Организация развивающей предметно-пространственной среды в 1 и 2 младших группах в соответствие с ФГОС ДО
консультация на тему
Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpps.docx | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация развивающей предметно-пространственной среды
в 1 и 2 младших группах в соответствие с ФГОС ДО»
Развивающая предметно-пространственная среда в Учреждении обеспечивает:
- развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности с учетом образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
- реализацию образовательной программы;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда организована в соответствии с основными принципами:
- принцип активности, самостоятельности, творчества;
- принцип гибкого зонирования;
- принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- принципы учета половых и возрастных различий детей;
- принцип открытости-закрытости;
- принцип безопасности;
- принцип рациональности и целесообразности.
Развивающая предметно-пространственная среда предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на центры, индивидуально оформленные, обеспеченные оборудованием и материалами);
Развивающая предметно-пространственная среда учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагает «зоны приватности»- специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка-автобус), информационные доски «Мое настроение», «Звездочка дня», «Мы все уникальны и талантливы», «Добрые дела», дидактические игры, зеркала и др.;
Развивающая предметно-пространственная среда учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;
Развивающая предметно-пространственная среда учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов позволяет:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет:
- наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность развивающей предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В разных группах наборы центров могут быть различными, однако основные центры, есть практически везде: центр игры, центр книги, центр творчества, центр науки, центр спорта, центр конструирования.
Примерный перечень оборудования 1 и 2 младших групп
Центр сюжетно-ролевых игр:
- Игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, антропоморфные животные из разных материалов;
- Стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.);
- Стационарные и настольные наборы «кухня» (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.);
- Игрушки для разыгрывания различных сюжетов:
– кормления кукол (посуда, столовые приборы);
– укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца);
– купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки);
– лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.)
– прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки);
– уборки (губка, мыло, мисочка или раковина, совок, веничек, салфетки);
– игры в «парикмахерскую» (зеркало, расческа, ленточки, флаконы);
– игры в «магазин» (весы, игрушечный калькулятор, касса, «деньги», муляжи продуктов и др.);
5. Машины разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые автомобили, гоночные машинки, подъемный кран, самолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.);
6. Крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр.
Центр книги
- Книги, рекомендованные для чтения детям этого возраста:
- произведения фольклора,
- сказки русские народные и народов мира;
- произведения русской и зарубежной классики;
- произведения современных авторов (рассказы, сказки, стихи).
- Нетрадиционные книги (книги-ширмы, книги-игрушки, музыкальные книги, книги с разным тактильным материалом).
- Набор сюжетных картинок.
- Тематические альбомы «Игрушки», «Животные», «Сказочные герои» и т. д.
- Набор предметных картинок.
- Персонаж – «житель» книжного уголка.
- Детские работы в оформлении книжного уголка.
Центр природы и экспериментирования.
- Живые объекты: комнатные растения с четко выраженными основными частями (лист, стебель, цветок), ярко и обильно цветущие) Примула, бегония, герань, альзамин, кливия, аспидистра, фикус, традесканция, драцена, рейнекия.
- Модель времена года.
- Универсальный стол с емкостями для воды и песка, емкости. Предметы - орудия для переливания и вылавливания - черпачки, сачки, плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.).
- Дидактическая кукла с набором одежды по сезонам.
- Парные картинки разной тематики (животные, птицы, овощи, животные с детенышами)
- Разрезные картинки, разделенные на две, три разные части, по прямой.
- Дидактические игры «Кто что ест?», «Чей малыш?».
- Наборы объемных и плоских игрушек «Зоопарк», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты».
- Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д.
Центр конструирования
- Крупногабаритный напольный конструктор из дерева.
- Комплект больших мягких модулей.
- Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали
(кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины). - Игровые наборы (транспорт и строительные машины; фигурки животных, людей.
- Крупная мозаика (элементы основных цветов и форм 3 см каждый или более в количестве 60 шт. и более) с основой для выкладывания фигур.
Центр игротеки
- Две-три матрешки.
- Пирамидки разного размера.
- Напольная пирамида высотой не менее 40 см из 10 крупных элементов разных размеров 4 основных цветов.
- Игры на развитие сенсорных процессов и способностей.
- Инерционная игрушка на колесиках в виде животных.
- Фигурный сортировщик с отверстиями на верхних и боковых поверхностях и объемными вкладышами.
- Комплект из стержней разной длины на единой основе и фигурных элементов для нанизывания и сортировки по цвету.
- Юла.
- Доски-вкладыши (с основными формами, разделенными на 2-3 части).
Центр художественного искусства
- Наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков
- Краски (гуашь)
- Кисти для рисования, для клея
- Емкости для воды, клея
- Салфетки для вытирания рук и красок
- Бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций
- Глина, пластилин (не липнущий к рукам)
- Печатки, губки для нанесения узоров
- Трафареты для закрашивания
- Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок
- Альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства
- Картинки с красочными иллюстрациями, репродукции
Центр музыки и театра
- Музыкальные инструменты: бубен, металлофон, дудочки, ксилофон, гармонь, шумовые инструменты и т.д.
- Атрибуты: платочки, ленточки, султанчики, маски.
- Музыкально – дидактические игры: «Угадай, на чём играю», «Повтори за мной», «Долгие и короткие звуки» и др.
- ТСО: минусовки, классическая, инструментальная музыка, музыка для релаксации
- Разные виды театра: пальчиковый, теневой, рукавичек, би-ба-бо, настольный, марионеток.
- Костюмерная (уголок ряжения).
- Разные виды ширм, фланелеграф.
- Иллюстрации к сказкам.
Центр двигательной деятельности
1. Материалы для игр: набор мягких модулей, кольцебросы, городки, кегли, скакалки, мешочки для метания, обручи, палки гимнастические, мячи резиновые, мячи массажные.
2. Ростомер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
"Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе в соответствии с ФГОС"
Профессиональная деятельность специалистов сегодня все в большей и большей степени зависит от их способности к саморазвитию и самообразованию, так как образование сегодня не заканчивается по окончании...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Презентация "Предметно-пространственная развивающая среда в младшей группе в соответствии с ФГОС"
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и ин...
Развивающая предметно – пространственная среда в младшей группе в соответствии с ФГОС ДО
Что такое предметно-развивающая среда или предметно-пространственная среда?Это часть образовательной среды, которая представляет собой специально организованное пространство ДО. Под пространством подр...
Развивающая предметно – пространственная среда в младшей группе в соответствии с ФГОС ДО
Что такое предметно-развивающая среда или предметно-пространственная среда?Это часть образовательной среды, которая представляет собой специально организованное пространство ДО. Под пространством подр...