Системный оператор как средство развития творческого мышления у дошкольников.
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Системный оператор как средство развития
творческого мышления у дошкольников.
На сегодняшний день в дошкольном образовании используется множество инновационных технологий. Все чаще при появлении какой- либо проблемы ребенок, не находя способа ее решения, просто отходит в сторону, капитулирует. Дело в том, что в настоящее время мы и наши дети привыкли мыслить шаблонно, стереотипно. Чтобы научить ребенка выходить «победителем» из любой нестандартной ситуации, я в своей практике использую технологию ТРИЗ, и конкретно один из ее методов «Системный оператор». Разработал данный метод Генрих Саулович Альтшуллер.
Ребенок, появляясь на свет, становится первооткрывателем. Он исследует мир, который его окружает. У детей в дошкольном возрасте очень высокая познавательная активность. Поиск нового неизведанного становится естественным. Ведь поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазии, творчество в условиях неопределенности. Применение приема «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Ребенок рассматривает объект как систему, Определяет функцию и свойства данного объекта. Определяет линии развития, как собственно объекта, так и его функции и свойства (объект в прошлом и будущем). Определяет основания для построения классификации группы, к которой принадлежит объект. Выясняет основное место обитания или функционирования объекта. Сравнивает объект с другими по разнообразным признакам ( чем объект похож и чем отличается от других).
Объекты бывают трех видов: объекты рукотворного мира (то, что создано руками человека), объекты живой природы, и объекты неживой природы. Модель системного оператора – это девять экранов.
Таблица №1
6 прошлое надсистемы | 3 надсистема | 9 будущее надсистемы |
4 прошлое системы | 1 система | 7 будущее системы |
5 прошлое подсистемы | 2 подсистема | 8 будущее подсистемы |
В окошке под №1 помещается объект - система, и определяется его функция.
В окошке под №2 рассматриваются части подсистемы.
В окошке №3 рассматривается окружение (надсистема), в котором выполняется функция объекта.
Четвертое окошко обозначает пошлое объекта (прошлое системы), его части раскрывает окно №5, и место его функционирования окно №6. В седьмом окошке рассматриваются перспективы развития данного объекта по его функции (система в будущем), части окно №8 и место окно №9.
Последовательность мыслительных операций по систематизации объектов живой природы.
Таблица №2
Прошлое настоящее будущее
6 Место обитания объекта в начале жизни | 3 Место обитания объекта в зрелом возрасте | 9 Место обитания объекта в старости |
4 Объект в начале жизни | 1 Объект в зрелом возрасте | 7 Объект в старости |
5 Части объекта в начале жизни | 2 Части тела объекта в зрелом возрасте | 8 Части тела объекта в старости |
При необходимости окошки могут добавляться, чтобы дополнить операции логического характера. Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если пользоваться рифмовкой:
«Что-то»
Автор М.С.Гафитулин
Если мы рассмотрим что-то…(объект)
Это что-то для чего-то…(функция объекта)
Это что-то из чего-то… (подсистема объекта)
Это что-то часть чего-то… (надсистема объекта)
Чем-то было это что-то…(прошлое объекта)
Что-то будет с этим что-то… (будущее объекта)
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
В начале работы надо договориться с детьми, каким образом будет фиксироваться информация. Дети старшего дошкольного возраста могут печатать начальные буквы, слова. Дети младшего дошкольного возраста могут зарисовывать свои ответы, либо это может сделать педагог.
Используя в своей практике «Системный оператор», вы учите детей фантазировать, воображать, мыслить творчески. Придумывать исследуемым объектам фантастические части. Ребенок погружается в мир фантазии, воображения, что помогает в дальнейшем стать не просто исполнителем, а быть творцом, который способен самостоятельно мыслить. Такой человек сможет положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.
Используя систематически в своей работе метод «Системный оператор», у ребенка формируется «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление». Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.
Литература
1.Т.А. Сидорчук Методы формирования навыков мышления, воображения, и речи дошкольников. – 2015. - 92с.
2.http://a2b2.ru/methods/8596_metod_triz_sistemnyy_operator/
Мостовая Анна
воспитатель, Подгоренский детский сад №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-843742-1478358493.jpg)
Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"
В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-843742-1478358493.jpg)
Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"
В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/18/picture-1176870-1574055610.jpg)
Статья "Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников"
Спросите любого ребенка, чем он любит заниматься больше всего на свете, и он обязательно ответит — играть. Дети живут игрой и выражают в ней свою индивидуальность. В процессе игры формируются ка...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/11/picture-984928-1633914881.png)
Статья: «Восприятие изображений как средство развития творческого мышления старших дошкольников».
Статья посвящена обоснованию принципов развития творческого мышления старших дошкольников посредством осмысленного восприятия изображений. Предполагается, что творческое мышление может быть развито пр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/04/picture-1007077-1517745746.jpg)
Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников
В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию творческого мышления при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/28/picture-1331563-1619609813.jpg)
Игра как средство развития творческого мышления у дошкольников
Творчество – целостный феномен, который окрашивает позицию человека по отношению к внешней реальности. Творческий человек, это не тот, кто поет, рисует, или красиво танцует, это тот, ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/28/picture-1331563-1619609813.jpg)
"Игра как средство развития творческого мышления у дошкольников"
Творчество – целостный феномен, который окрашивает позицию человека по отношению к внешней реальности. Творческий человек, это не тот, кто поет, рисует, или красиво танцует, это тот, кто ...