Дизайн – проект Создание развивающей предметно – пространственной среды по патриотическому воспитанию во 2 а младшей группе.
методическая разработка (младшая группа)
: Организация развивающей предметно-пространственной среды: уголок уединения и патриотический уголок, отвечающие современным критериям функционального комфорта и обеспечивающие ребенку права выбора видов деятельности по данному направлению. Преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников посредством создания в группе уголка психологической разгрузки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 г. Беслана»
Дизайн – проект
Создание развивающей предметно – пространственной
среды по патриотическому воспитанию
во 2 а младшей группе.
воспитатели:
Дзугаева А.Д.
Пухова З.П.
2019-2020гг.
Актуальность проекта:
Меняется мир – меняются и дети. Достаточно много попыток дать определение современным детям, хотя официального термина не существует. В общем, со стороны посмотреть: дети как дети. Ничего необычного. Какие же они, современные дети? Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Общество кардинально меняется, и вместе с ним претерпевает изменение сознание наших детей.
Остро ставится проблема – как развернуть систему образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач, предусматривающей воспитание творческого человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения (или, согласно ФГОС, центром уединения и релаксации). Жизнь ребенка дошкольного возраста во многом зависит от его эмоционального состояния. Управлять переживаниями он еще не научился. Поэтому дошкольники в значительной степени подвержены переменам настроения. Их достаточно легко развеселить, но еще легче обидеть или огорчить, поскольку они практически не знают себя и не умеют владеть собой.
Именно поэтому одним из важнейших умений для педагогов и родителей дошкольников является умение регулировать эмоциональную сферу ребенка.
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Развивающая среда ДОУ призвана обеспечивать реализацию образовательной программы, учитывать национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательный процесс и должна соответствовать возрастным возможностям детей.
Все это подталкивает педагогов к оценке состояния имеющейся образовательной среды в своем детском саду. В результате анализа развивающей предметно-пространственной среды в нашем ДОУ, обозначился ряд проблем:
-предметная среда не в полной мере отвечает требованиям ФГОС (недостаточно оборудования для создания условий и разнообразия материала)
-не всегда учитываются принципы построения среды (трансформируемость, многофункциональность);
Таким образом, было принято решение поиска новых подходов к организации развивающей предметно - пространственной среды ДОУ, совершенствования уровня профессиональной подготовки педагогов, оформления интерьера групп детского сада. Для решения поставленной проблемы педагогами разработан дизайн – проект на тему: Создание развивающей предметно – пространственной среды группы по патриотическому воспитанию.
Цель проекта: Организация развивающей предметно-пространственной среды: уголок уединения и патриотический уголок, отвечающие современным критериям функционального комфорта и обеспечивающие ребенку права выбора видов деятельности по данному направлению. Преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников посредством создания в группе уголка психологической разгрузки.
Задачи проекта:
1. Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;
2. Формировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым;
3. Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения;
4. Пробуждать интерес к творческим проявлениям.
5.Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах инновационного подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
6.Реализация условий для обеспечения разнообразных видов детской деятельности.
7.Создание условий для творческого сотрудничества детей и взрослых по формированию комфортной предметно-пространственной среды в ДОУ.
Вид проекта: Исследовательски-творческий, педагогический.
Срок реализации: краткосрочный, 1 неделя
Участники проекта: Воспитанники ДОУ, педагоги, родители.
Ожидаемые результаты:
Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группах нашего детского сада обеспечит детям: чувство психологической защищенности, поможет формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности.
Оформление новых современных уголков вызовет у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к ДОУ, желание посещать его, обогатит новыми впечатлениями и знаниями, побудит к активной, творческой деятельности, поспособствует их интеллектуальному развитию.
- Благодаря этой зоне у детей появится возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенными.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Материально-технические ресурсы:
- Подбор строительного материала, ткани (спонсорская помощь родителей);
- Подбор наглядного материала (иллюстрации, картины, фотографии);
- Дидактические игры;
- Мягкие красивые подушки;
- Доска настроения;
- «Зеркало моего настроения».
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
Определение цели и задач проекта, сбор информационного и наглядного материала, подбор ткани, материала для строительства уголка и дидактических пособий. | Помощь родителей в изготовлении уголка: пошив штор, крепление каркаса, изготовление ширмы и атрибутов для украшения уголка. | В ходе реализации проекта «Уголок уединения» предполагаемые результаты были достигнуты. . |
Формы работы с родителями:
- Беседа с родителями «Уголок психологической разгрузки».
- Помощь родителей в приобретении дидактического и наглядного материала.
- Консультация для родителей «Уголок уединения как средство борьбы с отрицательными эмоциями у детей».
Было : Стало:
Выводы и результативность
- Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере.
- Каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть.
- Каждый ребенок должен иметь возможность в любое время проработать свои негативные эмоции и избавиться от них.
- Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере.
- Каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть.
- Каждый ребенок должен иметь возможность в любое время проработать свои негативные эмоции и избавиться от них.
- Значение окружающей среды для ребенка-дошкольника трудно переоценить. Именно в дошкольные годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы ребенка. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика – отражательная способность мозга. Значит окружающая среда, общение с взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни.
Перед нашей творческой группой была поставлена интересная, но в тоже время нелегкая задача: Создание развивающей предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию в группе.
Для реализации этой задачи, нашей творческой группой был разработан план работы и определены пути реализации. Итоговым продуктом нашей деятельности стал предоставленный дизайн – проект по данной теме.
В начале своего пути педагоги изучили педагогическую литературу, федеральные и региональные документы. Изучили опыт работы по модернизации предметно-пространственной среды в других ДОУ посредством Интернет-ресурсов.
Затем произведя анализ уже имеющихся игровых зон, был сделан вывод: о плюсах и минусах развивающей предметно-пространственной среды в группе .
Необходимо определить уголок для уединения детей, там же расположить книжный уголок. И патриотический уголок в виде домиков с изображением среды ближайшего окружения детей, т.е. семьи, сада и родного города.
Детский коллектив разбился на две подгруппы: младший и старший возраст, и педагоги собирали методический материал по оснащению книжных, патриотических уголков, уголков уединения. Материал классифицировался по возрасту детей, опираясь на основную образовательную программу ДОУ .
Следующим этапом нашей деятельности стала разработка дизайнерского проекта по внешнему виду предлагаемых зон. Важные факты, которые необходимо было учитывать:
- оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности.
- трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
- полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, ширм и т. д.;
● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
- вариативность среды предполагает:
● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- доступность среды предполагает:
● доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
● свободный доступ воспитанников посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
- безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Педагоги старались сделать яркие пособия и оборудования, позволяющие привлечь внимание детей, руководствуясь фактом, что ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
Для реализации данного проекта не обойтись без помощи родителей. Перед нами встал вопрос: Как мотивировать родителей на помощь в реализации нашего проекта?
Было принято решение: на собрании познакомить родителей с документом ФГОС ДО, подготовить наглядную презентацию идей педагогов и провести экскурсии по другим группам детского сада, с целью показать родителям два полюса: как есть, а как может быть. Родители воодушевились проделанной работе и с удовольствием приняли участие в реализации наших идей.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Созданные книжный и патриотический уголки выполняют образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Уголок уединения поможет в развитии умений регулировать эмоциональную сферу ребенка Но самое главное – они работают на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Уголки имеют гибкое и вариативное использование пространства, поэтому среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
Элементы декора легко сменяемы, цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.
Развивающая предметно-пространственной среда в предложенных уголках может сменяться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, созданная нами среда не только развивающая, но и развивающаяся.
Однако, при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста, а воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.
Литература:
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (http://docs.cntd.ru/document/499023522)
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html)
- Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. // М., 2001г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дизайн-проект "Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе "Бабочка" с учетом ФГОС"
http://www.maaam.ru/detskijsad/dizain-proekt-razvivayuschaja-predmetno-prostranstvenaja-sreda-vo-vtoroi-mladshei-grupe-s-uchetom-fgos.html#c это ссылка на презентацию,так как сюда я её загрузить не см...
Фотоотчет "Предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС младшая группа"
Центры развития детей в группе отражают их наполнение и соответствие ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной среды в 1 и 2 младших группах в соответствие с ФГОС ДО
Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материал...
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ (2-я младшая группа)
Организация предметно-развивающей среды важна для воспитательно - образовательной работы. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе....
Развивающая предметно-пространственная среда МКДОУ Песковский детский сад младшая группа
Презентация развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе....
Выступление на педсовете на тему: "Дизайн-проект развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе"
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, учас...
Дизайн-проект развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе"
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, учас...