Конспект занятия к 9 мая для детей подготовительной группы детского сада "Фронтовое письмо-треугольник"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Вассер Алёна Юрьевна

Конспект занятия к 9 мая для детей подготовительной группы детского сада "Фронтовое письмо-треугольник"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия к 9 мая для детей подготовительной группы детского сада «Фронтовое письмо – треугольник.

Цель: познакомить с историей фронтового письма, научить складывать фронтовой треугольник, украшать поздравительную открытку .
Задачи:
Расширить знания детей о Великой Отечественной войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами.
Развивать патриотические чувства, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины.
Воспитывать уважение к защитникам Родины. 
Форма: занятие - исследование «Фронтовое письмо».
Методы: наглядный, словесный, практический.
Оборудование : конверты и треугольники - писем военные лет, фотографии военных лет, бумага с напечатанным поздравлением, ножницы, клей.
Предварительная работа:
Организация ППРС: уголок, посвященный ВОВ, папка-передвижка «Дети герои».
Подборка стихотворений о войне.
Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне.
Чтение рассказов: Ю. Симоненков «Письмо на фронт», 
А. Дементьев «Письмо отца», Е. Ф. Трутнева «Фронтовой треугольник».
                                                     

Ход занятия.

Воспитатель:
     Великая Отечественная война – самая горькая и страшная страница в истории нашей страны. Тяжелые 4 года, долгие 1418 дней и ночей. Война разлучила тысячи семей. Мир раскололся надвое: на тех, кого ждали, и тех, кто ждал. И только почта помогала найти близких – в тылу или на фронте. Письма были самыми дорогими, самыми важными в годы войны.
    Сегодня мы вспомним страницы истории Великой Отечественной войны. Но эта история поместилась не в тяжёлых томах, а в хрупких страницах фронтовых писем. Эти письма не предназначались для чужих глаз, но сегодня каждое из них – исторический документ величайшей ценности. Фронтовые письма помогают прикоснуться к страницам героического прошлого нашей Родины, дают уникальную возможность почувствовать дыхание войны, услышать живое слово простых людей, прошедших через страшные испытания

     Сильный и жестокий враг обрушился на страну внезапно. Началась срочная мобилизация в действующую армию. Подчас даже не было возможности попрощаться с родными перед отправкой на фронт. Гражданское население экстренно эвакуировалось из прифронтовой полосы. Люди меняли свои адреса, место жительства. Всё сдвинулось с места, сместилось, переехало Фашисты понимали, что письма с фронта и на фронт очень важны для наших людей. Делали всё возможное для того, чтобы письма не доходили. Уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. Для этого в стране была создана военно-полевая почта.

– Объясните словосочетание полевая почта. (Ответы детей)

      Полевая почта – это вид почтовой связи, которая устанавливалась в условиях боевых действий.

Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам. Непростая была служба у военных почтальонов. Должность почтальона военно-полевой почты именовалась как экспедитор.

   Армейская почта перешла на военное положение. Почтовые эшелоны пропускали в первую очередь. Всего за годы Великой Отечественной войны было доставлено около 6 млрд. писем.

     Уже в самом начале войны воинская почта стала бесплатной. Но почтовые работники столкнулись с проблемой нехватки конвертов. Пришла на помощь солдатская смекалка – появились знаменитые треугольники. Письмо-треугольник представляло собой лист бумаги прямоугольной формы согнутый по диагонали квадрата сначала справа налево, затем полученный треугольник нужно было сложить слева направо. Оставшаяся полоска бумаги вставлялась внутрь. На наружной стороне писался адрес назначения и номер полевой почты. Марка не требовалась, письмо не заклеивалось. Все письма в обязательном порядке проверялись военными цензорами, так как важным было сохранение военной тайны. Нельзя было указывать сведения о дислокации частей, их вооружении, имена командиров, численности потерь.

     До глубины души потрясают эти листки из школьных тетрадей, на которых герои оставляли последние слова, обращённые к тем, кто останется жить. Бесценные документы являют собой как бы завещание погибших героев. Их невозможно читать равнодушно. Фронтовые письма, как ждали их тысячи женщин по всей стране! Часами караулили почтальонов в надежде получить весточку с фронта, ведь солдатский треугольник был залогом того, что приславший его муж, сын, отец, брат, любимый жив! В них было всё: скупые рассказы о войне, слова любви и даже стихи.

 Воспитатель: Послушайте письмо одного солдата.
(Стихотворение «Фронтовой треугольник» Е. Ф. Трутнёва)
Дорогие, мои родные! Ночь.
Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах.
Вспоминаю я поле, речушку.
Вновь и вновь вспоминаю вас.
Мои братья и сестры родные,
Завтра снова я в бой иду.
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу.
Стану недругов наших громить.
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.


    Солдатские треугольники были общей радостью для всей семьи, дома, улицы, деревни, села. Их носили из дома в дом, читали вслух по много-много раз, заучивая наизусть. Можно себе представить, как ждали эти маленькие фронтовые письма – треугольники жены, матери и дети солдат. Письма, пришедшие с фронта, берегли, ведь это были вести от родного человека. Все письма хранили у сердца, лаская их дрожащей рукой.  К сожалению, не всегда полевая почта приносила хорошие новости, очень много было и грустных писем, в которых сообщали, что солдат геройски погиб в бою защищая нашу Родину. Но писем ждали и на другом конце разорванного мира – на фронте. Вовремя доставленное из дома письмо было для солдат Советской Армии гораздо важнее, нежели полевая кухня и прочие скромные блага фронтовой жизни. Нескончаемым потоком шли на фронт письма с коротким адресом: «Полевая почта…»

Физ.минутка  «Победа!»

Мы празднуем Победу! (Шагают на месте)

Салют! Салют! Салют! (Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем)

Кругом цветы весенние (Руки на пояс , повороты туловища)

Цветут! Цветут! Цветут! (Руки развести в стороны)

Все люди пляшут. празднуют (Приседания с выставлением ноги вперед)

Поют! Поют! Поют!

Пусть в мире страны разные (Вдох, круговые движения руками)

Живут! Живут! Живут!
Воспитатель: Ну, что отдохнули? Давайте присядем за столы и сделаем

письмо – поздравление нашим ветеранам, труженикам тыла в знак благодарности за мирное небо над головой, за подаренную светлую жизнь. Давайте посмотрим, что нам будет необходимо для того, чтобы изготовить такой треугольник:

Дети: бумага с напечатанным поздравлением, Георгиевская лента, Красная Звезда ,квадратики розовой бумаги для цветов яблони, клей, салфетка, клеёнка, три листика зеленого цвета, ножницы, фломастеры.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что обозначает Георгиевская лента на нашем конверте?

Дети: Георгиевская лента обозначает символ дня Победы.

Воспитатель: А что же обозначает красная звезда?

Дети: Красная звезда- это отличительный знак Красной Армии.
Воспитатель: сегодня мы с вами сами попробуем сложить из листа бумаги фронтовой конверт.
Письмо-треугольник представляло собой лист бумаги прямоугольной формы, согнутый по диагонали квадрата сначала справа налево, затем полученный треугольник нужно было сложить слева направо. Оставшаяся полоска бумаги вставлялась внутрь. На наружной стороне писался адрес назначения и номер полевой почты. Марка не требовалась, письмо не заклеивалось. (Дети складывают письмо-треуголку, используя схему и показ воспитателя) https://static.wixstatic.com/media/23291b_8f70402020bf4c0db3742ce4f68999b9.jpg_srz_p_981_355_75_22_0.50_1.20_0.00_jpg_srz

Воспитатель: а теперь продолжим работу, что нам осталось еще сделать? Наклеиваем на письмо Георгиевскую ленту, сделанную из цветной бумаги. Затем приклеиваем Красную Звезду. Далее приклеиваем веточки яблони. Вырезаем из бумаги цветы яблони, лепестки немного подкручиваем, приклеиваем на письмо. Вырезаем розовую серединку для цветка , размещаем ее в центре цветков.

Для листочков складываем пополам лист бумаги, а затем под углом в 45 гр. складываем гармошкой. Вырезаем листочки. Приклеиваем листочки к веточке, гелем с блестками делаем капельки в центре цветочков, в левом углу наклеиваем красные звездочки. Письмо-поздравление готово!

- Итак, дети, какой теме было посвящено наше сегодняшнее занятие? Что нового мы сегодня с вами узнали? Что мы сегодня делали? С помощью чего мы сделали наши письма поздравления? Вам понравилось занятие? Что было делать трудно? Что легко?

- Оценка и рассматривание детских работ. Вот сколько много получилось поздравительных писем и все они замечательные. Теперь мы можем вручить их ветеранам на праздничном концерте.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной группе детского сада компенсирующей направленности

Конспект занятия по формированию звукопроизношения Образовательная область - коммуникация Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, художественное чтение, здоро...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада

Данный материал посвящен знакомству детей со звуком ч и соответствующей печатной буквой Ч....

Разработка занятия по математике для детей подготовительной группы детского сада "Цветик-семицветик"

Цель:  Продолжать воспитывать у детей интерес  к познавательно-исследовательской деятельности математического содержания.   Задачи:1.      Закрепить у...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада "Звук Ш"

 Коррекционно-образовательные задачи:1.Познакомить детей со звуком [Ш]  ,2. Учить характеризовать звук [Ш] по акустическим и артикуляционным признакам.3. Закреплять правильный графиче...

Челябинская область Златоустовский городской округ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 91" Познавательный игровой конспект занятия по ПДД для детей подготовительной группы

Челябинская областьЗлатоустовский городской округМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 91"     Познават...