Открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе "Мы ученые"
план-конспект занятия (старшая группа)
В занятиии показаны опыты, очень интересные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_my_uchenye.docx | 31.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Закреплять знания о вулкане, его извержении и строении.
Формировать знания о свойствах воды (вкус, цвет, запах).
Формировать знания о свойствах снега (белый, пушистый, скрипучий, липкий, нежный).
Формировать умение делать: выводы, сравнение, анализ.
З Закреплять представления детей о соли и ее свойствах.
Закреплять знания о лаборатории: кто работает, что делают.
Формировать у детей представление о росте культурных растений.
Закреплять название семян овощей.
Расширять знания детей о том, что необходимо для роста растений (свет, влага, почва, тепло).
Формировать умение выполнять индивидуальные поручения.
Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью.
Образовательная область «Речевое развитие»
Активизировать словарь детей словами: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, кратер.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Формировать умение внимательно слушать загадки, вдумываться в содержание.
Формировать умение выполнять экспериментальную деятельность в процессе выполнения опытов.
«Социально-коммуникативное развитие»
Создать радостное настроение, развивать наблюдательность, самостоятельность, интерес к познавательной деятельности, создать доброжелательное отношение со сверстниками и педагогом, умение работать в коллективе.
Образовательная область «Физическое развитие»
Выполнение движений в соответствие с текстом.
Развивать двигательную активность, способствовать снятию мышечного напряжения.
Методы и приемы работы:
Словесные - беседа, вопросы, загадывание загадок.
Наглядные - презентация «Вулканы», показ выполнения опытов.
Игровые – физкультминутка
Практические – выполнение опытов
Инновационные - использование мультимедийного сопровождения- презентации.
Предварительная работа: Рассматривание презентаций о вулкане, природных явлениях. Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, проведение опытов. Создание огорода на окошке и необходимых условий для организаций исследовательской работы. Посадка семян в различных условиях. Наблюдение и ведение записи в журнале. Рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли.
Материалы и оборудование: видео с обращением, макет вулкана, чайные ложки, столовая ложка, стаканы, сода питьевая, лимонная кислота, сосуды с водой, поднос, пищевые красители, слайды с изображением вулканов, фартуки, одноразовые тарелки, вата для снега, бумажные полотенца, растительное масло, аспирин, мешочки с солью, поролон, соль в тарелках, вода в тарелках, увеличительные стекла.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Познавательно – исследовательская деятельность | Опыт «Извержение вулкана». Цель: сода смешалась с лимонной кислотой, появилась химическая реакция. Опыт «Лавовая лампа». Цель: вода плотнее масла, поэтому она опустилась на дно емкости шипучая таблетка начала взаимодействовать с водой. Опыт «Рассматривание соли», «Сравнение по тяжести мешочка соли и поролона», «Растворение соли в воде и впитывание воды поролоном». Цель: закрепить знания о соли и ее свойствах. Опыт «Бегающая вода». Цель: между волокнами бумаги есть промежутки, по ним вода поднимается вверх. Опыт «Искусственный снег». Цель: закрепить знания об искусственном снеге. Опыт «Изучение семян овощей». Цель: закрепить знания о названии овощей, форме, цвете, сделать вывод что нужно растениям для благоприятного роста. |
Двигательная деятельность | Физкультминутка «Раз. Два. Три. Четыре, пять…». Цель: развивать физическую активность детей. |
Коммуникативная деятельность | Беседа, вопросы. Цель: активизировать словарь детей словами: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, кратер. |
Этап занятия | Задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный | Закреплять знания о лаборатории | - Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть, и приглашаю на интересное занятие. У меня сегодня отличное настроение, потому что ярко светит солнце, и вокруг добрые и приветливые лица. -Ребятки если у вас хорошее настроение положите свою ладошку на мою ладошку. Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощниками. -Дети, а вы любите проводить опыты? -Тогда я предлагаю вместе со мной отправиться в научную лабораторию. Что такое лаборатория? А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории? -Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в научную лабораторию к моему знакомому профессору. Там вы узнаете много нового и интересного и, даже сами поставите опыт, как настоящие ученые. Вы хотите стать настоящими учеными? - Тогда давайте приготовимся к нашему путешествию и наденем специальную одежду. Теперь мы с вами действительно готовы отправиться в лабораторию. Глазки все закрыли вместе И покружимся на месте. Покружились, покружились, А теперь остановились, А теперь остановились И в ученых превратились Глазки открываются, А чудеса продолжаются. | Дети входят в зал и слушают воспитателя Дети выполняют задание Дети отвечают на вопрос Дети надевают фартуки Дети выполняют движения по тексту | Сформирована мотивация. Проявление интереса к непосредственно образовательной деятельности. Актуализированы знания о лаборатории, что в ней делают и кто работает Созданы условия для физической активности |
Формировать умение внимательно слушать загадку, вдумываться в содержание Закреплять знания о вулкане Закреплять знания о вулкане, и его строении Формировать умение делать анализ | -Вот мы и попали в научную лабораторию профессора Мензуркина. -Здравствуйте профессор! -Странно, почему-то его нет? (Звучит сигнал, появляется видео с профессором) Профессор: Добрый день, Алена Владимировна, здравствуйте ребята, здравствуйте гости. Извините, что не могу с вами встретиться. Меня срочно вызвали в главную лабораторию. Но я про вас не забыл и приготовил все для интересных опытов. Мои подсказки вы можете найти на воздушных шариках. Желаю успехов в ваших научных экспериментах (Звучит сигнал, видео исчезает) - Спасибо, уважаемый профессор. Ребята, я думаю, что мы с вами великолепно справимся, а результаты наших опытов оставим профессору. -Всех в лабораторию сегодня Приглашаю вас пройти Интересней приключения Вам ребята не найти! Друг за другом становись Крепко за руку берись Отправляемся друзья Отставать никак нельзя! -А сейчас послушайте, и скажите о чем идет речь: Ну, конечно, чудо это Вот, уже который век Даже самым жарким летом На ее вершине — снег. Поднимите руку, кто видел горы? -А кто знает, что такое вулкан? - Я расскажу вам легенду о вулкане. Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по раскаленному железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала, от основания до самой верхушки, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из вершины горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни и пепел. «Вулкан работает» - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. - А вы хотите посмотреть на вулканы? Презентация «Вулканы» - Посмотрите, это на вид обычная гора называется спящий вулкан. -А это гора с извергающейся из нее лавой, огнем и дымом — это действующий вулкан. -Вершина, из которой извергается вулкан, называется кратер. - давайте его внимательно рассмотрим. Кратер вулкана похож на огромную чашу, на дне этой чаши огромная дыра, уходящая глубоко внутрь вулкана. Огненная жидкость, выходящая из вулкана ,называется лавой. -Вот сколько новых слов вы узнали на занятии. - А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана? - Посмотрите, какой макет горы я сделала, но это спящий вулкан, а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы знаете, как на это сделать? Давайте попробуем поразмышлять. -Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость. Какую, например? -Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать - А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? - Придется нам обратиться за подсказкой к профессору. Давайте посмотрим на шарики где же здесь подсказка. На шариках схема проведения опыта - Ребята, вы запомнили, какие вещества мы сейчас будем использовать? | Дети слушают обращение профессора Дети идут друг за другом на стульчики Дети слушают и отгадывают загадку Дети слушают легенду о вулкане Дети рассматривают вулканы и строение Дети дают ответы, что нужно сделать, чтобы вулкан работал Дети находят, подсказку рассматривают | Дети мотивированы на предстоящую деятельность Созданы условия для физической активности Актуализированы знания о вулкане Актуализированы знания о строении вулкана Внимание и речь активизированы дети умеют делать анализ | |
Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью. Закреплять знания о вулкане. | А теперь давайте проведём эксперимент «Извержение вулкана». Скажите, что сейчас произошло? А почему так получилось? | Дети наблюдают за проведением эксперимента | Актуализированы знания, что сода смешалась с лимонной кислотой произошла химическая реакция | |
Закреплять знания о лаве | -Ребятки скажите, а как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана? А вы хотели бы увидеть, как нагревается и кипит раскаленная лава? эксперимент «Огненная лава». | Дети наблюдают за проведением эксперимента | Актуализированы знания что вода плотнее масла, поэтому она опустилась на дно емкости шипучая таблетка начала взаимодействовать с водой | |
Закреплять представления детей о соли и ее свойствах | Ребята давайте посмотрим, что для нас приготовил профессор. Слушаем загадку. На экране появляется загадка про соль. Давайте ребятки пройдем к столу рассмотрим соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте. Шли домой два, ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? Значит, какому ослику было легко идти? Возьмите мешочки с солью, и опустите их в воду. Что происходит с солью? А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть. Почему? Какому ослику было плыть тяжело? Почему? Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? | Дети слушают и отгадывают загадку, проходят к столу для проведения эксперимента Рассматривают соль. Дети слушают загадку Дети проводят эксперимент | Дети называют, на что похожа соль Актуализированы знания, о соли и ее свойствах | |
Формировать знания о свойствах воды | На экране появляется загадка про воду. Скажите ребятки, что вы знаете про воду? - Я всё поняла, профессор Мензуркин предлагает сделать эксперимент с водой. У меня стоят на столе стаканчики в первом, третьем и пятом стаканчике есть вода, а во втором и четвертом нет воды. - Скажите, может вода перебежать в пустые стаканчике? Давайте проведем опыт. А что бы вам лучше было видно, как вода перебежит, я ее закрашу краской. | Дети слушают и отгадывают загадку Дети наблюдают, как вода побежала в пустой стакан | Актуализированы знания о свойствах воды Актуализированы знания, что между волокнами бумаги есть промежутки, по ним вода поднимается вверх | |
Формировать знания о свойствах снега | -Ребята, посмотрите, профессор Мензуркин приготовил для нас еще, что- то интересное (на экране появляется загадка про снег). - Скажите ребята а каким свойствами обладает снег в природе? Скажите, а какое сейчас время года? А что произойдет со снегом? Какой материал поможет заменить нам снег? - А как вы думаете, существует ли искусственный снег? На самом деле снег можно получить, используя химические препараты. Дети проводят эксперимент, получают снег. | Дети слушают и отгадывают загадку, проводят эксперимент, получают снег | Актуализированы знания, что существует искусственный снег | |
Развивать координацию движений | Физкультминутка. Раз. Два. Три. Четыре, пять Поработали на пять. Отдыхать умеем тоже, Руки за спину заложим, Голову поднимем выше, И легко, легко подышим. Мы попрыгаем немножко потрясем ладошки тоже повращаем головой усталость всю сняло рукой. | Дети выполняют движения по тексту | Созданы условия для физической активности, развития координации движений | |
Закреплять название семян овощей Расширять знания детей о том, что необходимо для роста растений | А сейчас мы с вами пройдем к столу, для изучения семян овощей. Какие семена вам знакомы? - А теперь потрогайте их руками. Какие они на ощупь? Какие по цвету и по форме? - Постарайтесь семена раскрыть руками. Удается вам? - А почему такая твердая кожура? - А кто знает, что такое зародыш? - Вы все правильно сказали. Семена растений бывают разные по форме, цвету, на ощупь, но они все живые. Сейчас семена спят. В каждом таится огромная сила жизни. Эту силу можно разбудить. Какие для этого нужны условия? Вы проводили исследования, расскажут о результатах своих научных исследований. | Дети называют семена овощей, определяют на ощупь Дети рассказывают о наблюдениях за семенами |
Актуализированы знания о названии овощей, форме, цвете Дети умеют делать вывод что нужно растениям для роста | |
Ну, что ж, ребята, вот и наше путешествие в лабораторный центр к Профессору Мензуркину подошло к концу. Что мы сегодня делали? А что запомнилось больше всего? Ну что ребята, а нам пора возвращаться, в детский сад произносим слова: Глазки все закрыли вместе И покружимся на месте. Покружились, покружились, И в детском саду очутились. | Дети отвечают на вопросы, делясь впечатлением | Развитие эмоциональной отзывчивости на итог работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Удивительный магнит" (открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе.)
Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяяя выраженные качества и свойства....
Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль»
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с...
Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль»
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью раз...
Интегрированное открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Удивительные знакомые кристаллы»
: знакомство детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами....
Конспект открытого занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в Антарктиду».
Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспериментальной деятельности....
Открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие в мир камней»
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование....
Конспект интегрированного открытого занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница соль»
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....