Доклад «Социализация дошкольников посредством духовно-нравственного воспитания»
статья на тему
Доклад
«Социализация дошкольников посредством духовно-нравственного воспитания»
Енякина Маргарита Николаевна воспитатель
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №1 "Образовательный центр" с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования – «Детский сад № 3 «Красная Шапочка»
Актуальность
Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.
Главной целью социализации является:
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Введение
Социализация ребенка в дошкольном возрасте может осуществляться через духовно – нравственное воспитание.
В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно-нравственное воспитание представлено как направление патриотического воспитания и определяется как усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев семьи, коллектива и общества, приобщение к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство, своеобразие и гармоничное сочетание культур народов России.
Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность, творческую активность.
Духовно-нравственное развитие личности ребенка, включает в себя три взаимосвязанных компонента:
1) когнитивный компонент – удовлетворяет потребность ребенка в познании мира и формируется в ходе взаимодействия личности ребенка с внешним миром;
2) эмоциональный компонент – является субъективной формой выражения потребности и предшествует деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее;
3) поведенческий компонент – удовлетворяет потребность ребенка жить и действовать для других и направляется эмоциями.
Одним из важных условий духовно-нравственного воспитания является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур.
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты и другие народы. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Поэтому мною был разработан проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации региональной программы «Я живу на Самарской земле».
Содержание работы
Цель: Создать условия для социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе духовно – нравственного воспитания
Задачи:
Обучающие задачи:
1.Формировать у дошкольников первичные представления о материальной и духовной культуре народов, проживающих в родном крае
Развивающие задачи:
1.Развивать положительные чувства к родному краю, гордость за достижения родного края, способствующих возникновению чувства любви к Родине
Воспитательные задачи:
1.Познакомить с системой общечеловеческих норм , правил и требований к поведению личности в современном мире
2.Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей; гордости за свой народ и его культуру
Дети изучают культуру, особенности быта, нравов народов Среднего Поволжья, их происхождение, расселение, этническую историю и культурные взаимовлияния.
Содержание разбито на макроединицы и микроединицы (темы).
Макроединица - это культура народов Среднего Поволжья: русская, татарская, чувашская, мордовская и.т.д.
Микроединицами являются:
1. «Материальная культура народов Среднего Поволжья (предметы народного быта, орудия труда, народные игрушки, народный костюм, музыкальные инструменты)»
2. «Духовная культура народов Среднего Поволжья: (фольклор, обычаи и традиции, народные праздники, подвижные игры)»
Основными моделями организации образовательного процесса являются:
1.Совместная деятельность педагога и детей
В рамках данной модели провожу: индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
2.Самостоятельная деятельность детей
В рамках данной модели организую свободную деятельность детей в условиях развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
3. Взаимодействие с родителями
В рамках данной модели стараюсь актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми, повысить их компетентность в приобщении детей к культуре родного края, способствую активному участию в организации экскурсий и досуговых мероприятий.
Реализация проекта основана на событийном подходе. Изучаемые темы связаны с реальными событиями, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей: природные явления (сезонные изменения в природе), общественные события, памятные даты, праздники (международного, федерального, регионального значения, народные праздники). Например: 9 июня – Международный день друзей, 21 – сентября Международный день мира, 16 ноября – Международный день толерантности, 21 февраля – Международный день родного языка, 24 июня- День республики Чувашии и.т.д.
На занятиях знакомлю детей со спецификой культуры разных народов и подчеркиваю, что все мы люди, живем на планете земля, дышим одним воздухом, греемся под одним солнцем, смотрим на звезды и на луну, поэтому должны жить в мире и согласии, дружить друг с другом, помогать друг другу.
Занятия не бывают перегружены назидательностью, они содержат доступный, понятный детям информационный материал. Форма проведения этих занятий различная: занятие-путешествие (например, путешествие к умельцам, изготавливающим народные игрушки), занятие – экскурсиия (например, «Музей народных игрушек» исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившейся народной игрушке, поясняя, чем именно она ему понравилась), занятие-посиделки (направленное на ознакомление дошкольников с народными праздниками - Масленица, Троица или Пасха), занятие – конференция (дети в роли корреспондентов газеты рассказывают об особенностях быта, традициях разных народностей родного края), занятие – мастерская( дети превращаются в мастеров, художников и создают различные поделки).
Игровая деятельность во всем ее многообразии является важным средством формирования личности в дошкольном возрасте. С целью формирования этнокультурной осведомленности у детей 5-7 лет изготовила и проводила с детьми разные дидактические игры и игровые упражнения:
-«В русской горнице» (дети знакомились с внешним видом и предметами интерьера русской горницы)
-«Подбери символы региона Поволжья» (дети закрепляли государственные символы (флаг, герб) регионов Поволжья: республики Татарстан, Чувашии, Мордовии)
-«Подбери головной убор к сарафану» ( дети училиь различать и называть предметы женских народных костюмов различных губерний и областей)
-«Одень куклу в национальный костюм»( дети закрепляли знания об особенностях национального костюма и его элементах)
-"Найди по описанию"( дети учились описывать и находить и национальный костюм по описанию)
-«Определи костюм по фрагменту» (дети учились определять фрагменты костюмов разных народов)
-«Магазин сувениров»( дети закрепляли представления о народных промыслах)
-"Подбери узор для платья"( дети закрепляли представления об орнаментах разных народов)
-«Музей народных игрушек» (исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившейся народной игрушке, поясняя, чем именно она ему понравилась)
В нашей группе стало традицией отмечать такие народные праздники как Рождество Христово, Колядки, Масленица, Пасха, Троица. Праздники всегда вызывают у детей наибольший интерес, являются не только средством развлечения, но и обогащают впечатления и представления, активизируют процесс восприятия, который создает благоприятную почву для нравственного и духовного воздействия на ребенка. При подготовке к этим праздникам всегда отмечаем, что их празднуют и другие народы т. к в их основе лежат дохристианские обычаи.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством. Это своеобразное знакомство с духовным наследием народа. Это понятное, доступное средство развития эмоциональной сферы ребенка, развитие его речи. В нашей группе собран большой материал народных игр. Дети научились эмоционально произносить текст в игре, научились согласованно действовать в коллективе. Это русские народные игры: «Плетень», «Заря-зарница», «Золотые ворота», татарская народная игра «Тимербай», мордовская народная игра «Бабушка», чувашская народная игра «Слепой баран».
В работе по духовно-нравственному воспитанию большая роль принадлежит чтению художественной литературы, особенно народным сказкам. Сказки каждого народа отличаются особым содержанием, образами, стилем. В них отражаются представления народов о мире и счастье, исторически сложившийся образ жизни, национальный характер. Но все они настраивают ребёнка на сопереживание, сочувствие, сострадание. В нашей группе есть хорошая традиция: каждую пятницу читаем детям сказки разных народов. После чтения мы обсуждаем поступки героев, сравниваем их характер. Татарская сказка «Три дочери» расторгала детей до слез и заставила еще раз задуматься об отношениях к своим близким, а именно к матери; чувашская народная сказка «Пукане» помогла понять, что если долго выбирать, ничего тебе не достанется, невежливым обращением друзей не найдёшь.
Работа над проектом осуществляется и в других формах образовательной деятельности:
-Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;
-Выставки детских работ по художественно-эстетическому развитию в детском саду;
-Просмотр видеофильмов;
-Экскурсии в музеи, на природу;
-Оформительская деятельность (рисование плакатов, стенгазет, участие в создании макетов, мини - музеев)
Одновременно с этим в группе создается развивающая среда. Патриотический уголок пополнился дидактическим материалом- «Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья», «Национальный костюм народов Поволжья», «Национальный орнамент», «Сказки поволжских народов», «Игры народов Поволжья».
Руками родителей сделаны макеты: «Русская изба», «Юрта», созданы мини – музеи народной куклы, сувениров.
Такой подход способствует эффективному обогащению и наполнению духовного состояния ребёнка дошкольника, становлению его нравственной позиции, формированию толерантного поведения.
Список используемых источников
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ,
2005. – 247с.
3. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.
5. Диагностика основ патриотизма в старшем дошкольном возрасте.- Тольятти, Кассандра, 2014
6. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009г.
8.Козлова С.А Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру М.Линка – Пресс, 2000
8. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – М. Мозаика- Синтез, 2012
9.Кузина Т.Ф Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.Школьная пресса, 2001.
10. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6лет: Методическое пособие, М., 2007
11. Программа патриотического воспитания. Я живу на Самарской земле. - ред Дыбина О.В.- Тольятти Кассандра, 2014.
12.Постановление Правительства Самарской области от 26.09.2007 №201 «О Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области» ( Электронный ресурс) Режим доступа http://www.samregion.ru/documents/government_resolution/06.08.2013/skip/4381/21400/
13.Шорыгина Т.А Наша Родина – Россия. Методическое пособие М, Сфера, 2013.
14.Шмелева Н.В. Путешествие по русской избе Народное творчество, М,Сфера, 2012
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"
данный материал поможет родителям сфрмировать внутренний мир ребёнка....
Социализация дошкольников средствами духовно – нравственной культуры на основе сотрудничества семьи и детского сада
Одна из важных задач детского сада по воспитанию духовно-нравственной культуры дошкольников, это - установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации...
Презентация "Успешная социализация старших дошкольников через духовно-нравственное воспитание"
Презентация "Успешная социализация старших дошкольников через духовно-нравственное воспитание"...
«Успешная социализация старших дошкольников через духовно-нравственное воспитание».
«Успешная социализация старших дошкольников через духовно-нравственное воспитание»....
Доклад «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
Доклад на педагогическом совете «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников» из опыта работы....
Доклад из опыта работы «Использование ИКТ- технологий в решении задач в приобщении дошкольников к духовно- нравственным ценностям посредством ознакомления с родным краем»
Детский сад –это часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому педагогу, очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и и...
«Успешная социализация старших дошкольников через духовно-нравственное воспитание».
СОДЕРЖАНИЕВведение Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольниковПредметно-развивающая средаВзаимосвязь ДОУ и родителей в осуществлении успешной социализации через духовно...