Сообщение из опыта работы "Поддержка детской инициативы и самостоятельности в сюжетно-ролевых играх детей средней группы"
статья (средняя группа)
Актуальность поддержки детской инициативы в сюжетно-ролевых играх
Цели и задачи
Освещение опыта работы по данной теме
Методы и приемы,способы поддержки детской инициативы в процессе сюжетно-ролевых игр в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
«Поддержка детской инициативы и самостоятельности в сюжетно-ролевых играх детей средней группы»
Сюжетно-ролевой игре посвящено много исследований. В психолого-педагогической литературе этот вид деятельности рассматривается как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в ходе которой происходит развитие психики ребенка, формируется самостоятельность Функции детской игры раскрыты в исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина
На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФОП ДО, предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности-(в игре и т.д.)
Я считаю, что тема развития самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности (а в частности в сюжетно-ролевых играх) у детей дошкольного возраста очень актуальна.
Наблюдая за детьми в свободное от занятий время, можно обнаружить, как они оставляют незавершенной начатую постройку
отвлекают занятого делом товарища, вносят дискомфорт в совместную игру сверстников, а порой вообще не могут найти себе занятие, превращая свой досуг в беспорядочную беготню, хаотичное действие, игровая деятельность большинства дошкольников отличается бедностью содержания и малой результативностью. Все это указывает на недостатки сформированности самостоятельной деятельности у детей
Исходя из данной проблемы, сформулирована тема работы: «Формирование самостоятельности, поддержка инициативы у детей 4-5 лет в процессе сюжетно-ролевой игры». Определили цель и задачи
В начале года в средней группе я наблюдала за играми детей и наметила этапы работы по данной теме, а также методы и приемы. Наметила способы и направления поддержки детской инициативы
На данном этапе с целью обогащения опыта детей проводила наблюдения, целевые прогулки,экскурсии,беседы,чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций,ознакомление с атрибутами,игры-имитации,придумывание истроий для планирования игры,домашние задания,которые приучают к самостоятельному поиску информации,например как мама убирается что сначала что потом,создавала специальные ситуации с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.
Организовывала игры обучающего характера
-театрализованные игры
-дидактические игры
Создавала игровые проблемные ситуации
Проводила игры словесные, развивающие игры
На первых порах играла с детьми ,вначале принимая ведущую роль,это помогало воздействовать на содержание игры и вовлекать в игру робких,застенчивых детей,пробудить в них уверенность в своих силах.Постепенно стала занимать эпизодические роли,при этом незаметно руководила игрой,направляла ее,старалась разбудить воображение детей,в результате возникали новые эпизоды. Например в роли покупателя спрашивала, где продается тот или иной товар, это давало толчок детской фантазии и открывали новый отдел. Вступала в ролевую беседу с целью активизации ролевого диалога ,используя накопленный опыт ребят.
Отношения с детьми я строю с позиции партнера. Это помогает детям проявлять инициативу. При первых же затруднениях не спешу на помощь ребенку, даю совет, задаю наводящие вопросы, нацеливаю на поиск нескольких вариантов решения. Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.
Если игра начата кем то из детей подключаюсь ненавязчиво,например мальчик надел фуражку шофера и сидит один,спрашиваю где продаются билеты на автобус,подвожу к тому,что должна быть касса,а в кассе кассир,тут же появляются и пассажиры
В своей практике также использую прием«параллельная игра — роль». То есть принимаю на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, этот прием влияет на игру ребенка скрыто.В такой момент также могу выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждая детей вступить в параллельную игру.
Постепенно дети стали самостоятельно объединяться в небольшие группы.С целью предотвращения конфликтных ситуаций при распределении ролей заранее разучили считалочки, жеребьевку. Для вовлечения в игру пассивных детей используем поручения, например«Даниил, в магазин надо отвезти овощи,а шофер заболел, выручи,пожалуйста,помоги»
У детей стало появляться желание попробовать новые виды игр с различными детьми в разных условиях-это и есть проявление инициативы
В ходе следующего этапа появилась длительно выполняемая ребенком игровая роль. В своих играх дети стали изображать людей различных профессий – и героических (космонавты) и обычных (библиотекарь, продавец и др.). Длительная увлеченность ролью также пробуждает у ребенка ответственность, самостоятельность, желание проявлять инициативу.
Пример Тимофея. Сначала только наблюдал за игрой, не общаясь со сверстниками, потом стал участвовать в второстепенной роли, а со временем он стал «лидировать». Даже договаривается с детьми о том, во что завтра будут играть, какие игрушки кто принесет в д/сад.
На следующем этапе я формировала у детей навыки самоорганизации детского коллектива. Длительные сюжетно-ролевые игры сплачивают детей вокруг одной цели.
Впоследствии дети стали объединять несколько игр в одну,например,семья,ребенок заболел,надо в больницу,нужно вызватьскорую помощь
Широко используем в своей работе игры-представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическим и фольклорным произведениям. У детей есть возможность пробовать себя в разных образах и часто они сами вызываются играть ту или иную роль. Это также помогает детям стать более самостоятельными в выборе игр, тем для игры,они учатся распределять роли,договариваться с партнерами по сюжетно-ролевым играм.
Одной из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор. Мы собираемся вместе с детьми, обсуждаем проблемы, планируем индивидуальную и совместную деятельность. Часто инициатором группового сбора становятся дети, они сами приглашают меня для обсуждения возникших вопросов.
При создании проблемной ситуации ребенок самостоятельно ищет выход из ситуации, проявляя инициативу, которая выражается в том, чтобы это было важным для других. Изготовила «домик желаний»,в окошечках которого находится картотека сюжетно-ролевых игр в виде иллюстраций из знакомых мультфильмов по профессиям.Дети с удовольствием используют их в самостоятельной игре, проявляют при этом инициативу в выборе темы игры, подборе партнеров,игрушек,предметов-заместителей, могут придумать сюжеты в соответствии с картинкой и героем.
-поощряю интерес к играм сверстников, стремление играть, не мешая друг другу, и не обучаю при этом определённым игровым действиям, т.к. важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия нужно включить в игру, только в таком случае игра носит творческий характер. В своей практике осуществляю скрытое руководство, внимательно отношусь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности
Изготовила лэпбук, дети с удовльствием играют как индивидуально,так и небольшой подгруппой,затем самостоятельно переносят эту игру в другое пространство,продолжают играть в уголке,используя и развивая тему лэпбука
Предметно-игровую среду организовываем так, чтобы она будила познавательную активность детей и инициативу.
Работу в данной возрастной группе начала с расширения предметно-игровой среды, добавив в нее такие зоны как: «Магазин», «Кафе», «Почта» Переименовала«Парикмахерскую» в «Салон красоты», что способствовало усложнению сюжета игры. Объяснила детям, чем отличается парикмахерская от салона красоты.
Для закрепления представлений о труде взрослых познакомила детей с такими сюжетно-ролевыми играми, как «Почтальон», «Летчики», «Шоферы»,«Моряки»
мы добавили Лёгкие передвижные ширмы, мягкие модули, коврики-пазлы, тканевые накидки ,
-Пополнили накидками и шапочками для игры «Больница», папками Каталог причёсок» для игры «Салон красоты», муляжами «продуктов питания» для игры «Магазин».
-Добавили предметы-заместители, игрушки-самоделки, различные детали крупных напольных строительных наборов.
Наборы для сюжетно-ролевых игр рационально размещаем по всему групповому пространству на низких стеллажах, в пластмассовых контейнерах или в передвижных ящиках на колёсах.
меняем атрибуты примерно раз в два месяца
Для решения этих задач большое внимание уделяется сотрудничеству
с семьей. Привлекаются родители к участию в жизни группы и детского сада.
Совместный сбор материалов,изготовление атрибутов,игры,конкурсы,
презентации раскрывают творческие способности детей,вовлекают родителей в воспитательный процесс.Родители помогают пополнять предметно- развивающую среду
Участвуют в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игрВ результате проведенной работы заметила, что дети стали более самостоятельными и инициативными, повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей. Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности,как самостоятельность и инициативность необходимо развивать на протяжении всего дошкольного возраста.
Наше будущее за самостоятельными инициативными детьми В процессе своей работы я изучила литературу
-знакомилась с разными подходами и взглядами на роль сюжетно-ролевых игр в развитии самостоятельности и инициативы у детей, изучала и делилась опытом с коллегами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы
Картотека оформлена в виде презентации, с целями, с осписанием предварительной работы и возможных сюжетов....

Развитие детской инициативы и творчества в сюжетно-ролевой игре, путем создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Развитие детской инициативы и творчества в сюжетно-ролевой игре,путем создания развивающей предметно -пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...

Карточки сюжетно-ролевых игр для детей средней группы
Карточки сюжетно-ролевых игр для детей группы 4 до 5 лет...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы «Сказка»
Очень интересные сюжетно-ролевые игры для детей средней группы...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы.
Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию....

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы
Через сюжетно-ролевую игру дети усваивают моральные нормы и правила поведения. В игре формируется стиль отношений, общения ребенка со сверстниками и взрослыми, воспитываются чувства и вкусы и т.д...