Развитие экологической культуры дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Целищева Анна Александровна

В современном мире, когда экология полностью зависит от человеческого вмешательства, необходимо с  раннего возраста прививать детям любовь к природе и окружающему миру в целом. Чтобы у ребёнка правильно сформировалось понятие «экологическая культура» В этой статье я постаралась кратко изложить, каким образом можно этого достичь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_ekologii.docx14.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие экологической культуры дошкольников

В современном мире, когда экология полностью зависит от человеческого вмешательства, необходимо с  раннего возраста прививать детям любовь к природе и окружающему миру в целом. Чтобы у ребёнка правильно сформировалось понятие «экологическая культура», нужно ежедневно, собственным примером показывать детям бережное отношение, как к животному миру, так и к растительности.

Воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста нужно начинать с первых дней посещения детского сада.

Большинство научных деятелей и педагогов дошкольного образования отмечают тот факт, что лучшим способом воспитания в дошкольниках любознательности  является определённая, разработанная  педагогом методика.

Немаловажно выработать в ребёнке интерес к окружающему миру и приобщить его к анализу изменений естественной природной среды.

Согласно выше сказанному, мы конкретно сформировали цель работы по определению экологической культуры детей дошкольного возраста: прививание заботы и бережливости к природе, формирование уважительного отношения к людям, охраняющим  и развивающим её. Научить детей ощущать себя частицей окружающего мира.

       Основные задачи нашей работы:

1. Дать основу понятия  о мире природы, т.е. растений и животных, как живых организмов, сформировать первоначальные знания о природных явлениях.

2. Научить детей определять и различать свойства предметов, окружающих тел и материалов.

3.  Формировать в детях ощущения себя, как частицы окружающего мира, природы. Прививать бережное и осознанное отношение к природе, а также к людям охраняющим её.

4. Развивать доброе и правильное отношение к животному и растительному миру в процессе общения с ним. Прививать интерес к окружающему миру.  

В своей работе следует выделить следующие составляющие:    

а) формирование начальных знаний экологии;    

б) развитие экологического мышления;

в) формирование умения ориентироваться   в окружающей среде и мире;

г) воспитание экологически правильного поведения.

Развитие  экологической культуры у детей младших групп детского сада связываем  с конкретным природным окружением: растительным и животным миром (сообществами живых организмов), местом их обитания, предметами, сделанными людьми из природных материалов.

В подготовительный период работы раскрываем условия, основанные в дошкольном учреждении для экологического воспитания, и трудимся над созданием экологической  предметно-развивающей атмосферы в группе. При этом придерживаемся следующих основных показателей:

соответствие объектов возрастной категории детей, полная безвредность и безопасность жизни и здоровья, простота в смысле ухода и содержания.

На первых этапах работы распознаём уровень сформированности начальной  базы экологической культуры. При помощи мониторинга  проводим анализа экологических представлений и понятий воспитанников дошкольного учреждения,  и намечаем последующие  уровни работы.

Для более успешного усвоения материала используем различные формы проведения НОД.

Разрабатывая методику проведения Непосредственно Образовательной Деятельности по формированию экологической культуры у младших дошкольников, отдаем приоритет наглядным методам (наблюдение, рассматривание наглядного материала), а также практическим (труд, игры). Также используем устные методы (рассказы, чтение художественной литературы).

Для детей дошкольного возраста главным методом является игровая форма. В своей работе применяем поучительные игры. Например: «Волшебный мешочек», «Догадайся и найди», «Найди различия» и др.

Предметные игры. Например: «Какой цветок потерял лепесток?», «Найди такие же фигурки», и т.д.

 Словесные игры.  Например: «Съедобное - несъедобное», «Кто летает, ползает, бегает?».

Подвижные игры экологической направленности. Например: «Живой ручеёк», «Штиль и шторм».

Самых маленьких дошколят учим наблюдать, замечать, делать выводы о мире природы. Кроме этого используем практические занятия для ответа на вопросы, например: можно сделать ком из сухого  песка? А из снега?» Применяя практические занятия дети  могут определять свойства тел, предметов, природных явлений (таяние ледышки в ладони, игра с солнечными зайчиками), взаимодействия предметов между собой ( песок-вода, солнце-вода). У детей стала более выражено проявляться любознательность, появились вопросы: что, где, для чего? Мыслительная функция детей стала проявляться   с наибольшей  активностью, ответы стали более полными и раскрытыми.

Ребята получают достаточно большой объём знаний. У детей складывается базовое представление о некоторых растениях и животных той местности, где дети проживают, различиях внешнего вида, особо проявляющихся характерных признаках. У детей появляется расширенное представление о домашних животных, их роли в жизни людей, ребята учатся правильному общению с ними, заботе о них. У  дошкольников младшей возрастной группы расширяются представления о домашних питомцах и об обитателях живого уголка, у детей возникает интерес и появляется желание ухаживать за ними.

Происходит формирование интереса к явлениям живой и неживой природы. Дошкольники научились беречь, ухаживать и охранять окружающую природу, внимательно относиться к людям, создавать элементарные контакты в окружающем мире.

В последующей работе мы планируем  воспользоваться и нетрадиционными  формами, такими как  экологические дискуссии, лаборатория юного натуралиста.

Список литературы

Программа экологического образования детей «Мы», О.А Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», Экологическое образование и воспитание. Методические рекомендации, Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль музыки в развитии экологической культуры дошкольников"

Сообщение из опыта работы музыкального руководителя....

Развитие экологической культуры дошкольников по средствам сказкотерапии.

Воспитательное воздействие природы на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Современные дети практически оторваны от живой природы и живут в машинном мире полном стрессов и волнений. Он...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры. Дошкольный возраст – оптимальный эт...

Методическая разработка "Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника"

Методическая разработка предназначена для детей подготовительного к школе возраста. В данном материале представлен паспорт проекта, план реализации и анализ проектной деятельности....