комплексно- тематический план состоящий из разнообразных видов физкультурно-оздоровительных мероприятий, познавательной и игровой деятельности, направленной на формирование навыков ЗОЖ. Собрана подборка художественной литературы, сюжетно-ролевых и дидактических игр по данной тематике.
Слайд№12
Модуль – «Работа с педагогами»
- это изучение проблемы в научно-методической литературе
-выявление и обобщение передового опыта
-совершенствование предметно-развивающей среды
- разработка инструментария и критерий по выявлению уровня сформированности ЗОЖ у воспитанников
Слайд№13
Модуль – «Работа с родителями»
-собрания и консультации по проблеме
- оформление информационного Уголка Здоровья. Это наглядная информация, красочно оформление папки передвижки. В них содержится информация на темы – «Профилактика плоскостопия», «Движение жизнь», «Особенности физического развития дошкольника» и т.д.
- приобщать к участию в досуговых и спортивных мероприятиях (уже традицией стало «День здоровья в осеннем лесу» совместно родители и дети, праздник к 23 февраля «Эстафеты для самых смелых»)
Слайд№14
Результат оформление фотовыставки «Мы дружим со спортом!»
На начальном этапе при разработке инструментария была поставлена цель: изучить особенности культуры здоровья детей дошкольного возраста.
Для решения обозначенной цели и задач, представленных на слайде, использовался комплекс диагностических методов: беседы, диагностические игровые задания, проблемные ситуации, наблюдение.
Диагностические задачи | Методы диагностики |
Изучить особенности представлений старших дошкольников о здоровье, ЗУиН, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие» | - беседы; -диагностические игровые задания; -проблемные ситуации; -наблюдение; |
К решению цели и задач выделены критерии оценки:
- наличие ответов на вопросы и решений, предлагаемых ребенку диагностических игровых и проблемных ситуаций;
-адекватность детских ответов и решений, их осознанность (может объяснить свои решения);
-полнота и глубина знаний и решений;
-перенос имеющихся знаний в решение проблемных и имитационных ситуаций;
-активность дошкольника в ходе беседы, интерес к её содержанию.
Уровни знаний детей
Превосходный – 4 бала: ребёнок уверенно владеет содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации.
Высокий- 3 бала: ребёнок владеет содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым и с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации.
Средний- 2 бала: ребенок отчасти владеет содержанием беседы, отвечает с наводящими вопросами.
Низкий- 1 бал: ребенок слабо владеет содержанием беседы, активность ребенка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору.
На следующем этапе была проведена диагностика, которая состояла из 4 разделов: -раздел 1 «Здоровый человек» Цель: изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека. -раздел 2 «Человеческий организм» Цель: изучить особенности знаний детей о человеческом организме. -раздел 3 «Безопасный мир» Цель: изучить особенности мотивации здорового образа жизни старшего дошкольника, особенности знаний о безопасности поведения в окружающей среде. -раздел 4 «Я и другие люди» Цель: изучить особенности знаний детей о социально благоприятных (здоровых) взаимоотношениях людей.
Хочу отметить, что на сегодня нет готовых диагностик, позволяющих решить поставленную цель, и вся моя работа по изучению проблем здоровье сбережения дошкольников строилась на основе опыта работы ГДОУ «Радуга» г. Санкт-Петербурга, описанного в учебном пособии Дергунской В.А. «Диагностика культуры здоровья дошкольников».
Анализ полученных данных показал, что уровень знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье по всем 4 направлениям на начало учебного года характеризуется в большинстве случаев как низкий и составил в среднем 1,3 бала. В конце учебного года на среднем уровне и составил 2,6 бала. Как видно из диаграммы лучше сформированы у дошкольников представления по 2 разделу «Человеческий организм», чуть слабее по 1 разделу «Здоровый человек». Динамика роста в среднем по всем разделам за учебный год составила 1,3 бала.
Быть здоровым, по мнению большинства опрашиваемых дошкольников - это прежде всего никогда не болеть, не принимать лекарства, не ходить к доктору, а также быть веселым, радостным и умным.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧЕХЛОМЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
Конспект занятия по теме:
«В здоровом теле – здоровый дух»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Ошуркова Марина Сергеевна,
воспитатель дошкольной группы
муниципального бюджетного
образовательного учреждения
«Чехломеевская основная школа»
2016 г.
Основная образовательная область: «Познание»
Интеграция: «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
Цель: воспитывать у дошкольников бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Задачи:
образовательные:
- формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
- закреплять знания о средствах личной гигиены, чистоте и аккуратности.
- прививать потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям и занятиям спортом;
- формировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержаться витамины.
развивающие:
- развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь;
- развивать внимание, логическое мышление, память, любознательность; речь.
воспитательные:
воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни, желание заботиться о своём здоровье.
Оборудование: проектор, компьютер, меловая крошка, тазик, кувшин с водой, жидкое мыло, бумажные полотенца, 2 корзинки с условными обозначениями, мело, шампунь, полотенце, расческа, мочалка, зубная паста, зубная щетка, носовой платок.
Ход занятия
В: Здравствуйте ребята!
Д:
В: Знаете, а вы ведь сейчас не просто поздоровались, вы подарили мне частичку здоровья, потому что слово «здравствуйте» обозначает «желаю здоровья».
В: Сейчас я вам предлагаю встать в круг, взяться за руки, улыбнуться другу справа, улыбнуться другу слева и пожелать здоровья. Молодцы занимайте свои места.
В: Ребята, а что значит быть здоровым?
Д:
В: Я вам открою секрет! Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточке нашего организма. Первый лучик вашего здоровья – это соблюдение правил личной гигиены.
В: Ребята, обратите внимание на экран.
Посмотрите на этих двух мальчиков. Чем они отличаются друг от друга? (Один мальчик чистый, умытый, аккуратный и опрятный, а другой неумытый, с грязным лицом и грязными руками.)
В: Какой мальчик вам понравился больше?
Д:
В: А почему он вам понравился больше?
Д:
В: Чтобы человек выглядел чистым, опрятным и аккуратным ему необходимо соблюдать правила личной гигиены.
-Какие правила личной гигиены мы с вами соблюдаем дома и в детском саду?
Д:
В: Главная задача этих процедур – смыть микробы с нашей кожи.
- Давайте посмотрим, что случится, если хотя бы один человек не вымоет руки после прогулки?
Д:
В: Сейчас мы с вами поиграем.
Опыт «Грязные руки»
Приглашаю самого смелого ребенка, который будет ведущим. Обсыпаю его руки меловой крошкой и сообщаю, что мел изображает невидимых микробов. Все представят, что незнакомы друг с другом и должны перезнакомиться и поздороваться друг с другом за руку.
- А, сейчас давайте посмотрим на свои руки, они почти у всех перепачканы мелом.
Давайте сделаем вывод:
В: А, что сейчас нам с вами нужно сделать? (Вымыть руки с мылом)
В: Ребята, а что нам помогло смыть наших условных микробов?
Д:(мыло, вода)
В: Каких еще помощников вы знаете, для того, чтобы быть чистыми?
Д:
В: А, каких помощников вы знаете, для того, чтобы быть красивыми и опрятными?
Д:
В: Посмотрите сколько у нас помощников для того, чтобы мы с вами были чистыми, аккуратными и красивыми.
В: Сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Разложи по корзинкам»
1 корзинка – предмете гигиены, которыми могут пользоваться члены всей семьи.
2 корзинка – предметы гигиены, которыми можешь пользоваться только индивидуально только ты один.
В: Предлагаю обсудить ваш выбор.
В: Молодцы! С заданием справились.
В: И мы с вами отправляемся на следующий лучик нашего здоровья – Физкультуры и спорта.
В: Ребята, как вы думаете, какую пользу приносят людям занятия спортом и физкультурой? (укрепляют мышцы, закаляют организм, дарит нам хорошее, бодрое настроение, прогоняют сон)
В: Правильно ребята, если человек будет заниматься спортом, он будет здоровым. Нужно обязательно делать утреннюю зарядку, заниматься спортом, чаще играть в подвижные игры.
- Подумайте пожалуйста, какими бывают дети которые не любят делать зарядку не любят физкультуру? (да, ребята, они слабые, часто болеет, быстро устают)
В: Что-то мы с вами засиделись, давайте сделаем физкультминутку.
Физкультминутка «»
В: Молодцы! Занимайте свои места.
В: Ребята мы с вами выяснили, для того чтобы быть здоровым, нужно соблюдать правила личной гигиены, заниматься спортом, а еще нужно правильно питаться. И следующим лучиком нашего здоровья будет- Полезная еда.
В: Подумайте и назовите, какие продуты вы считаете кушать полезно?
Д:
В: А какие вредно?
Д:
В: Правильно ребята полезнее всего это фрукты и овощи, в них содержится много витаминов. По-вашему, мнению для чего нужны витамины?
Д: (чтобы укреплять наш организм, чтобы здоровье было крепким, организму легче бороться с болезнями)
В: Ребята, а кто знает какие бывают витамины?
Д:
В: Витамины бывают разные, но самые главные для нашего организма это витамин А, витамин В, витамин С.
Витамин А помогает нашему организму расти и улучшает зрение. Большое количество его содержится он в сырой морковке, чернике, сливочном масле, яйцах.
Совет: Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок черничный пьёт.
Витамин В помогает работе нашего сердца и улучшает настроение. Его много содержится в мясе, молоке, орехах, черном хлебе, разных кашах.
Совет: Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Витамин С укрепляет наш организм, помогает бороться с простудой. Много его содержится в смородине, апельсинах и лимоне.
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
В: игра «Совершенно верно»
Воспитатель зачитывает четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных продуктах, дети все вместе говорят: «Правильно, совершенно верно!» А если о том, что для здоровья вредно, дети молчат.
* Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
* Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
* Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мёд и виноград.
* Нет полезнее продуктов — вкусных овощей и фруктов.
И Сереже, и Ирине всем полезны витамины.
* Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, и с болезнями не знайся.
В: Молодцы, вы справились с заданием.
В: Посмотрите, солнышко нам улыбается, радуется за нас. Давайте повторим все правила которые нужно выполнять, чтобы быть красивыми, аккуратными, здоровыми.
Д: Выполнять правила гигиены, заниматься спортом, кушать больше овощей и фруктов.
В: На прощание мне хочется пожелать вам: «Будьте здоровы!» А вы пожалуйста, пожелайте это нашим гостям.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на конкурс "Воспитатель года 2017"
Конкурсное Эссе....
Презентация опыта на "Воспитатель года 2017"
презентация опыта на Воспитатель года 2017...
Воспитатель года 2017
Эссе "Я-воспитатель"...
Информация для участия в конкурсе "Воспитатель года 2017"
Эссе наконкурс "Воспитатель года-2017"Информацционная карта участника конкурса "Воспитатель года 2017"...
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Конкурс "Воспитатель года" 2017. Эссе " Я Воспитатель, а это значит" .
Эссе " Я Воспитатель, а это значит" ....
Документация на муниципальный конкурс г. Новозыбкова "Воспитатель года - 2017"
Документация на муниципальный конкурс г. Новозыбкова "Воспитатель года - 2017"...