Системный оператор как средство развития творческого мышления у дошкольников.
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Системный оператор как средство развития
творческого мышления у дошкольников.
На сегодняшний день в дошкольном образовании используется множество инновационных технологий. Все чаще при появлении какой- либо проблемы ребенок, не находя способа ее решения, просто отходит в сторону, капитулирует. Дело в том, что в настоящее время мы и наши дети привыкли мыслить шаблонно, стереотипно. Чтобы научить ребенка выходить «победителем» из любой нестандартной ситуации, я в своей практике использую технологию ТРИЗ, и конкретно один из ее методов «Системный оператор». Разработал данный метод Генрих Саулович Альтшуллер.
Ребенок, появляясь на свет, становится первооткрывателем. Он исследует мир, который его окружает. У детей в дошкольном возрасте очень высокая познавательная активность. Поиск нового неизведанного становится естественным. Ведь поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазии, творчество в условиях неопределенности. Применение приема «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Ребенок рассматривает объект как систему, Определяет функцию и свойства данного объекта. Определяет линии развития, как собственно объекта, так и его функции и свойства (объект в прошлом и будущем). Определяет основания для построения классификации группы, к которой принадлежит объект. Выясняет основное место обитания или функционирования объекта. Сравнивает объект с другими по разнообразным признакам ( чем объект похож и чем отличается от других).
Объекты бывают трех видов: объекты рукотворного мира (то, что создано руками человека), объекты живой природы, и объекты неживой природы. Модель системного оператора – это девять экранов.
Таблица №1
6 прошлое надсистемы | 3 надсистема | 9 будущее надсистемы |
4 прошлое системы | 1 система | 7 будущее системы |
5 прошлое подсистемы | 2 подсистема | 8 будущее подсистемы |
В окошке под №1 помещается объект - система, и определяется его функция.
В окошке под №2 рассматриваются части подсистемы.
В окошке №3 рассматривается окружение (надсистема), в котором выполняется функция объекта.
Четвертое окошко обозначает пошлое объекта (прошлое системы), его части раскрывает окно №5, и место его функционирования окно №6. В седьмом окошке рассматриваются перспективы развития данного объекта по его функции (система в будущем), части окно №8 и место окно №9.
Последовательность мыслительных операций по систематизации объектов живой природы.
Таблица №2
Прошлое настоящее будущее
6 Место обитания объекта в начале жизни | 3 Место обитания объекта в зрелом возрасте | 9 Место обитания объекта в старости |
4 Объект в начале жизни | 1 Объект в зрелом возрасте | 7 Объект в старости |
5 Части объекта в начале жизни | 2 Части тела объекта в зрелом возрасте | 8 Части тела объекта в старости |
При необходимости окошки могут добавляться, чтобы дополнить операции логического характера. Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если пользоваться рифмовкой:
«Что-то»
Автор М.С.Гафитулин
Если мы рассмотрим что-то…(объект)
Это что-то для чего-то…(функция объекта)
Это что-то из чего-то… (подсистема объекта)
Это что-то часть чего-то… (надсистема объекта)
Чем-то было это что-то…(прошлое объекта)
Что-то будет с этим что-то… (будущее объекта)
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
В начале работы надо договориться с детьми, каким образом будет фиксироваться информация. Дети старшего дошкольного возраста могут печатать начальные буквы, слова. Дети младшего дошкольного возраста могут зарисовывать свои ответы, либо это может сделать педагог.
Используя в своей практике «Системный оператор», вы учите детей фантазировать, воображать, мыслить творчески. Придумывать исследуемым объектам фантастические части. Ребенок погружается в мир фантазии, воображения, что помогает в дальнейшем стать не просто исполнителем, а быть творцом, который способен самостоятельно мыслить. Такой человек сможет положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.
Используя систематически в своей работе метод «Системный оператор», у ребенка формируется «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление». Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.
Литература
1.Т.А. Сидорчук Методы формирования навыков мышления, воображения, и речи дошкольников. – 2015. - 92с.
2.http://a2b2.ru/methods/8596_metod_triz_sistemnyy_operator/
Мостовая Анна
воспитатель, Подгоренский детский сад №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"
В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....
Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"
В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....
Статья "Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников"
Спросите любого ребенка, чем он любит заниматься больше всего на свете, и он обязательно ответит — играть. Дети живут игрой и выражают в ней свою индивидуальность. В процессе игры формируются ка...
Статья: «Восприятие изображений как средство развития творческого мышления старших дошкольников».
Статья посвящена обоснованию принципов развития творческого мышления старших дошкольников посредством осмысленного восприятия изображений. Предполагается, что творческое мышление может быть развито пр...
Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников
В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию творческого мышления при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является...
Игра как средство развития творческого мышления у дошкольников
Творчество – целостный феномен, который окрашивает позицию человека по отношению к внешней реальности. Творческий человек, это не тот, кто поет, рисует, или красиво танцует, это тот, ...
"Игра как средство развития творческого мышления у дошкольников"
Творчество – целостный феномен, который окрашивает позицию человека по отношению к внешней реальности. Творческий человек, это не тот, кто поет, рисует, или красиво танцует, это тот, кто ...