Организация развивающей предметно-пространственной среды в 1 и 2 младших группах в соответствие с ФГОС ДО
консультация на тему

Перевалова Ирина Дмитриевна

 

     Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация развивающей предметно-пространственной среды

в 1 и 2 младших группах в соответствие с ФГОС ДО»

Развивающая предметно-пространственная среда в Учреждении обеспечивает:

  1. развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности с учетом образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
  2. реализацию образовательной программы;
  3. учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  4. учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда организована в соответствии с основными принципами:

  1. принцип активности, самостоятельности, творчества;
  2. принцип гибкого зонирования;
  3. принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  4. принципы учета половых и возрастных различий детей;
  5. принцип открытости-закрытости;
  6. принцип безопасности;
  7. принцип рациональности и целесообразности.

Развивающая предметно-пространственная среда предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на центры, индивидуально оформленные, обеспеченные оборудованием и материалами);

Развивающая предметно-пространственная среда учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагает «зоны приватности»- специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка-автобус), информационные доски «Мое настроение», «Звездочка дня», «Мы все уникальны и талантливы», «Добрые дела», дидактические игры, зеркала и др.;

Развивающая предметно-пространственная среда учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;

Развивающая предметно-пространственная среда учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.   

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

      Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

      Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

     Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов позволяет:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды позволяет:

  • наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

       Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность развивающей предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В разных группах наборы центров могут быть различными, однако основные центры, есть практически везде: центр игры, центр книги, центр творчества, центр науки, центр спорта, центр конструирования.

Примерный перечень оборудования  1 и 2 младших групп

Центр сюжетно-ролевых игр:

  1. Игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, антропоморфные животные из разных материалов;
  2. Стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.);
  3. Стационарные и настольные наборы «кухня» (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.);
  4. Игрушки для разыгрывания различных сюжетов:

– кормления кукол (посуда, столовые приборы);

– укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца);

– купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки);

– лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.)

– прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки);

– уборки (губка, мыло, мисочка или раковина, совок, веничек, салфетки);

– игры в «парикмахерскую» (зеркало, расческа, ленточки, флаконы);

– игры в «магазин» (весы, игрушечный калькулятор, касса, «деньги», муляжи продуктов и др.);

5.  Машины разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые автомобили, гоночные машинки, подъемный кран, самолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.);

         6.   Крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр.

Центр книги

  1. Книги, рекомендованные для чтения детям этого возраста:

- произведения фольклора,

- сказки русские народные и народов мира;

- произведения русской и зарубежной классики;

- произведения современных авторов (рассказы, сказки, стихи).

  1. Нетрадиционные книги (книги-ширмы, книги-игрушки, музыкальные книги, книги с разным тактильным материалом).
  2. Набор сюжетных картинок.
  3. Тематические альбомы «Игрушки», «Животные», «Сказочные герои» и т. д.
  4. Набор предметных картинок.
  5. Персонаж – «житель» книжного уголка.
  6. Детские работы в оформлении книжного уголка.

Центр природы и  экспериментирования.

  1. Живые   объекты:   комнатные  растения   с   четко  выраженными основными  частями  (лист,   стебель,  цветок),   ярко   и   обильно   цветущие)     Примула,    бегония,    герань, альзамин,  кливия,   аспидистра,    фикус,  традесканция, драцена,  рейнекия.
  2. Модель времена года.
  3. Универсальный  стол с  емкостями для воды и песка, емкости. Предметы - орудия для переливания и вылавливания - черпачки, сачки, плавающие  и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.).
  4. Дидактическая  кукла  с  набором одежды   по сезонам.
  5. Парные      картинки     разной    тематики    (животные,  птицы, овощи,    животные  с  детенышами)
  6. Разрезные  картинки,  разделенные на  две, три  разные    части,   по прямой.
  7. Дидактические игры «Кто что ест?», «Чей    малыш?».
  8. Наборы    объемных     и  плоских   игрушек   «Зоопарк»,      «Домашние        животные»,   «Овощи», «Фрукты».
  9. Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д.

Центр конструирования

  1. Крупногабаритный напольный  конструктор из дерева.
  2. Комплект больших мягких модулей. 
  3. Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали  
    (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины).
  4. Игровые наборы (транспорт и    строительные машины; фигурки   животных, людей.
  5. Крупная мозаика (элементы основных   цветов и форм 3 см каждый или более  в количестве 60 шт. и более) с  основой для выкладывания фигур.   

Центр игротеки

  1. Две-три матрешки.
  2. Пирамидки разного размера.
  3. Напольная пирамида высотой не менее 40 см из 10 крупных элементов разных размеров 4 основных цветов.
  4. Игры на развитие сенсорных процессов и способностей.
  5. Инерционная игрушка на колесиках в виде животных.
  6. Фигурный сортировщик с отверстиями на верхних и боковых поверхностях и объемными вкладышами.
  7. Комплект из стержней разной длины на единой основе и фигурных элементов для нанизывания и сортировки по цвету.
  8. Юла. 
  9. Доски-вкладыши (с основными формами, разделенными на 2-3 части).

Центр художественного искусства

  1. Наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков
  2. Краски (гуашь)
  3. Кисти для рисования, для клея
  4. Емкости для воды, клея
  5. Салфетки для вытирания рук и красок
  6. Бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций
  7. Глина, пластилин (не липнущий к рукам)
  8. Печатки, губки для нанесения узоров
  9. Трафареты для закрашивания
  10. Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок
  11. Альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства
  12. Картинки с красочными иллюстрациями, репродукции

Центр музыки и театра

  1. Музыкальные инструменты: бубен, металлофон, дудочки, ксилофон, гармонь, шумовые  инструменты и т.д.
  2. Атрибуты: платочки, ленточки, султанчики, маски.
  3. Музыкально – дидактические игры: «Угадай, на чём играю», «Повтори за мной», «Долгие и   короткие звуки» и др.
  4. ТСО: минусовки, классическая, инструментальная музыка, музыка для релаксации
  5. Разные виды театра: пальчиковый, теневой, рукавичек, би-ба-бо, настольный, марионеток.
  6. Костюмерная (уголок ряжения).
  7. Разные виды ширм, фланелеграф.
  8. Иллюстрации к сказкам.

Центр двигательной деятельности

1. Материалы для игр: набор мягких модулей, кольцебросы, городки, кегли, скакалки, мешочки для метания, обручи, палки гимнастические, мячи резиновые, мячи массажные.  

2. Ростомер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

"Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе в соответствии с ФГОС"

Профессиональная деятельность специалистов сегодня все в большей и большей степени зависит от их способности к саморазвитию и самообразованию, так как образование сегодня не заканчивается по окончании...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Презентация "Предметно-пространственная развивающая среда в младшей группе в соответствии с ФГОС"

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и ин...

Развивающая предметно – пространственная среда в младшей группе в соответствии с ФГОС ДО

Что такое предметно-развивающая среда или предметно-пространственная среда?Это часть образовательной среды, которая представляет собой специально организованное пространство ДО. Под пространством подр...

Развивающая предметно – пространственная среда в младшей группе в соответствии с ФГОС ДО

Что такое предметно-развивающая среда или предметно-пространственная среда?Это часть образовательной среды, которая представляет собой специально организованное пространство ДО. Под пространством подр...