Социализация дошкольников посредством библиотечного клубного часа "Каруселька"
статья (подготовительная группа)

Куликова Ирина Николаевна

В статье описывается  опыт взаимодействия между дошкольной группой образовательного учреждения и библиотекой, как целенаправленного приобщения детей к социальной культуре посредством  библиотечного клубного часа "Каруселька".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_doshk-ov_posredstvom_bibl.klubnogo_chasa.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ   БИБЛИОТЕЧНОГО  КЛУБНОГО ЧАСА  «КАРУСЕЛЬКА»

                                                Куликова И.Н., Жигалова Н.Ю.

                     МБОУ СОШ № 39

     Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации. Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих формирование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни (Н.Ф. Голованова).

      По мнению Ф.А.Мустаевой, к.п.н., профессора, социализация – это процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром.   Л.В. Мардахаев, д.п.н., профессор, определяет социализацию как процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. А.В.Мудрик, д.п.н., профессор,  обозначает социализацию и ее соотношение с воспитанием как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения  и воспроизводства культуры общества. М.А.Галагузова, д.п.н., профессор, академик Академии социального образования, представляет процесс социализации как процесс вхождения ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыты (в виде знаний, ценностей, правил поведения).

     Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:

  • коммуникативного (овладение языком и речью);
  • познавательного (освоение определенного круга знаний об окружающей  действительности);
  • поведенческого (усвоение индивидуумом модели поведения);
  • ценностного  (отношение индивидуума к ценностям общества).

     Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Ребенок овладевает речью, навыками, знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности потребности, закладывается характер. Социальное развитие осуществляется  двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром и в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре  (Л.В. Коломийченко «Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста»).

     Достичь положительных результатов социализации дошкольников было бы невозможно без активного взаимодействия с социумом, что наиболее важно для старшего дошкольного возраста.

       Большое значение в процессе повышения культурного и духовного уровня  подрастающего поколения  принадлежит  литературному искусству.

    Опыт взаимодействия между дошкольной группой МБОУ СОШ № 39 г.Белгорода и библиотекой - филиалом № 15 ЦБС г. Белгорода начал складываться с момента её открытия в 2013 году. В результате сотрудничества, на базе библиотеки был  организован библиотечный клубный час «Каруселька».

   Целями создания библиотечного клубного часа «Каруселька» являются:

  • организация досуговой деятельности и проведение совместных мероприятий детей старшего дошкольного возраста  и взрослых;
  • пропаганда русской, российской  классической и современной литературы, направленной  на реализацию ценностных интересов и потребностей дошкольников.

   Библиотечный  клубный час  «Каруселька» предполагает решение следующих задач:

  •  духовно- нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, готовности к достойному служению обществу и государству, выполнению  обязанностей граждан Отечества;
  • утверждение в обществе уважительного отношения к традициям и истории России и родного  края;
  • экологическая направленность в обществе бережного отношения к природе, по охране окружающей среды и животного мира;
  • совершенствование  литературно - художественно –эстетического вкуса, стремление ценить прекрасное;
  • повышение культурного уровня и образованности детей;
  • литературное просвещение, распространение интереса детей к литературно-художественному искусству.

    Реализация задач проводится под девизом: «Вместе читаем - вместе отдыхаем».

    Совместно разработан график посещения, который не противоречит методическим рекомендациям в соответствии с развитием и возрастом детей по нормам СанПиН. Библиотечный клуб ведет работу в течение учебного года с октября по июнь 1 раз в два месяца. Длительность мероприятия с дошкольниками  рассчитана на 30-35минут.

      Работа  библиотечного клубного часа  ведётся по следующим направлениям: «Юный краевед», «Великая кругосветка», «Былые времена», «В союзе с природой», «Мир твоих увлечений», «Литературный калейдоскоп».

     Совместное составление плана работы педагогов дошкольной группы МБОУ СОШ № 39 г.Белгорода и сотрудников библиотеки – филиала № 15 ЦБС г.Белгорода позволило определить основную цель и задачи дальнейшей работы, наметить мероприятия для детей на текущий учебный год. В плане работы клуба: знакомство и обсуждение с художественно - научными и популярными произведениями, проведение познавательно - занимательных игр, викторин, конкурсов, турниров – эрудитов, мастер- классов, просмотр познавательных программ, мультипликационных фильмов, встречи с белгородскими писателями и поэтами.

    Особая роль библиотечного клубного часа  раскрывается в предоставлении разнообразной информации, в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию культурных традиций, приобщению детей к художественному наследию, в обеспечении возможностей для их творческого развития, реализации жизненных планов и интересов. Миссия  библиотечного клубного часа состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через знакомство и чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его социокультурным   особенностям.

      Мероприятия для дошкольников и младших школьников  проводятся в виде патриотических акций, музыкально-литературных гостиных, творческих встреч с Белгородскими поэтами и писателями,  календарных праздников, таких как:

  • организация книжных тематических выставок: «Книжная вселенная Детства», выставка-экспозиция «Богатырская наша сила»,  выставка-знакомство «России верные сыны»,  «В сердцах и книгах память о войне»;
  • проведение экологических праздников «Зеленый мир»; познавательное путешествие «От муравьишки до слонишки», посвященное 125-летию В.В. Бианки; эколого-краеведческая игра-викторина «Я на этой земле родился»;
  •  час экологии «Про леса и лесные чудеса», инсценировки по  книгам Н.Сладкова
  • час народных традиций «Кузька сундук открыл, новой сказкой удивил»;
  •  организация  книжно – иллюстрационной  выставки православной литературы «Пусть не гаснет свеча духовности» и праздник «День православной книги»;
  • организация  акций: «Прочтите это немедленно», «Экосумка вместо пакета», «Читаем детям о войне», «Дарите книги с любовью», «В библиотеку вместе с родителями»;
  • организация книжных недель с театрализованными праздниками: «Книжное царство – мудрое государство», литературно-игровая программа «Мимо острова Буяна в царство славного Салтана» и  конкурс рисунков - «Я рисую сказку»   (к 210-летию  А.С. Пушкина); выставки книг к 110-летию А.Л. Барто в 2016 году; к 105-летию   С. Михалкова в 2018 году, инсценировки по произведениям; к 125- летию В.В. Бианки, к 140-летию русского писателя, фольклориста П. П. Бажова; к 250 - летию русского поэта, баснописца, И. А. Крылова,  к 195 - летию русского писателя, педагога К.Д. Ушинского, к 115- летию русского писателя Н. К. Чуковского в 2019 г.
  • познавательно-игровая программа «Первые защитники на Руси - славные богатыри», конкурс «Маленькие защитники Родины»;
  • организация мультипликационных показов  «Из книжки на экран» с проведением викторин « Мы эту сказку видели в мульфильме»;
  •  организация встреч с интересными творческими людьми, белгородскими писателями и поэтами, деятелями культуры и искусства- «Прогулки по литературному Белгороду».

        Для участия в мероприятиях и  акциях патриотического направления приглашаются дети с родителями,  ветераны труда, ветераны - дети войны. Такие  встречи   подтверждают  преемственность поколений и передачу традиций.  Для встреч  с юными читателями  в библиотеке созданы все условия - есть самостоятельное просторное помещение с  необходимым оборудованием: столы, стулья,  удобные кресла - трансформеры, ковровое покрытие. В распоряжении дошколят:  игровой инвентарь, настольные игры, книги и журналы, атрибуты для театрализации. Выделен компьютерный уголок с доступом  к интернету - популярным литературным сайтам. Для детей создана комфортная безопасная развивающая среда, которую высоко оценили родители - читающие семьи. Многие мамы с детьми теперь гораздо чаще проводят здесь свободное время.  

     Семьи, в которых любят читать, - могучие проводники книжной и литературной культуры.  Библиотечный клубный час  вызвал большой интерес не только у детей, но и у их родителей. Работа не была бы столь плодотворной, если бы, не помощь родителей. Они являются нашими союзниками и единомышленниками.

      Одной из форм работы клубного часа в библиотеке является ежегодный форум читающих семей «Чтение – дело семейное», которые собираются здесь, чтобы поделиться своим опытом приобщения детей к чтению, рассказать о своих любимых книгах, порадовать всех собственными литературными трудами. Радует то, что родители активнее стали посещать с детьми библиотеку, возвращаются в нее не за развлечениями, а за теплой, дружественной  беседой о книгах, о жизни, человеческим общением.  Ежегодной традицией  стало церемония вручения дипломов «За тягу к чтению».    

        Данный опыт работы дает положительные результаты, поэтому вошел в традиции дошкольной группы МБОУ СОШ № 39. Работая  в тесном сотрудничестве с библиотекой, мы добились положительных результатов не только в воспитательно-образовательном процессе, но в социализации наших детей.

         Включение детей старшего дошкольного возраста  в социальную жизнь происходит значительно легче, дети быстрее усваивают правила поведения в обществе, приобретают  начальный опыт вхождения в информационное пространство, открытую систему социализации личности в гражданском обществе,  проявляют инициативу в организации взаимодействия с окружающим миром. Они умеют слушать и слышать взрослых и друг друга, вежливо обращаться и уступать, находить общие интересы и просто общаться. Посредством библиотечного клубного часа «Каруселька» осуществляется распространение интереса к книжному чтению и литературному искусству, совершенствование эстетического, нравственного, патриотического,   эстетического   воспитания,     что  является    нормальным

«врастанием» ребенка в культуру.  

      Продолжением деятельности библиотечного клубного часа «Каруселька» является организация детских выставок изобразительного, художественно-прикладного творчества, как в детском саду, так и в других общественных местах.

Литература

  1. Галагузова М.А. и др. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. Пособие для студ. высш. учебн. заведений. -М.: Владос, 2001.
  2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие для студентов, - СПб.: Речь, 2004.
  3. Мардахаев Л.В.Социальная педагогика: учеб. -М.: Гардарики, 2005.
  4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб.для студ. пед. вузов// под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп._М.: Академия, 2000.
  5.  Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики : учеб.для студентов высших педагогических учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Процесс социализации дошкольников посредством народных игр»

       Организованное систематическое, целенаправленное обучение на прогулке народным подвижным играм поможет укрепить здоровье детей за счет улучшения физических качеств и ...

Гендерная социализация дошкольников посредством физического воспитания( автор инструктор по физической культуре Мустафина Гульфия Салимовна г.Тамбов)

В данной пкбликации рассказывается для чего нужна гендерная социализация дошкольников и как с помощью физической культуры работать по данной проблеме....

Социализация дошкольников посредством конструктивного взаимодействия с семьей через театрализованную деятельность

Социализация дошкольников посредством конструктивного взаимодействия с семьейчерез театрализованную деятельность....

Доклад «Социализация дошкольников посредством духовно-нравственного воспитания»

Доклад«Социализация дошкольников посредством духовно-нравственного воспитания»Енякина Маргарита Николаевна воспитательСтруктурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учрежде...

Статья "Социализация дошкольника посредством сюжетно-ролевых игр."

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда  обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал...

"Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой " (10 игр для социализации дошкольников)».

laquo;Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии       «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой    (10 игр для ...

Формирование предпосылок социально-коммуникативной грамотности у дошкольников посредством технологии «Клубный час»

Дети нашего времени живут и развиваются в совершенно новых условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются н...