"Детский сад - Дом радости" на примере сюжетно - ролевой игры
материал

Попова Наталья Николаевна

"Детский сад - Дом радости" на примере сюжетно - ролевой игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prizentatsiya_syuzh._rolev.pptx1.38 МБ
Microsoft Office document icon syuzh._rolev_igra.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ранняя профессиональная ориентация в условиях реализации примерной основной образовательной программы «Детский сад – Дом радости» (автор Н.М. Крылова) на примере сюжетно-ролевых игр

Слайд 2

Актуальность ранней профориентации назрела в современном мире. Потребность современного общества заключается в ориентации подростков в сферу производственных и обслуживающих профессий. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:

Слайд 3

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Слайд 4

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Слайд 5

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Детский сад является первой ступенью знакомства дошкольников с профессиями, расширяет общую осведомленность об окружающем мире, кругозор детей, формирует определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Слайд 6

Повседневная жизнь воспитанника в «Детском саду – Доме радости» насыщена различными видами детской деятельности, среди которых игровая занимает ведущее место. Игра – особый вид деятельности ребенка: возникает по его потребности, и каждый её компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика дошкольника, подготавливается переход на новую возрастную ступень. Она дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, выполнять ролевые функции, включаться в разнообразные события, а также одновременно переживать ощущение своей свободы, своего могущества, эмоционального комфорта.

Слайд 7

Ребенок учится игре в каждом из семи ее видов - сюжетно-ролевая - строительная - театральная - дидактическая - подвижная - музыкальная - игра-забава.

Слайд 8

Когда воспитанник овладеет игрой на уровне самостоятельности, она превращается из предмета познания в его самодеятельность – творческую форму самовыражения индивидуальности своей неповторимости. Наиболее благоприятные условия для развития индивидуальности создаются в игровых коллективах .

Слайд 9

Мастерство воспитателя – в том, что он и творец, и организатор детской игры. Поэтому технология «Детский сад – Дом радости» предполагает не рецепты организации игры, но лишь регулятивные принципы, в направлении которых программная игра должна быть организована каждый раз по-новому, творчески.

Слайд 10

Главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребенка: во - первых , её нужно организовать так, чтобы в игре (в каждом её виде) предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям. Однако эта цель должна быть поставлена воспитателем только перед собой как организатором игры, но ребенок даже и не подозревает её как свою цель.

Слайд 11

во - вторых , педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребенком представлений об образах для подражания (героях, на которых он хотел быть похожим). Создание в воображении этого и станет содержанием его игры (люди разных профессий и отношения между ними, литературные герои и их взаимоотношения, и т. д.);

Слайд 12

в – третьих, организуя игру, педагог продумывает средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство). Если материал (средства) детской игры будут негибкими, жесткими в своем механическом постоянстве, то игра будет только забавой, время провождением, но не образовательной деятельностью в – четвертых, для воспитателя игра – это лаборатория познания своего воспитанника и возможность при умелом руководстве содействовать коррекции его личности; в – пятых, творчество педагога должно быть направлено на организацию каждой игры так, чтобы воспитанник приходил к результату – оценке и самооценке созданного образа

Слайд 14

л «Лесенка успеха» Артист Очарованный зритель «Вкусный собеседник » «Вкусный собеседник » Дирижер Заботливый исполнитель г В Б а Очарованный зритель Артист

Слайд 15

В младшей группе игра — самая любимая и основная деятельность, которая развивается на протяжении всего года от уровня узнавания до уровня самостоятельности и творчества. В игре зарождаются и предпосылки новых видов деятельности. Игра переходит от сюжетно-отобразительной к сюжетно-ролевой. Наступает период собственно-ролевой игры, в которой ребенок начинает моделировать знакомые ему трудовые и социальные отношения .

Слайд 16

Ведущие сюжеты «дочки-матери» и «гости» «дочки-матери» и «гости»

Слайд 18

«Детский сад»

Слайд 20

Каждая игра «Детский сад» — это форма, в которой открывается пласт разных задач: первая игра (уровень А) — проходит под непосредственным руководством и участием взрослого. Его цель сконструировать вместе с детьми образ, сюжет игры (содержание взаимоотношений между участниками), определить каждой подгруппе место в пространстве , помочь в подборе ими атрибутов игры;

Слайд 21

вторая игра (уровень Б) — взрослый уже в роли наблюдателя , о посредованного участника (роль заведующей детского сада), а перед детьми главная задача — самостоятельно договориться друг с другом о ролевых взаимоотношениях, корректировать свою деятельность с другими.

Слайд 22

в следующей игре (уровень В) главным является целеустремленное желание каждого ребенка состояться в той роли, которую он выбрал: так позаботиться о куклах («детях детского сада»), чтобы мог про себя сказать: я был умелый, заботливый, такой же, как наша О.Н. (няня). Завершение игры — самооценка участниками созданных образов и постановка воспитателем новой задачи: открыть другой детский сад, под другим названием .

Слайд 23

«Детский сад»

Слайд 25

В старшей группе ребенок уже способен применять в играх все средства игрового замещения, но все чаще слово заменяет игровое действие. Сами игровые действия развертываются, как правило, в точной последовательности, строго воссоздающей реальную логику событий. Воспитанник старшей группы самостоятельно создает игровую обстановку, умеет договариваться и распределять роли. Все сюжеты, в которые он играл в младшей и средней группе, остаются любимыми («Дочки-матери». «Гости» «Детский сад» ) Появляется новая тематика игр как отражение системных знаний о труде взрослых («Овощеводы», «Животноводы», «Кондитерская фабрика», «Театр» и др.)

Слайд 26

Овощеводы

Слайд 27

животноводы

Слайд 30

В подготовительной группе игра — самодеятельность. Овладение игровым поведением в предшествующих группах — основа для коллективной деятельности. Объединение детей в подгруппы и установление связей между ними для игры превращает участников в «играющий коллектив», в котором осуществляются такие отношения ответственной зависимости, как взаимный контроль, взаимная требовательность и оценка, общественное мнение.

Слайд 31

Взрослый как организатор и творец игры подобен режиссеру театра. Его задача подобрать репертуар, т.е. позаботиться о содержании игр. Поэтому технология предлагает расширение тематики игр. С одной стороны, сохраняется прежняя любимая детьми тематика игр («Дочки-матери», «Гости», «Детский сад», «Овощеводы», «Театр» и др.), а с другой — сюжеты разворачиваются новой стороной: «театр» превращается в «ярмарку», которая разбудит фантазию ребят в создании и цирка, и карусели, и театра Петрушки, и разных форм торговли продукцией и т.д.; привычные с младшей группы автобус, поезд, пароход превращаются в новую форму транспорта — железную дорогу или систему шлюзов на реке, которую шестилетние дети создают с большой выдумкой, и т.д. У детей появляется желание обозначать свои роли костюмами, атрибутами, которые они либо сами подбирают, делают (например, билеты, бинокли, афиши, цветы и т.д. для игры в «театр»), Либо просят (родителей, сотрудников учреждения) создать их. Все ранее сыгранные сюжеты начинают связываться между собой. Воспитанники самостоятельно создают игровую обстановку, договариваются и распределяют роли.

Слайд 32

фотокорреспондент продавец

Слайд 33

кассир буфетчик

Слайд 34

Артисты

Слайд 35

«Игра как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности» В соответствии с данной теорией, каждый ребенок рассматривается как интегральная индивидуальность. Развить и сохранить себя как индивидуальность человек любого возраста может только сам, выполняя ту или иную деятельность как самодеятельность: 1) по своей инициативе берется за выполнение; 2) выполняет ее автономно, независимо от педагога, творчески; 3) может сам объективно сформулировать самооценку продукту деятельности. Задача педагога — содействовать открытию воспитанником многообразия видов человеческой деятельности и овладению ими: от уровня узнавания до уровня творчества



Предварительный просмотр:

 

«Детский сад – Дом радости» (автор Н.М. Крылова)

на примере сюжетно-ролевых игр

Слайд 2. Повседневная жизнь воспитанника в «Детском саду – Доме радости» насыщена различными видами детской деятельности, среди которых игровая занимает ведущее место. Игра – особый вид деятельности ребенка: возникает по его потребности, и каждый её компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика дошкольника, подготавливается переход на новую возрастную ступень. Она дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, выполнять ролевые функции, включаться в разнообразные события, а также одновременно переживать ощущение своей свободы, своего могущества, эмоционального комфорта.

Слайд 3. Ребенок учится игре в каждом из семи его видов (сюжетно – ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра – забава).

Слайд 4. Когда воспитанник овладеет игрой на уровне самостоятельности, она превращается из предмета познания в его самодеятельность – творческую форму самовыражения индивидуальности своей неповторимости. Наиболее благоприятные условия для развития индивидуальности создаются в игровых коллективах.

Слайд 5. Мастерство воспитателя – в том, что он и творец, и организатор детской игры.

Поэтому технология «Детский сад – Дом радости» предполагает не рецепты организации игры, но лишь регулятивные принципы, в направлении которых программная игра должна быть организована каждый раз по-новому, творчески.

Слайд 6. Главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребенка:

во - первых, её нужно организовать так, чтобы в игре (в каждом её виде) предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям.  

Слайд 7. во - вторых, педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребенком представлений об образах для подражания (героях, на которых он хотел быть похожим).  

в – третьих, организуя игру, педагог продумывает средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство).  

Слайд 8.    в – четвертых, для воспитателя игра – это лаборатория познания своего воспитанника и возможность при умелом руководстве содействовать коррекции его личности;

в – пятых, творчество педагога должно быть направлено на организацию каждой игры так, чтобы воспитанник приходил к результату – оценке и самооценке созданного образа ().

 

Слайд 9. Выполнению любой деятельности, которая вызвала интерес у ребенка, ему нужно учиться — последовательно восходить с уровня узнавания к уровню выполнения под руководством наставника, потом к уровню самостоятельного и творческого выполнения (А.А. Люблинская). Данный закон открывает педагогу алгоритм содействия овладению ребенком каждым видом деятельности. Алгоритм разработан и назван «Лесенка успеха» (Н.М. Крылова):

  • первая ее «ступенька» (этап целенаправленной работы педагога) называется «театр взрослого». Цель педагога — вызвать желание у ребенка научиться выполнению демонстрируемой им деятельности. Воспитатель — «артист», ребенок  «очарованный зритель»;
  • вторая  «ступенька» —  «желанные,   вкусные  собеседники».  Цель   педагога      содействовать каждому ребенку (с учетом его возраста, темперамента, характера, пола) В Овладении ИМ деятельностью ДО уровня Самостоятельности (показатели — по своей инициативе браться за дело, выполнять его без помощи взрослого, адекватно, объективно давать самооценку полученного результата), а Затем И уровня творчества.  
  • Третья «ступенька» — «фронтальная форма обучения (занятие, труд, игра и т.д.)». Цель педагога — двойная: с одной стороны, предоставить возможность ребенку в коллективе сверстников самоутверждаться в самодеятельности. А с другой  диагностировать в форме общегрупповой организации достижения каждого воспитанника в той деятельности, которую он осваивал в индивидуальном обучении   Воспитатель — «дирижёр», «режиссёр», а дети — «заботливые исполнители», с нравственной направленностью поведения;
  • четвертая «ступенька» — «театр ребенка». По мере достижения уровня
    самодеятельности, он стремится к проявлению своей одаренности — к творчеству. Он способен к сотрудничеству со сверстниками, к развитию коллективных взаимоотношений, создающих новые возможности для саморазвития каждого как индивидуальности.                          

Цель педагога     —     любоваться,     радоваться     самовыражению     ребенком своей индивидуальности. Воспитатель — «очарованный зритель», а ребенок — «артист».

Слайд 10. В младшей группе игра — самая любимая и основная деятельность, игра переходит от сюжетно-отобразительной к сюжетно-ролевой. Наступает период собственно-ролевой игры, в которой ребенок начинает моделировать знакомые ему трудовые и социальные отношения.

Слайд 11. Ведущие сюжеты «дочки-матери» и «гости» имеют огромное значение для гуманизации личности ребенка. Сюжетно-ролевые игры привлекают малыша, прежде всего, своими предметами (кукла, машина, собачка, коляска), С КОТОРЫМИ МОЖНО действовать (в машине что-то перевозить, куклу покормить, уложить спать, покатать в коляске, собачку вывести погулять и т.д.). Ребёнок сначала манипулирует Предметом (кладет куклу на кровать, вынимает ее; мешает ложкой в кастрюльке),  Получая удовольствие действия с ним. Но постепенно, раскрывая нравственную категорию «позаботиться о ком-то», он учится отображать жизнь и деятельность, взаимоотношения взрослого с ребенком, с машиной, с животным в соответствии с нравственным смыслом поступка, обозначаемого   игровым   воображением.  

Слайд 12. В  сюжете  игры   «Дочки-матери»  малыши выполняют короткую по фазе деятельность (моет руки кукле и укладывает ее спать), потом дополняет ещё фазу (варит еду), потом ещё (кормит куклу) и т.д. У него развивается умение связно передавать в игре несколько последовательных эпизодов (кукла моет руки, ест, ложится спать; мама для куклы варит еду; и т.п.; папа моет машину, заправляет ее бензином, нагружает груз, перевозит в другое место и т.д.).

 Слайд 13 Наблюдение за трудом взрослого (семь трудовых процессов няни — помощника воспитателя , одевает на прогулку,  меняет полотенца,  заправляет постель, приносит еду, моет посуду, накрывает на стол, моет пол ), рассматривание картинок с изображением заботы о машине, о животных (няни, мамы, шофера, животновода и т.д.) и обозначение результата их деятельности, отношения к своим обязанностям словом «позаботилась» («позаботился») — побуждает малыша к подражанию        хорошим поступкам взрослых людей, доброжелательным взаимоотношениям между ними. Поэтому малыши по своей инициативе начинают объединяться (ходить друг к другу в «гости» — хозяин дома готовит для каждого гостя еду, заботливо угощает, а гость со своим ребенком дарит подарки — читает стихи и другие формы поздравления — подражание празднованию «Дня рождения»).

Слайд 14. Вариативные размеры кукол, машин (других предметов), о которых ребенок может «заботиться», создавая в игре образ «мамы, папы, шофера», ставят его каждый раз в нестандартные ситуации. От малыша требуется, ради выполнения взятого на себя нравственного урока, интегративное решение разнообразных задач (математических, эстетических, речевых и т.д.) Целенаправленность создания игрового образа обусловливает подбор им предметов для куклы в соответствии с ее размером: постельные принадлежности по длине, ширине «ребенка»;

Слайд 15. высота конструируемого стола, стула определяется высотой строительного материала (цилиндр, куб, кирпич); выбор формы столешницы (круглая,   овальная,    прямоугольная    или   квадратная) это    уже эмоциональное решение (какая сегодня больше нравится). Именно сознательное обозначение своего отношения к кукле  ребенок формулирует в самооценке созданного образа — результате игры («я чисто вымыл ей руки, она не заболеет, я позаботился о дочке, я заботливый папа»).

Слайд 16. В средней группе ребенок в сюжетно-ролевой игре начинает моделировать знакомые ему трудовые и общественные отношения. Ведущий сюжет «дочки-матери» и «гости» получает расцвет. В первом полугодии каждую неделю Технология ориентирует педагога на поддержку возможности воспитанников позаботиться о «дочках» и «сыночках», порадовать их праздникам посещения гостей.

Параллельно дети учатся играть (в малых подгруппах) новые роли в сюжете «Детский сад», который имеет огромное значение для разностороннего развития личности ребенка. Сначала дети учатся быть «сотрудниками - нянями, которые заботятся о том, чтобы «дети хорошо поспали», потом другой сюжет — «чтобы вкусно и приятно поели», Слайд 17. потом — чтобы  «интересно погуляли на участке детского сада».

Слайд 18. На первой ступеньке – задача педагога – вдохновить на игру, раскрыть значимость детского сада, познакомить с профессиями детского сада. В младшей и средней группе дети знакомятся  с разными профессиями. Это каменщик, столяр, гончар, швея, ткачиха. воспитатель показывает как устроен дет.сад, мебель, посуда, игрушки, а потом задает вопрос: Где же дети этих взрослых людей. Оказывается в детском саду. И тогда воспитатель показывает детям «театр» как можно построить детский сад. Она рассаживает 10 кукол над ними развешивает фото разных профессий и разыгрывает сценку. «Здравствуйте Иван Петрович, кем Вы работаете?, а он говорит каменщиком, Вы привели ребенка в дет.сад? И  так она разговаривает с каждой картинкой. Дети после обеда с интересом слушают, что говорит воспитатель, а за тем на глазах у детей строит спальню, вмести с детьми из кирпичиков, кубиков, умывальню, потом как будто моют руки, как будто укладывают спать и поют песенку. А затем воспитатель спрашивает: А вы хотите стать сотрудниками дет. Сада? Приходите завтра. И завтра мы переходим на вторую ступень, индивидуального и подгруппового обучения этой игре. Обучение идет все первое полугодье средней группы индивидуально. С начало учат укладывать маленьких куколок спать, потом средних, потом крупных, потом смешанных. Потом учат кормить кукол, и строят столовую   с начало  для маленьких куколок, потом средних, потом крупных, потом смешанных. В следующем месяце строят участок, с начало  для маленьких куколок, потом средних, потом крупных, потом смешанных.  Открыть детям что играть вместе, значит договариваться о взаимодействии (одному удобно носить матрасы, другому простынки). Дети готовы к фронтальной игре. Начиная со второго полугодия, они оказываются способными к совместной игре, в которой распределяют между собой роли и понимают, что действие каждого ведет к общему результату — «заботиться о детях в детском саду».

 И мы переходим на третью ступеньку. Цель педагога наблюдать – как дети научились ( это мониторинг). Игра пройдет 3 раза. Каждая игра «Детский сад» — это форма, в которой открывается пласт разных задач:

Слайд 19. Первая игра (уровень А) — проходит под непосредственным руководством и участием взрослого. Его цель сконструировать вместе с детьми образ, сюжет игры (содержание взаимоотношений между участниками),

Слайд 20. определить каждой подгруппе место в пространстве, помочь в подборе ими атрибутов игры; игра проводится после завтрака. Игру проводят 3 взрослых. Объединение сохраняется в течение месяца, что позволяет каждому ребенку пройти в своей роли от уровня узнавания до уровня творчества.

Слайд 21. Открывается новый дет.сад вторая игра (уровень Б) — взрослый уже в роли наблюдателя, опосредованного участника (роль заведующей детского сада), а перед детьми главная задача — самостоятельно договориться друг с другом о ролевых взаимоотношениях, корректировать свою деятельность с другими.  

Слайд 22. Открывается новый дет.сад в следующей игре (уровень В) главным является целеустремленное желание каждого ребенка состояться в той роли, которую он выбрал: так позаботиться о куклах («детях детского сада»), чтобы мог про себя сказать: я был умелый, заботливый, такой же, как наша О.Н. (няня). Завершение игры — самооценка участниками созданных образов и постановка воспитателем новой задачи: открыть другой детский сад, под другим названием.

Слайд 23. Далее воспитанники познакомятся с профессией повара. У них появится желание играть в этого умелого человека, который заботится о детях, пока их мамы и папы работают. Открытие «нового детского сада» — это значит, во-первых, будет введена новая роль — «повар» (может быть 3- 4 человека). Во-вторых, у каждой подгруппы изменится расположение в пространстве. В-третьих, произойдет замена содержания  деятельности ребенка с прежним набором кукол (те, которые «гуляли», будут, например, «кушать», а те, которые «ели», будут «спать» и т.п.). Это особенно важно для тех участников, которые сохранят интерес к содержанию деятельности (опять захотят кормить кукол), но перед ними будет проблема адаптации к решению задачи в новых условиях (да и другой размер кукол). В-четвёртых, объем и содержание ролевой работы сохранится (число кукол не менее 6-10), а количество исполнителей (сотрудников группы) сократится. Это противоречие и придаст азартность игре. Поскольку все подгруппы будут новыми, сохранятся стадии (А, Б, В) развития игры.

Слайд 24. В следующем месяце замена ролей произойдет из-за открытия «нового детского сада» и введения образа «прачки» — ещё одного «сотрудника», который заботится о детях. Образуется пять подгрупп, поэтому стадии развития игры те же — А, Б, В.

Конечно, возможна ситуация, когда один и тот же ребенок будет сохранять один и тот же выбор роли (например, укладывать спать),  но в нутрии этой подгруппы при сговоре важно содействовать тому, чтобы ребенок объяснил, что он хочет сделать лучше, чем делал в предыдущем варианте,  или же заменил содержание своей деятельности (если строил кровати, теперь может выбрать, например, мытье рук или проведение занятия с куклами и т.п.).

Таким образом, игровая деятельность ребенка пятого года жизни, достигая уровня самостоятельности и творчества, становится средством и формой самореализации ребенком себя как индивидуальности.

Слайд 25. В старшей группе ребенок уже способен применять в играх все средства игрового замещения, но все чаще слово заменяет игровое действие.  Воспитанник старшей группы самостоятельно создает игровую обстановку, умеет договариваться и распределять роли. Все сюжеты, в которые он играл в младшей и средней группе, остаются любимыми («Дочки-матери». «Гости» «Детский сад») но сюжет изменяется — главное в нём отношения между ЛЮДЬМИ. (Прачка чисто выстирает постельное белье, няня застелит им кроватки, детям приятно будет спать. Повар сварит вкусный обед, няня принесет его детям, они съедят и станут здоровыми. Все взрослые сотрудники детского сада позаботились о детях).        

Слайд 26. Появляется новая тематика игр как отражение системных знаний о труде взрослых («Овощеводы»,

Слайд 27. «Животноводы», «Кондитерская фабрика», «Театр» и др.) В этих темах игр, придуманных технологами (Н.М. Крыловой, В.Т. Ивановой), дети осваивают социальные и нравственные отношения (зависимости людей разных профессий друг от друга, обмен результатами труда). Дети оказываются в реальных проблемных ситуациях, которые очень часто встречается потом и в жизни взрослых людей. Жизнь в обществе требует умения согласовывать свои действия с другими (например, неуверенная в себе девочка («доярка») обращается к с уверенной в себе девочке («корове»).

Слайд 28. Доярка (робко) Дай, мне, пожалуйста, молока.

Корова (строптиво): Не дам тебе молока. Ты мне ласкового слова не сказала, корочки с солью не принесла.

Доярка: (обращается за помощью к воспитателю) А почему корова мне не дает молока?

Корова (следом за ней прибежала) А чего доярка мне ласкового слова не сказала?

В.: (выслушав обеих, обратилась к «корове», строго): Корова разговаривать не умеет. Марш, в стойло.

Та безропотно выполнила приказ, то есть выполнила правила игры.

В.: (доярке): Уважаемая доярка, я не могу твоей корове приказать дать молока. Ты только сама должна ее уговорить. Иди и договаривайся.

  Обсуждая после игры качество ролевого поведения, каждый участник дает оценку и самооценку решения ролевых взаимоотношений, ставит задачу к совершенствованию собственного поведения. Так игра действительно становится школой жизни (А.С. Макаренко).

 

Слайд 29. В подготовительной группе игра — самодеятельность.   Овладение игровым поведением в предшествующих группах — основа для коллективной деятельности. Объединение детей в подгруппы и установление связей между ними для игры превращает участников в «играющий коллектив», в котором осуществляются такие отношения ответственной зависимости, как взаимный контроль, взаимная требовательность и оценка, общественное мнение.

Слайд 30.  Взрослый как организатор и творец игры подобен режиссеру театра. Его задача подобрать репертуар, т.е. позаботиться о содержании игр. Поэтому технология предлагает расширение тематики игр.  С одной стороны, сохраняется прежняя любимая детьми тематика игр («Дочки-матери», «Гости», «Детский сад», «Овощеводы», «Театр» и др.), а с другой — сюжеты разворачиваются новой стороной: «театр» превращается в «ярмарку», которая разбудит фантазию ребят в создании и цирка, и карусели, и театра Петрушки, и разных форм торговли продукцией и т.д.; привычные с младшей группы автобус, поезд, пароход превращаются в новую форму транспорта — железную дорогу или систему шлюзов на реке, которую шестилетние дети создают с большой выдумкой, и т.д. У детей появляется желание обозначать свои роли костюмами, атрибутами, которые они либо сами подбирают, делают (например, билеты, бинокли, афиши, цветы и т.д. для игры в «театр»), Либо просят  (родителей, сотрудников учреждения) создать их. Все ранее сыгранные сюжеты начинают связываться между собой.  

  Воспитанники самостоятельно создают игровую обстановку, договариваются и распределяют роли.

Слайд 31. 33. 34

 

Литература:

  1. Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости. Пермь: «Книжный мир» 2005 – 448 с.
  2. Детский сад – Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Н.М.Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015 – 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

"Формирование нравственно-патриотических качеств дощкольников на примере сюжетно-ролевой игры "Путешествие в старину"

Нравственные чувства дошкольников могут развиваться только на конкретных примерах. Традиционный быт россиян, уважение к старшим, помощь слабым, ответственность в делах - та почва, которая способствует...

Комплексный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста. На примере игры "Театр"

План и система работы с детьми старшего дошкольного возраста по сюжетно-ролевой игре "Театр"...

Оформление сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастом и требованиями ФГОС. На примере сюжетно -ролевой игры "Больница".

Дошкольный возраст самый благодатный возраст для игр т. к. это ведущая детская деятельность.Хочу предложить Вашему вниманию подборку сюжетно-ролевой игры «Больница», её изменения и дополнения в соотве...

Развитие детской инициативы и творчества в сюжетно-ролевой игре, путем создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Развитие детской инициативы и творчества в сюжетно-ролевой игре,путем создания развивающей предметно -пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...

Развитие и поддержка детской инициативы на примере сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»

middot;        Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизни и развитии детей 4-5 лет.·        Детская инициат...

Развитие коммуникативных и конструкторских навыков у старших дошкольников на примере сюжетно-ролевой игры МОРЯКИ

Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Через неё ребенок познает окружающий мир, развиваются его воображение, память, восприятие, мышление и речь, формируются взаимоотношени...