Математический проект «Веселая математика» с детьми 5-6 лет.
проект (старшая группа)

Людмила Сергеевна Александрова

Математический проект

«Веселая математика» с детьми 5-6 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_proekt.docx528.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математический проект

«Веселая математика» с детьми 5-6 лет.

Тема: Математический проект «Веселая математика»

База проекта: МДОУ №4»Лебедушка» Общеразвивающего вида городского округа Стрежевой Томской области.

Участники: педагоги группы, дети старшей группы «Калинка» в количестве 22 человек, родители (законные представители детей).

Срок реализации проекта: краткосрочный с 12. 12.2016 – 23.12.2016.       Тип проекта-  по доминирующей в проекте деятельности: познавательный, исследовательский, творческий.

По содержанию - обучающий.

Пояснительная записка:

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных  способностей.

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики.

Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.

Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

         Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

Актуальность:

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образовании. В первую очередь это связано с новыми принципами, условиями, целями и задачами, которые четко прописаны в документе.

Одним из важных принципов ФГОС ДО является поддержка разнообразия детства, а не его унификация, т. е. в ДОУ должны быть созданы такие условия развития детей, в которых будут учтены все возможности и особенности не только психического и физического развития, но и социальное окружение ребенка.

В дошкольной педагогике сегодня актуализируется задача развивающего обучения. Дошкольный возраст выступает в качестве сензитивного периода для развития различных познавательных способностей, Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план.

Проект по введению в математику, логику и развитию образной памяти является интегрированным. Интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяет кругозор.

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.

Задачи проекта.

Обучающие задачи:

Формировать у дошкольников элементарные представления о геометрических фигурах и телах; разнообразных линиях.

 совершенствовать умение выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством, выделять и выражать в речи признаки сходств и различия геометрических фигур, отдельных предметов и совокупностей.

Развивающие задачи:

  Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.

 Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.

Развивать смекалку, зрительную память, воображение,  логику, умение сравнивать и анализировать.

Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

 Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Воспитывать чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей.

Основные направления реализации проекта:

Создание среды и материалов для реализации раскрытия логического мышления в детском саду;

Создание условий для развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования;

Математическое просвещение родителей.

Методы развития образной памяти у дошкольников:

наблюдение;

эксперимент;

беседа;

метод «Фотографическая память».

Формы работы с семьей:

Родительские собрания с использованием ИКТ;

проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);

индивидуальные консультации специалистов;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.

Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:

При создании определённых условий, у детей сформируется стойкий интерес к исследовательской и творческой деятельности. Закрепятся знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребёнок может создать что-то новое.

Проявляя инициативу, интерес к исследованиям, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся логически мыслить.

Проект позволит детям расширить математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах и разнообразных линиях, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Проектная деятельность будет стимулировать у детей развитие логического мышления, воображения, повысит мотивацию к исследовательской деятельности. У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.

Дети получат ответы на интересующие вопросы и сделают выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.

Ход реализации проекта.

Подготовительный этап  с 09. 12. 2016г-10.12. 2016г

мероприятия

участники

ответственные

результат

1.

Изучение и анализ литературы по теме проекта, определение объемов материала, определение сроков реализации проекта.

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Оформление структурной части проекта: основных этапов, плана по реализации.

2.

Совершенствование материально технической базы и предметно –развивающей среды( разработка конспектов занятий, подбор литературы, демонстрационных материалов.

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Демонстрационный материал, подбор литературы, подбор медиа материала ( готовых презентаций других педагогов), конспекты занятий.

Внедренческий этап с10.12.2016 –22. 12.2016 г.

мероприятия

участники

ответственные

результат

1.

Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое.

9,10.12.2016г.

Воспитатели группы, родители(законные представители) воспитанников старшей группы.

Воспитатели группы

Разнообразные игры.

Чтение художественной литературы.

 «Сказки о геометрических фигурах».

Опыты семейного воспитания индивидуальные консультации и беседы.

2.

Наблюдения. Беседы.

Отгадывание загадок.

Придумывание загадок

Рассматривание картин и иллюстраций.

Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы, сказок.

Совместная организованная деятельность. Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов.

Развивать стремление к новым встречам с героями, вспоминать, прогнозировать, досочинять происходящие с ними события.

Дидактические игры с

Блоками Дьенеша.

Подбор материала для оформления мини-музея.

12 –20. 12.2016г.

Воспитатели группы, родители( законные представители) воспитанников.

Воспитатели группы.

Медиатека презентаций( готовые авторские работы других педагогов).

Подбор литературы.

Обогащение знаний о геометрических формах, фигурах, телах, линиях. Чтение разных сказок

Переделать конец сказки,

Рассказывание сказки по схеме.

 «Закончи сказку по-другому»

повышение интереса воспитанников к такой геометрической форме как круг и шар

3.

Организация выставки продуктивного творчества воспитанников в групповой комнате.

Оформление мини-музея  «Круга и Шара» 23.12.2016г.

Воспитатели группы, воспитанники, родители( законные представители) .

Воспитатели группы.

Выставка детских работ.

Мини-музей в группе.

Заключительный этап с 22.12 2016г по 23.12.2016г.

мероприятия

участники

ответственные

результат

1.

Оформление всех результатов проектной деятельности.

воспитатели группы.

Воспитатели группы.

Документальное обеспечение проекта.

2.

Представление проекта на сайт ДОУ.

воспитатели группы, воспитанники.

Воспитатели группы. Администратор сайта.

Представление проекта.

Анализ реализации проектной деятельности.

В ходе проекта дети:

- Знают, все геометрические формы умеют их отличать составлять описательные рассказы , находить фигуры по описанию, умеют читать карты –схемы.

- Проявляют познавательные способности, интерес и желание к творческой деятельности.

- Демонстрируют предпосылки поисковой деятельности , возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

- Готовы к индивидуальному самовыражению.

Результатом проведенной работы является:

-- Расширение знаний детей о геометрических формах, фигурах, телах, линиях.

-- Выставка творческой деятельности: «Коллаж из геометрических фигур», лепка «Цифры», конструирование «Геометрические фигуры из «бросового материала»» и.т.д.

-- Организация мини - музея «Круга и Шара»

-- Заинтересованность родителей к образовательной деятельности детей.

Приложения к проекту:

1. Тематический коллаж «Превращение фигур в предметы» -  Дети с большим интересом создавали этот тематический коллаж, закрепляя фигуры, развивая творчество и воображение.

 2. Фриз «Волшебные линии» - Увлекательно и занимательно происходит знакомство детей с разнообразными линиями в жизни природы и окружающей действительности. Ребята увлеклись рисованием различных линий, рассматриванием их в разном графическом изображении.

Все это вылилось в создание абстрактного панно по соответствующему классу линий, а так же в составление коллективного коллажа на тему изученных разнообразных линий.

3. Фриз «Сказочные линии» - Детям полюбилась творческая работа. Они так ей увлеклись, что изъявили желание  нарисовать коллективные рисунки из предложенных разнообразных линий и придумать сказочные истории по данным иллюстрациям, что способствовало развитию связной речи.

4. Дидактическая игра «Волшебная дверь» проходя через волшебную дверь свойства блоков меняются, может изменится одно свойство, а может и несколько. Нужно определить какие именно свойства изменились.

5. Дидактическая игра «Камни»Надо разложить блоки в два обруча по двум или более признакам.

6. Игра «Чей это дом?»

Задание 1. На рисунке изображена деревня, где одинаковых домов не встретишь. Дома различаются, потому что люди, живущие в них, очень не похожи друг на др друга. Найди хозяина каждого дома.

Задание 2. Объясни свой выбор. Почему ты так думаешь?

Бобик – надежный сторож.

Задание 1. Посмотри на рисунок. Постарайся запомнить как можно больше деталей.

Задание 2. Постарайся ответить на следующие вопросы, не глядя на картинку:

•        Что делает кошка?

•        Почему кошка не боится собаки?

•        Какое время года изображено на рисунке?

•        Какое время дня изображено на рисунке?

•        Что делает птичка?

•        Почему птичка не боится Бобика?

•        Как ты думаешь, что может сниться Бобику: прогулка в лесу или свежая кость, а может быть, встреча с другом Бимом

7. Смешанный лес.

Задание 1. На этом рисунке изображены деревья. Найди среди них березу. Постарайся сделать это как можно быстрее.

Задание 2. Закрой книжку и нарисуй по памяти березку. Охарактеризуй ее отличие от других деревьев.

Задание 3. Найди самое низкое дерево.

Задание№4. Сосчитай все деревья на картинке.

Задание№5. На какие геометрические формы похожи эти деревья?

Задание №6. Какие деревья растут в вашей местности.

Задание №7. Найди самое высокое дерево? и т.д.

Посмотри, здесь нарисована поляна. На ней видны дорожки и в конце каждой дорожки домики. Нужно правильно найти один домик, для этого надо посмотреть на письмо адрес. В письме, сообщается, что идти надо от травки, мимо ёлочки, а потом мимо грибка, и тогда найдешь правильный домик. Найди этот домик, а я посмотрю, не ошибся ли ты?

8.Веселый счет.

Сколько ушей у трех мышей?

Сколько лап у двух медвежат?

Два числа 1 и 3,быстро их сложите и ответ скажите?

Над рекой летали птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей.

Сколько птиц, ответь скорей?

Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек,

Кто ответит из ребят

Сколько было всех утят?

Рада Аленка, нашла два масленка!

Да четыре в корзинке.

Сколько грибов на картинке?

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

Два-под березой,

Один-у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине?

Под кустами у реки, жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать?

Ну-ка, сколько всех ребят на горе катается?

Трое в саночках сидят,

Один дожидается.

Логические концовки.

Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).

Если два больше одного, то один… (меньше двух).

Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши).

Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).

Если сестра старше брата, то брат … (младше сестры).

Если правая рука справа, то левая … (слева).

Загадки.

Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка).

У него 4 лапки, лапки ЦАП-царапки, пара чутких ушей, он — гроза всех мышей. (Кот).

Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк. (Паук).

На грядке сидит 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось? (Нисколько: остальные воробьи улетели.)

Работать примется одна – другая ей тотчас поможет, и даже вымыться одна без помощи другой не может. (Руки).

9. «Цифры в картинках».

Детям предлагается рассмотреть цифру и рядом выполненный рисунок предмета и на рисунке доказать, что предмет похож на данную цифру

(показать изображенную цифру)

10.На какую цифру похож предмет

Детям предлагается ряд предметных картинок и карточки с изображением цифр. В игре требуется к каждой картинке подобрать соответствующую цифру.

11.Фигуры в сюжетной картинке

Детям предлагается пофантазировать и представить какую-нибудь сюжетную картинку и в ней увидеть ту или иную фигуру.

12.Математические сказки

Совушка — сова.

Прилетели на поляну птички – синички, а там, каких только пташек нет! Все щебечут, по деревьям рассаживаются, знакомятся.

Но вот на середину вышла совушка – сова. Тут все разом и замолкли.

Оглядела всех сова, похвалила, что хотят учиться, а потом и говорит: «Начнем урок. Запомните, у каждой из нас, птиц, одна голова, один хвост, один клюв. А вот сколько ног? Посчитаем: одна, две. У каждойптицы две ноги. (А у тебя сколько, посчитай сам.) Стали птицы лапками перебирать, считать: одна, две. Верно две.

-А теперь, — предложила бабушка – сова, — внимательно посмотрите друг на друга и посчитайте: что еще у каждого из вас есть по два?

Птички долго думали, считали и правильно ответили сове: у каждой из них два крыла, два глаза.

Верно? Тут сорока – белобока крыльями захлопала, радостно закричала: «Ур-ра! Я считать научилась! Один и один – это два! Вот теперь я уж точно умнее вороны!»

- Ох, сорока, сорока! – покачала головой совушка – сова. – Все бы тебе трещать без толку! Ты только начала учиться считать, а уж хвастаешь. (А ты как думаешь? Правильно сказала совушка – сова? А у тебя сколько ног? Голов? Хвостов? Может, ты птичка.)

Толстый — тонкий.

Топает Мишка по лесу, с ноги на ногу переваливается. Вокруг лес шумит, а ему не страшно. Рядом мама — медведица, большая и сильная.

Вошли они в орешник. Внизу мелкие орехи растут. Их медвежонок не хочет есть. А спелые и крупные высоко растут, маленькому Мишутке не дотянутся. Прыгал-прыгал, пыхтел-пыхтел малыш и надумал по стволу до верха добраться. Только обхватил ветку лапами, шум, треск поднялся! Свалился медвежонок, ударился о пенек и заревел.

Спустилась в овраг медведица, стала укорять сына: «Ты что это придумал? Зачем лезть на ветку собрался? Или не видишь, она тонкая?»

«Как это — тонкая?» — не понял Мишутка.

«Эх ты, глупыш! – вздохнула медведица. – Смотри, стоят рядом осина и липа. У осины ствол тонкий. А у липы?»

«А у липы большой!» — уверенно заявил Мишутка.

«Не большой! Нужно говорить: толстый. Понял? и запомни, что лазить нужно только по толстому дереву».

«Как же я узнаю, толстое дерево или тонко, если рядом не будет осины?» — насупился медвежонок.

«На первых порах попробуй обхватить ствол дерева лапами, — посоветовала мать – медведица. – Не обхватишь – значит, толстое дерево. Лезь смело, не бойся. Обхватишь – значит, тонкое, лучше не лезь. И дерево зря сломаешь, погубишь, и сам упадешь, ушибешься».

"Вот спасибо!"- радостно рявкнул медвежонок во все горло.

Я давно приметил дерево, на нем пчелы улей соорудили. Уж оно точно толще осины будет. Теперь я доберусь до меда!» Попыталась остановить его медведица, да где там! Убежал медвежонок, не догнать.

Темы консультаций для родителей к проекту:

Консультация «Значение игры в развитии личности».

Консультация «Развитие у детей восприятия цвета».

Консультация «Развитие у детей восприятия величины».

Консультация «Развитие у детей восприятия формы».

Консультация «Что именно дают развивающие игры».

Консультация «Логические игры Блоки Дьенеша».

Альбомы авторских творческих работ (сказки).

Список литературы:

  1. Агаева Е.Л., Брофман В.В., Булычёва А.И. «Чего на свете не бывает». М., «Просвещение», 1991г.
  2. Бондаренко А.К.  «Дидактические игры в детском саду». М., «Просвещение», 1991г.
  3. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. «Развитие игры для дошкольника». Ярославль, «Академия развития», 1996г.
  4. Воронова В.Я. «Творческие игры для дошкольников».
  5. Венгер Л.А., Яченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Р.И. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1998г.
  6. Глаголева В.Г. «Логическая азбука для детей 4-6 лет».   С.-Пб., «Детство-пресс», 1998г.
  7. Ехевич Н. «Развивающие игры для детей». М., 1990г.
  8. Запорожец А.В., Усова А.П. «Сенсорное воспитание дошкольников», М., «Академия», 1963г.
  9. Касабутский Н.И., Скобелев Н.Г., Столяр А.А., Чеботарёва Т.Н. «Давайте поиграем» (математические игры для детей 5-6 лет). М., «Просвещение», 1991г.
  10. Квач Н.В. «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». М., «ВЛАДОС», 2001г.
  11. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». М., «Просвещение», 1990г.
  12. Смоленцова А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием». М., «Просвещение», 1987г.
  13. Сорокин А.И. «Дидактические игры в детском саду». М., «Просвещение РСФСР», 1955г.
  14. Соловьёва Е.П. «Математика и логика для дошкольников», М., «Просвещение», 1999г.
  15. Тикалкина Т.К. «Игровые занимательные задания по математике». М., «Просвещение», 1989г.
  16. Тихомирова Л.Ф., Пасов Л.В. «Развитие логического мышления у дошкольников». Ярославль, 1995г.
  17. Удальцова Е.И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». Минск, «Нар.асвета», 1976г.
  18. Усова А.П «Роль игры в развитии детей». М., «Просвещение», 1976г.
  19. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ.
  20. Приказ министерства и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

C:\Users\user\Desktop\проект мат.jpghttps://i.mycdn.me/image?id=815336972211&t=3&plc=WEB&tkn=*7ycwsFA8mZsjN9rBU20S9FTFfOg

https://i.mycdn.me/image?id=812880838835&t=3&plc=WEB&ts=00&tkn=*fEpm1G1jWM8gpyRC6wiXEdejTQg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Веселая математика» в средней группе

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Веселая математика» в средней группе...

Сценарий математической олимпиады «Веселая математика» в подготовительной группе «Радуга»

Сценарий математической олимпиады «Веселая математика» в подготовительной группе «Радуга»...

Проект математической недели «Веселая математика»

Проект позволит детям расширить математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах и разнообразных линиях, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Веселая математика»

При проведении данного мероприятия, была поставлена цель - развитие интереса детей предшкольного возраста к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности....

Проект «Веселая математика» для средней группы по формированию элементарных математических представлений.

Повышение у детей среднего дошкольного возраста интереса к математическим представлениям посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических ...

Проект по формированию элементарных математических представлений "Веселая математика"

Проект по формированию элементарных математических представлений "Веселая математика"...

Математический уголок "Веселая математика"

Цель: стимулировать познавательную активность детей и побуждать их к разнообразной деятельности в области овладения математическими представлениями, умениями, навыками согласно возрастным психофизиоло...