Гендерная социализация дошкольников посредством физического воспитания( автор инструктор по физической культуре Мустафина Гульфия Салимовна г.Тамбов)
методическая разработка (физкультура, старшая группа) по теме
В данной пкбликации рассказывается для чего нужна гендерная социализация дошкольников и как с помощью физической культуры работать по данной проблеме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между “женскими” и “мужскими” профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из “добытчиков” они постепенно превращаются в “потребителей”, а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Представления детей о мужской модели поведения в большей степени связаны с проявлением физической силы и умением драться, представления о женской модели поведения у девочек значительно чаще связаны с внешней привлекательностью образа, а у мальчиков с проявлением доброты. Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота. Поэтому гендерное воспитание, которое расставит по полочкам все особенности воспитания девочек и мальчиков очень актуально. В дошкольном возрасте необходимо целенаправленно влиять на процесс гендерной социализации как условия «равного старта» для дальнейшего психического развития детей разного пола. Формирование у детей гендерной воспитанности можно обеспечить и во время физических занятий. Но для того чтобы физическое воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность. Учет полоролевых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой. Эффективные физкультурные занятия - возможность для мальчиков выплеска повышенной активности и агрессивности в социально приемлемой форме. Физкультурное занятие дает большую возможность детям для демонстрации всех своих физических качеств, что повышает решительность, уверенность ребенка в себе, в свои силы, поднимает самооценку, а значит, благотворно влияет на общее психоэмоциональное здоровье ребенка. Организация двигательной деятельности дошкольников должна быть, в том числе, направлена на моделирование содержания будущих социальных ролей в контексте современных представлений о психологическом и социальном здоровье личности, а также способствовать психологически благополучному переходу дошкольника на следующий этап возрастного развития в статус школьника. Наряду с такими видами физкультурных занятий, как учебные, игровые, сюжетные, тренирующие, мы проводим и полоролевые в старшем дошкольном возрасте. Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия. Одним из ведущих принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различный тон, различную направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Этот подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление понимания половой принадлежности «Я - девочка», «Я - мальчик», развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка. При проведении работы по физическому воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, следует обратить внимание на следующее:
- На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
- На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
- На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
- На расстановку и уборку инвентаря. Действия детей по расстановке и уборке снарядов должны носить выраженный дифференцированный по полу характер. Независимо от уровня физической подготовленности детей (даже если занимается смешанная группа детей разных возрастов) девочки всегда расставляют и убирают только легкий, мелкий инвентарь (обручи, мячи, палки, кегли и т.п.), а мальчики группой в несколько человек - тяжелое оборудование (гимнастические скамейки, гимнастические маты и т.п.). Педагогу следует постоянно акцентировать внимание детей на различиях в функциях мальчиков и девочек. Решение поставленных задач и использование выше перечисленных организационно-педагогических условий не означало отмену решения приоритетных задач физического развития и оздоровления детей.
Гендерная социализаци дошкольников определяется следующими организационно-педагогическими условиями использования средств физического воспитания:
организационно-педагогические условия использования средств физического воспитания для формирования представлений о гендерной модели поведения и обучения отдельным её элементам:
• дифференцированные требования х выполнению упражнений мальчиками и девочками:
• направленный на проявление маскулинных качеств подбор заданий;
• выполнение детьми разного пола разных ролей в сюжетно- ролевых играх семейно-бытовой тематики;
• одинаковое привлечешь детей разного пола к выполнению функций водящих, капитанов, направляющих;
• использование разного инвентаря при выполнении упражнений;
• разное участие детей разного пола в уборке инвентаря. организационно-педагогические условия использования средств
организационно-педагогические условия использования средств физического воспитания для формирования половозрастной идентичности:
• формирование игровых команд, однородных по пологой принадлежности;
использование устных команд, распоряжений и речитативов с упоминанием половой принадлежности;
• использование обшего игрового пространства для детей одного пола.
организационно-педагогические условия использования средств физического воспитания для формирования тенденций к социальной кооперации и сотрудничеству между детьми разного пола:
• объединение детей в смешанные по половой принадлежности пары, тройки, игровые команды;
• использование общего игрового пространства для мальчиков и девочек;
• направленность на достижение коллективного результата;
• формирование эмоционально-положительного отношения к представителям другого пола.
Работа по данной теме дала такие результаты:
- Изменилось представление детей о женской и мужской моделях поведения.
- Повысились коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и взаимоподдержки между девочками и мальчиками.
- И у девочек, и у мальчиков повысилась самооценка, понизился уровень тревожности.
- Изменилось социальное поведение мальчиков и девочек
В то же время, физическое воспитание не в состоянии решить всего спектра проблем тендерного формирования личности. Необходимо сотрудничество педагогов психологов, родителей в использовании различных форм, методов и средств формирования гендерной структуры личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ №130 «Центр развития ребенка – детский сад». Использование инновационных технологий в физкультурной деятельности. Степ – аэробика с дошкольниками 6-7 лет. Разработал:инструктор по физическому воспитанию Щептева Т.Е.
Тема: Использование инновационных технологий в физкультурной деятельности. Степ – аэробика с дошкольниками 6-7 лет. ...
Роль взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников
Главным образцом для ребенка являются члены его семьи. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Система взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:«Система взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Область : «Физическое развитие» для детей с ОВЗ. «Веселый зоопарк». Автор: инструктор по физической культуре МАДОУ№20 Татарина Татьяна Николаевна
Программное содержание. -Закреплять действия соотнесения предметов по величине, цветам; содействовать осмыслению детьми понятий “высоко”, “низко”, “широко”, “узко”; развивать глазомер; -содействовать ...
Конспект досуга по патриотическому воспитанию старших дошкольников: «Фестиваль народных подвижных игр» Инструктор по физической культуре Кириллова Елена Алексеевна ГБОУ Школа 1793
Конспект досуга по патриотическому воспитанию старших дошкольников...

Адаптивная программа инструктора по физическому воспитанию реализация образовательной области физическая культура для детей с ТНР
Программа составлена для детей с ТНР...