Конспект открытого занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в Антарктиду».
опыты и эксперименты (старшая группа)
Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 27.87 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему:
«Путешествие в Антарктиду».
Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с некоторыми свойствами льда;
•формировать элементарные причинно-следственные связи: лёд в тепле тает и превращается в воду.
•выяснить, что цвет льда зависит от цвета воды, лед не тонет в воде, потому что он легче воды, в горячей воде лед растает быстрее чем в холодной;
Развивающие:
• развивать у детей интерес к исследовательской деятельности;
• развивать умение детей делать выводы в ходе экспериментирования;
• развивать умение наблюдать за объектом некоторое время;
• совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы;
• развивать тактильное восприятие детей;
• обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Воспитательные:
• воспитывать умение работать самостоятельно и в команде детей;
• обогатить эмоциональный опыт детей.
Оборудование:
•использование технических средств: интерактивная доска, презентация;
• для каждого ребёнка: кусочки льда, одноразовые тарелочки, стаканчики, салфетки, краски гуашь, палочки или ложки для размещения;
• коробка, цветные льдинки, небольшие кусочки льда, большой кусок льда, контейнер с водой, глобус, несколько корабликов (бумажных или пластмассовых), формочки.
Методы и приемы: Наглядный, словесный.
Интеграция образовательных областей:
• познавательное развитие;
• коммуникативное развитие;
• речевое развитие;
• физическое развитие.
Предварительная работа: наблюдения в природе (что происходит с лужами, когда на улице мороз; что происходит со снегом, когда температура воздуха повышается); обследование льда на прогулке; скольжение по ледяным дорожкам; изготовление цветных льдинок; экспериментирование с водой, снегом; чтение стихотворений, разгадывание загадок по теме снег, зима.
Планируемые результаты: дети принимают активное участие в экспериментальной деятельности, делает предположения, отвечает на вопросы воспитателя, доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня я утром пришла на работу и нашла в группе
вот эту красивую коробку. В коробке было очень странное письмо, вместо марок – три снежинки, а конверт из чистой льдинки. И письмо не на листке, а на беленьком снежке. А в письме было всего одно слово «Помогите!»
В коробке было ещё вот это обращение к вам, ребята.
Слайд №1.«Здравствуйте, ребята, мы пингвины, проживающие в Антарктиде. Мы знаем, что у вас постоянно происходит смена времен года, и каждое время года по своему яркое. А у нас круглый год зима. Вокруг нас всегда белый снег. А нам так хочется цветных красок. Мы просим вас помочь сделать его красивым и цветным, чтоб нам тоже было радостно и ярко».
Воспитатель: Что же делать, ребята? Вы готовы помочь Пингвинам? (Ответы детей). Так куда нам нужно отправиться? (Ответы детей).Правильно, в Антарктиду!
Воспитатель: Изображая Антарктиду на глобусе, использовали белый цвет. Попробуйте сами найти эту землю на глобусе. (Дети ищут на глобусе Антарктиду). Что же означает белый цвет? (Ответы детей)Белый - цвет снега, льда, холода. Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели. Но как мы с вами попадём в Антарктиду? (Ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите (показываю на глобусе), вокруг Антарктиды моря и океаны, как же нам удобнее туда добраться? (подвести к тому, что мы поплывем на корабле)
Воспитатель: У нас есть вот такие кораблики, и мы с вами готовы плыть. (Вношу контейнер с водой, опускаем на воду несколько корабликов)
(Встаем с детьми вокруг контейнера и немного покачиваемся из стороны в сторону, как на волнах). Вот мы приближаемся к Антарктиде. Становится все холоднее и холоднее. Как вы думаете, что произойдет с водой в такой сильный мороз? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Вода замерзнет, и во что она тогда превратиться?(Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, когда вода замерзает, она превращается в лед (опускаю в воду маленькие кусочки льда).
Посмотрите, в нашем море-океане появились льдинки, это значит, что мы уже близко. Посмотрите, что же происходит со льдом? (Ответы детей:лёд плавает, не тонет).Лёд не тонет в воде, потому что лёд легче воды, поэтому плавает на её поверхности.
Воспитатель: Слайд № 2.В холодных морях и океанах плавают огромные глыбы льда разной формы и разных размеров. Ребята, вы помните, как эти глыбы называются? (Ответы детей: айсберги) (Прошу детей повторить это слов). А вы помните, чем опасны айсберги? (Ответы детей)
Воспитатель: Слайд № 3.Айсберги очень опасны для кораблей, так как на поверхности воды находится лишь небольшая часть айсберга, а большая его часть скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают и дробятся на более мелкие части. Если капитан корабля вовремя не заметит айсберг, то корабль на него может наткнуться и затонуть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, впереди виднеется земля, мы приплыли. Слайд № 4.
Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду,
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном
А на деле Антарктида
Холодней, чем даже с виду,
В холодильнике и то
Было б жарче, чем в пальто.
Воспитатель: Слайд № 5.А вот и сами пингвины вышли нас встречать. Они рады, что мы приплыли к ним в гости. Они предлагают нам поиграть с льдинками и узнать секреты льда. Вы согласны? (Ответы детей).
Воспитатель: Тогда проходите за столы и присаживайтесь на стульчики.
Подскажите, пожалуйста, какие у вас сейчас руки? (Ответы детей:тёплые, сухие).
Воспитатель: Возьмите льдинку в руки и немного подержите. Какими теперь стали ваши руки? (Ответы детей: мокрыми, холодными).
Воспитатель: Почему мокрыми? (Ответы детей: от тепла лёд тает и превращается в воду).
Воспитатель: Значит, что такое лёд? (Ответы детей: это замёрзшая вода).
Ребята, а ваши ладони не замёрзли? Давайте погреем их немножко.
Пальчиковая гимнастика:
Стою и снежинки
В ладошки ловлю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
Я зиму, и снег,
И снежинки люблю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
Но где же снежинки?
В ладошке вода (разводим руки в стороны, ладонь раскрыта).
Куда же исчезли снежинки?
Куда? (Раскрытые ладошки соединяем).
Растаяли хрупкие
Льдинки-лучи (Потряхиваем кистями рук, как будто стряхиваем капли воды).
Как видно, ладошки
Мои горячи. (Прижимаем сложенные ладошки к груди)
Воспитатель: Положите льдинку на тарелку. Подвигайте тарелкой влево-вправо. Что вы заметили? (Ответы детей: льдинка скользит по тарелке).
Значит лёд какой? (Скользкий).
А теперь попробуйте нажать на лёд, согнуть, сжать. Поменял лёд свою форму? (Ответы детей).Из тарелки переложите льдинку в стакан. А сейчас изменилась форма льда? (Ответы детей).
Воспитатель: Почему? (Ответы детей: потому что лёд твёрдый). Мы убедились, что лёд твёрдый и не меняет свою форму.
Слайд № 6 – 7. Но есть такие мастера, которые могут сделать специальными инструментами из большого куска льда любые фигуры.
Воспитатель: Ребята, подскажите, а лёд имеет свой цвет? (Ответы детей: нет, лёд бесцветный).
Воспитатель: Как вы думаете, а можно ли лёд сделать цветным?(Ответы детей).(Подвожу к пониманию того, что можно заморозить цветную воду).
Воспитатель: Правильно. Возьмите любой, один цвет краски, и с
помощью кисточки окрасьте воду.
Воспитатель: Молодцы, все покрасили воду! А теперь, перелейте воду
в формочку. Все формочки залиты. Что нужно делать, чтобы
получился лед? (Ответы детей: заморозить).
Воспитатель: Где? (Ответы детей: на улице или в морозильнике).
Воспитатель: Давайте поставим формочки на поднос и вынесем на
улицу. И посмотрим, что получится. (Заранее подготовить разноцветный лед и принести его с улицы).
Воспитатель: Что стало в окрашенной водой? (Ответы детей)
Отдадим наши цветные льдинки пингвинам, пусть они украшают свой дом. А нам пора возвращаться обратно, домой. (Подходим к контейнеру с водой и плывем на корабле.)
Воспитатель:
Ну, что, ребята, вам понравилось проводить опыты и помогать пингвинам? (да). А что вы Пока мы с вами плыли домой, пингвины прислали нам фотографию. Слайд № 8.
Пингвины говорят вам спасибо!
Ну а наше путешествие подошло к концу.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения открытого занятия непосредственной образовательной деятельности в старшей группе, на тему «Большое космическое путешествие на Марс» (с использованием информационно-коммуникационных технологий).
Формировать представления детей о Космосе, космических планетах.Расширение представлений детей о Солнечной системе.Задачи:Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать.Воспитывать в де...
Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе на тему: «Путешествие в страну здоровья»
Дети совместно с Витаминкой отправляются в страну Здоровья....
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему "Путешествие по Алтайскому краю"
конспект открытого занятия для аттестации....
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе по теме « Путешествие к Мойдодыру» с применением здоровьесберегающих технологий
Обеспечить каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства под силу каждому....
конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: " Осень"
Конспект открытого занятия по изо в старшей группе....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ООД ПО ФЭМП В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ : «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАТЕМАТИКА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ...