Соблюдение двигательного режима дошкольников в группах в течение дня
консультация по физкультуре
Для гармоничного развития ребенка формирование двигательной активности должно стать одним из обязательных компонентов режима дня. Для нормального роста, развития и функционирования детского организма физкультурно-оздоровительную работу нужно проводить с целью удовлетворения природной потребности детей в двигательной активности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Соблюдение двигательного режима дошкольников в группах в течение дня
Для гармоничного развития ребенка формирование двигательной активности должно стать одним из обязательных компонентов режима дня. Для нормального роста, развития и функционирования детского организма физкультурно-оздоровительную работу нужно проводить с целью удовлетворения природной потребности детей в двигательной активности.
К повседневным формам организации физического воспитания дошкольников относится: утренняя гимнастика и зарядка после дневного сна, физкультминутки, динамические паузы, оздоровительный бег, подвижные игры и упражнения, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями, а также самостоятельная двигательная активность детей.
Утренняя гимнастика – один из важнейших компонентов двигательного режима дошкольников, направленная на оздоровление, укрепления, повышения эмоционального уровня систем организма, развития физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Утренняя гимнастика ценна ещё тем, что у дошкольников вырабатывается полезная привычка каждое утро выполнять различные упражнения. Со временем она переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.
Зарядка после дневного сна (пробуждения, бодрящая) помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение дошкольников, поднимает мышечный тонус.
Физкультминутки – кратковременные физические упражнения имеющие целью предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности (возбуждают те участки коры головного мозга, которые не были активны в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые не работали). Они улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, ЦНС, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Динамические паузы предотвращают развитие и снимают эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала, увеличению ДА.
Закаливание – совершенствование функциональных систем организма, направленное на повышение его устойчивости к воздействию внешней среды (другими словами, направленное развитие устойчивости организма посредством разработанных методических приемов для увеличения способности быстро приспосабливаться к разнообразным внешним условиям). Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма и повышает его устойчивость к воздействию постоянно меняющихся факторов среды, развивает выносливость.
Оздоровительный бег – эффективное средство развития таких функций организма, как кровообращение, дыхание, обмен веществ. Оздоровительный бег для детей дошкольного возраста должен быть строго регламентирован и дозирован.
Самостоятельная двигательная активность детей способствует укреплению здоровья, гармоничному физическому развитию, деятельности сердечнососудистой систем, аппарат кровообращения, развитию моторики, физических качеств, повышению работоспособности.
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В игре ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует в соответствии с игровыми условиями, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.
Поэтапное планирование двигательной активности
В течение дня воспитатель выполняет сложную многообразную работу по воспитанию и обучению детей, использует индивидуальные, коллективные формы работы и разнообразные методы. Целесообразно планировать ДА дошкольников по трем этапам педагогического процесса: утро, прогулка, вторая половина дня. Каждый этап имеет характерные особенности, и содержание планируемой работы должно им соответствовать.
Утро – самый короткий по времени, но и самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями этап педагогического процесса. Задача воспитателя на первом этапе – уделить внимание каждому пришедшему ребенку, выразить радость, что он пришел в детский сад, создать у него бодрое, хорошее настроение, вызвать желание, потребность заниматься интересной, полезной двигательной деятельностью. Воспитатель должен получить информацию от родителей, как ребенок спал, как себя чувствует, с каким настроением шел в детский сад.
Утром желательно предлагать детям знакомые игры, лучше малой и средней подвижности («Карусели», «Сделай фигуру» и др.), воспитатель может легко перевести детей от игры средней подвижности, хороводной к завтраку, от завтрака – к занятию. Хороводные игры не требуют специальной подготовки, интересны детям, так как основаны на элементах фольклора. Они яркие, образные, с динамическим сюжетом («Зайка серенький сидит», «Ходит Ваня» и др.). в хороводную игру могут играть все желающие.
Необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если планируются занятия, связанные с длительной статической позой, лучше игры запланировать игры средней и даже большей подвижности, если же предстоит физкультурное занятие – более спокойную двигательную деятельность.
Планировать двигательную деятельность нужно в зависимости от интересов и потребности детей. Необходимо заранее создать условия, продумать размещения спортивного инвентаря, дидактических пособий. Желательно в групповой комнате уголок юного спортсмена, где помещалось бы все необходимое оборудование.
Обязательно следует проводить индивидуальную работу с детьми независимо от уровня их физического развития и физической подготовленности. Но особое внимание уделять дошкольникам, имеющим отклонения в осанке, зрении, с нарушением слуха, заболеванием ЦНС, страдающим ожирением.
Прогулка – в течение дня проводится дважды – утром и вечером. С целью активизации двигательной деятельности. Прогулка – благоприятное время для индивидуальной работы с детьми и организации их разумной самостоятельной ДА. Перед прогулкой важно поинтересоваться, в какие игры они хотели бы поиграть, и создать дня них необходимые условия: поддерживать инициативу, творчество дошкольников в любом виде игр, вынести на прогулку необходимое оборудование.
Если занятия утром были подвижными (физкультурное, музыкальное), прогулку лучше начать с наблюдения, но если на занятиях дети были ограничены в движении, ее лучше начать с подвижных или спортивных игр.
Обычно на прогулке планируется одна подвижная игра, общая для всех детей, и две-три, которые проводятся воспитателем с подгруппами или самостоятельно самими дошкольниками. Кроме того воспитатель намечает игровые упражнения для индивидуальной работы. Весь этот материал подбирается в соответствии с основными движениями, включенными в занятие. За несколько дней до занятия, в котором планируется новое движение, на прогулке можно проводить подготовительные упражнения. На следующий день после занятия желательно повторить их или провести несложные игры с целью закрепить двигательный навык. Примерно чрез две недели после занятия и в дальнейшем, когда основные элементы движения автоматизируются, для закрепления рекомендуется провести сюжетно подвижную игру.
Очень важно для прогулки планировать не только подвижные, но и спортивные игры, и спортивные упражнения.
Вторая половина дня посвящается деятельности детей после дневного сна, на прогулке и вечером. Основная задача – вызвать у них желание завтра снова прийти в детский сад. Для ее реализации необходимо создать в группе положительный эмоциональный настрой.
На вторую половину дня, кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий, воспитатель планирует активный отдых детей. Физкультурные праздники, физкультурный досуг, проводимые на свежем воздухе в виде развлечений, способствует укреплению здоровья дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация двигательного режима дошкольников в течение дня
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё дале...
Консультация для воспитателей "Организация двигательного режима дошкольников в течение дня"
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной ре...
Оптимизация двигательного режима. Тема:"Организация двигательного режима дошкольников в течении дня".
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16032187","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"294","width":"643"}}]]...
«Организация двигательного режима дошкольников в течение дня»
laquo;Организация двигательного режима дошкольников в течение дня»...
"Соблюдение двигательного режима как основа улучшения состояния здоровья ребенка дошкольного возраста"
Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главну...
консультация «Организация двигательного режима дошкольников в течение дня»
консультация «Организация двигательного режима дошкольников в течение дня»...
Консультация для воспитателей «Организация двигательного режима дошкольников в течение дня»
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет — это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещ...