Доклад "Организация двигательного режима в младшей группе"
материал (младшая группа)

Ведерникова Оксана Викторовна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizhenie.docx158.14 КБ

Предварительный просмотр:

Движение -  это жизнь.
Ничто так не истощает и не
ослабляет, как продолжительное
                                                                                физическое бездействие.

Аристотель

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Одна из основных причин данных заболеваний – малоподвижный образ жизни ребенка.

В связи с этим необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни.

По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма является двигательная активность.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Особенности  ДА  детей дошкольного возраста.
Для детей 
I младшей группы двигательная активность – необходимое условие разностороннего развития ребенка. Движения создают условия для развития интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом движение – это жизнь ребенка, его стихия.
Основу двигательного режима составляет самостоятельная деятельность детей этого возраста.
Дети 3-4 лет имеют определенный двигательный опыт. Умеют выполнять некоторые сложные движения, такие как прыжки, бег. Доступны и понятны некоторые элементы техники основных движений.

В пятилетнем возрасте наиболее существенна разница в показателях ДА между мальчиками и девочками во время самостоятельной деятельности, что обусловлено разным содержанием их игровой деятельности. У мальчиков преобладают игры подвижного характера (футбол). Девочки предпочитают игры спокойного характера с преобладанием статистических поз (сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница» и т.д.).
В отличие от детей пятилетнего возраста, 
ДА детей 6 лет становится более осознанной и разнообразной. По мере овладения двигательными навыками и умениями у шестилеток проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям. Овладевая новыми навыками и закрепляя старые, дети активно начинают применять их в своей самостоятельной деятельности.
В 6-летнем возрасте стирается резкая грань в содержании самостоятельной деятельности мальчиков и девочек, ярко выраженная у пятилетних детей. Шестилетки самостоятельно объединяются небольшими группами и вместе выполняют те или иные упражнения, такие как бросание мяча в кольцо, ходьба по бревну, прыжки через веревку и другие. В этих упражнениях участвуют как мальчики, так и девочки.
У детей семилетнего возраста, обладающих более высокими двигательными возможностями по сравнению в предыдущей возрастной группой, показатели ДА увеличиваются за счет обогащения самостоятельной деятельности разнообразными играми и физическими упражнениями. Как у мальчиков, так и у девочек проявляется достаточно устойчивый интерес к одним и тем же спортивным играм и упражнениям. В зимнее время года большим успехом у них пользуются такие спортивные упражнения, как катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
В теплое время года дети любят игры с мячом, обручем, скакалкой. В этом возрасте у детей появляется самоконтроль и самооценка своих движений при выполнении тех или иных упражнений. Дети 7 лет часто самостоятельно упражняются в движениях, многократно повторяя упражнения, стремятся добиться хорошего результата. Можно нередко видеть, как девочки учат мальчиков прыгать через скакалку разными способами, а мальчики обучают девочек игре волейбол.

В нашем дошкольном учреждении созданы необходимые условия для того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими.

Для организации двигательной активности детей в режиме дня созданы условия для развития и оздоровления детей:

- физкультурный зал, оснащённый необходимым инвентарём и оборудованием,

- физкультурные уголки в групповых комнатах,

- дорожки здоровья,

- участки для прогулок оборудованы верандами, скамейками.

На территории участка имеются горки, турникеты, лестницы для лазания.

- физкультурная площадка на территории детского сада оборудованная всем необходимым для занятий и двигательной активности детей (волейбольная площадка, песочная яма для прыжков в длину, шведские лестницы разной высоты, гимнастические брёвна. 

- каждая группа имеет достаточное количество выносного материала (мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры).

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. 

Попробуем вспомнить, что сюда входит. 
При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание ДА, основанное на оптимальное соотношение разных видов занятий. Подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Также она должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при ее организации уделять большое внимание планированию. Наиболее рационально планировать двигательную активность по этапам. Этапы – это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня.
       
I этап педагогического процесса – «Утро».
«Утро» - самый короткий по времени этап педагогического процесса, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями. Задача воспитателя – уделить внимание каждому пришедшему ребенку, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью.

Утром целесообразно планировать деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Необходимо заранее создать условия для самостоятельной двигательной активности, продумать размещение инвентаря, дидактических пособий. Можно предложить детям дидактические игры «Одень спортсмена», «Угадай вид спорта», рассматривание иллюстраций о видах спорта, спортсменах, альбома «Забочусь о воем здоровье». Малышам можно предложить поупражняться в отдельных упражнениях (перешагивание через пенечки, подлезание под дугу, прокатывание мяча друг другу и т.п.)
Желательно планировать игры, знакомые детям, лучше малой ли средней  подвижности («Найди, что спрятано», «Пронеси мяч, на задев кеглю» и др.). При планировании подвижных игр необходимо учитывать, какие занятия  будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статический позой (математика, развитие речи, изодеятельность), то лучше утром запланировать игры средней и даже большой подвижности; если предстоит физкультурное занятия, то утром планирует более спокойную двигательную деятельность или организовать подготовительные упражнения для разогрева определенных групп мышц. Утром обязательно нужно проводить индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития, а также индивидуальную работу с детьми. Которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушении слуха, нервной системы, ожирении.

    
   II этап педагогического процесса – «Прогулка»
В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка - благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.
Важно создать необходимые условия: поддерживать инициативу, творчество в любом виде игр; вынести на улицу необходимое для двигательной активности детей оборудование.

Необходимо учитывать. Какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер (физкультурное, музыкальное), то прогулку лучше начать с наблюдения, но если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных, спортивных игр.

На прогулке предлагается планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и 2-3 игры с подгруппами детей. Кроме того, необходимо наметить игровые упражнения для индивидуальной работы.
Важно для прогулки планировать не только различные подвижные, но и спортивные игры (зимой – хоккей; весной, летом, осенью – футбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, городки) и спортивные упражнения (зимой – катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, катание на коньках; весной, летом, осенью – катание на велосипеде, самокатах, роликовых коньках).

   
   III  этап педагогического процесса – «Вторая половина дня»
Основная педагогическая задача этого периода – вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Для ее реализации необходимо в группе создать положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребенку было комфортно.
Во II половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающим мероприятий предлагается планировать активный отдых детей. Физкультурные праздники, физкультурный досуг, дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей.
Во II половину дня также необходимо запланировать самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование, тренажеры, дидактический материал. Вечером, перед уходом детей, лучше планировать спокойную двигательную деятельность – малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на подвижность, оздоровительные упражнения с шарами и т.д.

Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в нашем ДОУ проводятся ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности

(Таблица 1).

По плану осуществляется и контроль их реализации.

Таблица 1

Организация двигательного режима

Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. В участие в различных мероприятиях, проводимых в нашем детском саду привлекаются родители, чтобы убедить их в необходимости семейных физических занятий. Эта форма взаимодействия является эффективной для взаимопонимания и воспитания здорового ребенка. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших ребят в детстве, тем легче им будет приспособиться к новым социальным условиям 

Итак, подведем итог всему сказанному.
1.   Двигательная активность – это естественная потребность в движении.

2.   Она зависит: - от пола ребенка;  
                           – от возрастных и индивидуальных особенностей;
                            - от времени суток.

3.Требует рационального планирования двигательной активности по этапам.
4.  Двигательный режим включает в себя:

  • Утренняя гимнастика;
  • Хороводная игра или игра средней подвижности;
  • Физминутка во время занятия;
  • Динамическая пауза между занятиями (если нет занятий по физкультуре или муз);
  • Подвижная игра на прогулке;
  • Индивид. работа по развитию движений на прогулке;
  • Динамический час на прогулке;
  • Физкультурные занятия;
  • Музыкальные занятия;
  • Гимнастика после дневного сна;
  • Спортивные развлечения;
  • Спортивные праздники;
  • День здоровья;
  • Прогулки, походы;
  • Самостоятельная двигательная деятельность.

5. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи.
6.  Требования к ДА: должна быть целенаправленна и соответствовать опыту дошкольника, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма.

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.

Доклад на тему: « Организация двигательного режима во второй младшей группе « МБДОУ № 74

Подготовила: Ведерникова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОГУЛКИ С ПОВЫШЕННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Прогулка с повышенной двигательной активностью  необходима для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. Организация различных физических упражнений, подвижных игр оказывает ...

МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА в средней группе детского сада

МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА в средней группе детского сада...

Соблюдение двигательного режима дошкольников в группах в течение дня

Для гармоничного развития ребенка формирование двигательной активности должно стать одним из обязательных компонентов режима дня. Для нормального роста, развития и функционирования детского организма ...

Консультация "Организация двигательного режима в младшей группе"

Цель: Обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения его в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и научить испол...

Организация двигательного режима детей младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребёнка. В это период закладываются основы его здоровья....

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в режиме дня. Младшая группа.

План работы с детьми младшей группы по ознакомлению с художественной литературой в режиме дня....