«Процесс социализации дошкольников посредством народных игр»
рабочая программа по физкультуре по теме
Организованное систематическое, целенаправленное обучение на прогулке народным подвижным играм поможет укрепить здоровье детей за счет улучшения физических качеств и повышения физической подготовленности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protsess_sotsializatsii_doshkolnikov_posredstvom_narodnykh_igr.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДЕТСКИЙ САД № 153 «ОЛЕСЯ»
«Процесс социализации дошкольников
посредством народных игр»
Подготовила:
воспитатель
Бондаренко Е.Н.
г. о. Тольятти
(С № 1)«Процесс социализации дошкольников посредством народных игр» (С №2)
Естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий способностью развивать социальные качества в дошкольнике – это игра. (С № 3). Сегодня мы говорим об одном из видов игры – народной. Именно она заключает в себе возможность зарождать в душе ребенка ростки любви в Родине, к своему народу, к людям. Народная игра в дошкольном воспитании представлена в музыкальной и двигательной деятельности детей. Она способна создавать ситуации взаимодействия детей согласно игровым ролям и в процессе реальных отношений. (С № 4). Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражаются: образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, умением проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, умение достойно проигрывать и при этом волю и стремление к победе. Радость движения в игре сочетается с духовным обогащением детей. (С № 5)У них формируется устойчивое заинтересованное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития положительных чувств, любви и преданности Родине. Народная игра способствует интенсивному проникновению национальных культур. Педагог помогает старшим дошкольникам понять, что люди все разные и разные по национальности. Однако, они могут дружить помогать друг другу. Эти добрые отношения отражаются в народных песнях, сказаниях, движениях танца и играх. Народные игры вызывают активную работу мысли, расширяют представление об окружающем мире, развивают все психические процессы. Педагог способен увидеть отраженные в игре впечатления и переживания ребенка, и может умело корректировать их в игровой ситуации через выявление отношения персонажа, через поведение в игре. Правила игры это огромный источник для воспитания волевых качеств личности. Они обеспечивают условия в которых все типы социализации личности открыто проявляют себя. И педагог с помощью игровых мотивов может воздействовать на процесс социализации дошкольников.
Таким образом, народная игра является одним из механизмов социализации дошкольников.
(С № 6)Но все выше сказанное подводит нас к пониманию, что «один в поле не воин», что один педагог не в состоянии решить проблемы социального воспитания в группе детей с разными изначально социальными проявлениями. Как говорилось выше «нельзя индивидуально влиять на ребенка, не учитывая ту социальную среду, в которой он развивается, то есть – семью. Так как семья часто является первоначальной в социальной активности, инертности, псевдосоциальности (первопричина психических проблем), и антисоциальности. Педагог не может изменить семью, но может помочь малышу через одного из родителей, через бабушек и дедушек, через опекунский совет, через элементарные педагогические знания, т. е. просвещение родителей. Поэтому взаимодействие ДОУ с семьей в процессе проведения физкультурных праздников, музыкальных развлечений может шире использовать народную игру объединяя детей и родителей, способствуя их взаимопониманию и выстраиванию добрых отношений внутри семьи. (С № 7)
В МБУ творческой группой разрабатывается программно – методический комплекс по развитию самостоятельности дошкольников на прогулке при организации народных подвижных игр, который позволит:
- Создать педагогические условия для совершенствования приобретённого двигательного опыта в процессе целенаправленного обучения, в самостоятельной двигательной деятельности детей, при косвенном руководстве со стороны воспитателя;
- Укрепить здоровье детей за счет улучшения физических качеств, повышения физической подготовленности детей;
- Организовать систематическое, целенаправленное обучение на прогулке народным подвижным играм;
- Обеспечить эмоциональное благополучие, нормальное психическое развитие;
- Обогатить и совершенствовать двигательный опыт детей;
- Использовать новые формы работы с родителями.
(С № 7) Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Также учитывается место игры, время года и другие условия. Нужно учитывать народность игры, чтобы её сюжет был интересен детям.
(С № 8) Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Его роль зависит от характера игры, от численности и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее должен проявлять себя педагог. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. (С № 9) При повторном проведении игры правила уточняются. Когда игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания игры и её правил должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры, в младших группах это обычно делает сам воспитатель, в старших группах кто-либо из детей по его выбору. (С № 10)
Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры, звуковые сигналы не должны быть слишком громкими. (С № 11) Взрослый делает указания, как в ходе игры, так и перед её повторением, оценивает действия и поведение детей. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу – все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры. Педагог следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз, вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием детей; регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. ( С№ 12) Народные игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, более спокойные – 4-6 раз. Паузы между повторениями – 25сек. Общая продолжительность народной подвижной игры постепенно увеличивается до 15 минут.
(С № 13) Правила игры:
1. Воспитатель объясняет правила игры сам, а затем дети их повторяют.
2. Если игра знакома, дети сами вспоминают правила игры.
В процессе игры воспитатель следит за выполнением правил, так как их нарушение является признаком утомления детей. В этом случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность.
( С № 14) Распределение ролей:
- Воспитатель назначает водящего или сам включается в игру.
- Воспитатель пользуется считалками. Если в игре есть игровой зачин, воспитатель предлагает его сказать кому-либо их детей.
Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей.
Постепенное усвоение содержания игры, ее правил, и в результате возрастающая самостоятельность детей доставляет им радость, поддерживает интерес к игре. Необходимо при повторении немного видоизменять и усложнять игры. Это можно сделать, изменив правила, движения, слова, темп. Повторение игры в течение года должно проходить в разных условиях. Внесение в игры некоторых изменений, дополнений не меняет их содержания и правил, однако элементы новизны повышают интерес детей к игре, побуждая их к большей активности, выдумке.
Подводя итог, можно сказать, что единственный язык, который легко дается детям – это язык игры. Именно игра может помочь родителям и педагогам скорректировать возникающие возрастные проблемы в отношениях с детьми и повысить их ДА. (С № 15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование современных образовательных технологий в процессе социализации дошкольников в условиях школы-интерната»
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Госуда...
Образовательное пространство как место становление единого процесса социализации-индивидуализации личности ребенка
Образовательное пространство влияет на формировании личности ребенка. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каки...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГТ И ФГОС
Данный материал отражает анализ статей по проблеме преемственности ФГТ и ФГОС, осуществлению психолого-педагогического сопровождения процесса социализации ребенка....
Семейный альбом как одна из форм взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи в процессе социализации дошкольника
В данной работе показано, что взаимодействие детского сада и семьи дает возможность внести в традиционные педагогические формы новые инновационные приемы, что будет способствовать социализации детей в...
Обобщенный опыт работы по теме "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социализации ребенка"
Главная роль в обеспечении благоприятной социализации ребенка отводится социально-педагогической деятельности ДОУ. Возникает потребность рассматривать процесс социального воспитания дошкольников в дош...
Технология психолого-педагогического сопровождения процесса социализации детей в условиях дошкольного учреждения
Данный опыт посвящен проблеме социализации ребенка. Актуальность темы обусловлена тем, что важнейшей функцией современного образования является формирование у детей г...
"Роль воспитателя в процессе социализации дошкольника."
Данная статья о необходимости понимания воспитателем своей роли в процессе познания мира маленьким человеком. О его вкладе в будущую личность и его мироощущение....