Дизайн – проект Создание развивающей предметно – пространственной среды по патриотическому воспитанию во 2 а младшей группе.
методическая разработка (младшая группа)

Дзугаева Альбина Дзамбулатовна

: Организация развивающей предметно-пространственной среды: уголок уединения и патриотический уголок, отвечающие современным критериям функционального комфорта и обеспечивающие ребенку права выбора видов деятельности по данному направлению. Преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников посредством создания в группе уголка психологической разгрузки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 г. Беслана»

Дизайн – проект

Создание  развивающей предметно – пространственной

среды по патриотическому воспитанию

во 2 а младшей группе.

воспитатели:

Дзугаева А.Д.

Пухова З.П.

2019-2020гг.

Актуальность проекта: 

Меняется мир – меняются и дети.  Достаточно много попыток дать определение современным детям, хотя официального термина не существует. В общем, со стороны посмотреть: дети как дети. Ничего необычного. Какие же они, современные дети? Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Общество кардинально меняется, и вместе с ним претерпевает изменение сознание наших детей.

Остро  ставится проблема – как развернуть систему образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач, предусматривающей воспитание творческого человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ.

Понятие развивающая предметно-пространственная  среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения (или, согласно ФГОС, центром уединения и релаксации). Жизнь ребенка дошкольного возраста во многом зависит от его эмоционального состояния. Управлять переживаниями он еще не научился. Поэтому дошкольники в значительной степени подвержены переменам настроения. Их достаточно легко развеселить, но еще легче обидеть или огорчить, поскольку они практически не знают себя и не умеют владеть собой.

Именно поэтому одним из важнейших умений для педагогов и родителей дошкольников является умение регулировать эмоциональную сферу ребенка.

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Развивающая среда ДОУ призвана обеспечивать реализацию образовательной программы, учитывать национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательный процесс и должна соответствовать возрастным возможностям детей.

 Все это подталкивает педагогов к оценке состояния имеющейся образовательной среды в своем детском саду.  В  результате анализа развивающей предметно-пространственной среды в нашем ДОУ, обозначился ряд проблем:

-предметная среда не в полной мере отвечает требованиям ФГОС (недостаточно оборудования для создания условий и разнообразия материала)

-не всегда учитываются принципы  построения среды (трансформируемость, многофункциональность);

Таким образом, было принято решение  поиска новых подходов к организации развивающей предметно - пространственной среды ДОУ, совершенствования уровня профессиональной подготовки педагогов, оформления интерьера групп детского  сада. Для решения поставленной проблемы педагогами   разработан дизайн – проект на тему: Создание развивающей предметно – пространственной среды группы по патриотическому воспитанию.

Цель проекта: Организация развивающей предметно-пространственной среды: уголок уединения и патриотический уголок, отвечающие современным критериям функционального комфорта и обеспечивающие ребенку права выбора видов деятельности по данному направлению. Преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников посредством создания в группе уголка психологической разгрузки.

Задачи проекта:

1. Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;

2. Формировать позитивное отношение ребенка к сверстникам   и взрослым;

3. Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения;

4. Пробуждать интерес к творческим проявлениям.

5.Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах инновационного подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

6.Реализация условий для обеспечения разнообразных видов детской деятельности.

7.Создание условий для творческого сотрудничества детей и взрослых по формированию комфортной предметно-пространственной среды в ДОУ.

Вид проекта: Исследовательски-творческий, педагогический.

Срок реализации: краткосрочный, 1 неделя

Участники проекта: Воспитанники ДОУ, педагоги, родители.

Ожидаемые результаты:

Созданная  развивающая предметно-пространственная среда в группах нашего детского сада обеспечит детям:  чувство психологической защищенности, поможет формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности.

Оформление новых современных уголков вызовет  у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к ДОУ, желание посещать его, обогатит новыми впечатлениями и знаниями, побудит к активной, творческой деятельности, поспособствует их интеллектуальному развитию.

  1. Благодаря этой зоне у детей появится возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенными.
  2. Активное участие родителей в реализации проекта.

Материально-технические ресурсы:

  1. Подбор строительного материала, ткани (спонсорская помощь родителей);
  2. Подбор наглядного материала (иллюстрации, картины, фотографии);
  3. Дидактические игры;
  4. Мягкие красивые подушки;
  5. Доска настроения;
  6. «Зеркало моего настроения».

 Содержание проекта

Этапы реализации проекта 

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Определение цели и задач проекта, сбор информационного и наглядного материала, подбор ткани, материала для строительства уголка и дидактических пособий.

Помощь родителей в изготовлении уголка: пошив штор, крепление каркаса, изготовление ширмы и атрибутов для украшения уголка.

В ходе реализации проекта «Уголок уединения» предполагаемые результаты были достигнуты.

Формы работы с родителями:

  1. Беседа с родителями «Уголок психологической разгрузки».
  2. Помощь родителей в приобретении дидактического и наглядного материала.
  3. Консультация для родителей «Уголок уединения как средство борьбы  с отрицательными эмоциями у детей».

Было :                                                    Стало:

C:\Users\111\Desktop\Безымянный.png

Выводы и результативность

  1. Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере.
  2. Каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть.
  3. Каждый ребенок должен иметь возможность в любое время проработать свои негативные эмоции и избавиться от них.
  4.  Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере.
  5. Каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть.
  6. Каждый ребенок должен иметь возможность в любое время проработать свои негативные эмоции и избавиться от них.
  7. Значение  окружающей среды для ребенка-дошкольника трудно переоценить. Именно в дошкольные годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы ребенка. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика – отражательная способность мозга. Значит окружающая среда, общение с взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни.

Перед нашей творческой группой была поставлена интересная, но в тоже время нелегкая  задача: Создание развивающей предметно-пространственной среды  по патриотическому воспитанию в группе.

Для реализации этой задачи, нашей творческой группой был разработан план работы и определены пути реализации. Итоговым продуктом нашей деятельности стал предоставленный  дизайн – проект по данной теме.

В начале своего пути педагоги изучили педагогическую литературу, федеральные и региональные документы. Изучили опыт работы по модернизации предметно-пространственной среды в других ДОУ посредством Интернет-ресурсов.

 Затем произведя анализ уже имеющихся игровых зон, был сделан вывод: о плюсах и минусах развивающей предметно-пространственной  среды в группе .

Необходимо определить уголок для уединения детей, там же расположить книжный уголок. И патриотический уголок в виде домиков с изображением среды ближайшего окружения детей, т.е. семьи, сада и  родного города.

Детский коллектив разбился на две подгруппы: младший и старший возраст,  и педагоги собирали методический материал по оснащению книжных, патриотических уголков, уголков уединения.  Материал классифицировался по возрасту детей, опираясь на основную  образовательную  программу ДОУ .

Следующим этапом нашей деятельности стала разработка    дизайнерского проекта по внешнему виду предлагаемых зон. Важные  факты, которые необходимо было учитывать:

 - оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности.

- трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

- полифункциональность материалов предполагает:

 ● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, ширм и т. д.;

● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

- вариативность среды предполагает:

 ● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

- доступность среды предполагает:

 ● доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

- безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. 

Педагоги старались сделать яркие пособия и оборудования, позволяющие привлечь внимание детей, руководствуясь фактом, что ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Для реализации данного проекта не обойтись без помощи родителей. Перед нами встал вопрос: Как мотивировать родителей на помощь в реализации  нашего проекта?

Было принято решение:  на собрании познакомить родителей с документом ФГОС ДО, подготовить наглядную  презентацию идей педагогов и провести экскурсии по другим группам детского сада, с целью показать родителям два полюса: как есть, а как может быть. Родители воодушевились проделанной работе и с удовольствием приняли участие в реализации наших идей.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Созданные  книжный и патриотический  уголки выполняют  образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Уголок уединения поможет в развитии умений   регулировать эмоциональную сферу ребенка Но самое главное – они  работают на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Уголки имеют гибкое и вариативное использование пространства, поэтому среда  служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

 Элементы декора   легко сменяемы, цветовая палитра  представлена теплыми, пастельными тонами.

Развивающая  предметно-пространственной среда в предложенных уголках может сменяться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, созданная нами среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Однако,  при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста, а воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.

Литература:

  1. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (http://docs.cntd.ru/document/499023522)
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html)
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html)

  1. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. // М., 2001г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дизайн-проект "Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе "Бабочка" с учетом ФГОС"

http://www.maaam.ru/detskijsad/dizain-proekt-razvivayuschaja-predmetno-prostranstvenaja-sreda-vo-vtoroi-mladshei-grupe-s-uchetom-fgos.html#c это ссылка на презентацию,так как сюда я её загрузить не см...

Фотоотчет "Предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС младшая группа"

Центры развития детей в группе отражают их наполнение и соответствие ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной среды в 1 и 2 младших группах в соответствие с ФГОС ДО

   Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материал...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ (2-я младшая группа)

Организация предметно-развивающей среды важна для воспитательно - образовательной работы. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе....

Развивающая предметно-пространственная среда МКДОУ Песковский детский сад младшая группа

Презентация развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе....

Выступление на педсовете на тему: "Дизайн-проект развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе"

Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, учас...

Дизайн-проект развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе"

Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, учас...