Развитие экологической культуры дошкольников с помощью метода моделирования
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Обобщение опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

филиал Малопицкий детский сад

ОПЫТ РАБОТЫ

по развитию экологической культуры

дошкольников

с помощью метода моделирования

                                                                                                            Подготовила: воспитатель

                                                                                                             1 квалификационной категории

                                                                                                            Панфилова Е.Н.

        Нижегородская область

        Дальнеконстантиновский район

                                                                      с. Малая Пица

Основная программа , применяемая в работе с детьми – программа «От рождения до школы» Н.Н.Веракса     и др. В последнее время к дошкольному образованию предъявляют все новые и новые требования, поэтому приходиться использовать не только основную программу, но  и различные парциальные программы и технологии, приемы и методы, способствующие развивающему обучению детей /программа экологического образования «Мы», метод моделирования и др./

      Чтобы подобрать соответствующий материал, перерабатывается большое количество литературы. Однажды в журнале «Дошкольное воспитание» я наткнулась на статью, в которой рассказывалось об опыте работы московских коллег по использованию метода моделирования в составлении описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, фруктах и овощах, временах года.

      Я решила попробовать этот метод в работе с детьми своей группы по развитию связной речи. В основе этого метода лежит наглядность и последовательность размещения всех конкретных элементов высказывания должны вовремя сменяться последующими.

      Анализируя свою работу, я сделала вывод, что метод моделирования заметно облегчил детям овладение связной речью. Дети стали более  инициативны в разговоре, охотно отвечают на вопросы и задают встречные. Значительно обогатился словарный запас, речь стала более эмоциональна и выразительна. Рассказы детей стали четкими, связными, последовательными. Все это в конечном итоге оказало благоприятное влияние на развитие логического мышления, творческого воображения детей.

   Поскольку этот метод хорошо себя зарекомендовал, я решила расширить применение метода моделирования на воспитание экологической культуры у детей, т.к. общение с природой помогает развитию познавательных интересов, умственных способностей, обогащению и расширению словаря; развивает любознательность, логическое мышление, воображение, творческие способности, нравственные и эстетические качества, положительное отношение к растениям и животным.

    Проведя диагностику в своей группе, я пришла к выводу, что для детей характерно неустойчивое отношение к растениям и животным, иногда они проявляют небрежность и агрессивность к ним. При этом действуют неосознанно, подражательно, при этом могут присоединиться к неправильному поведению других /один рвет цветы на прогулке и бросает, другой тут же к нему присоединяется/. Дети понимают, что нельзя наносить вред природным объектам, но не всегда это выполняют.

     Проанализировав результаты диагностики, были поставлены следующие задачи:

  1. Дать представление о существовании живых организмов в природе и их разнообразии: деревья, кусты, травянистые растения, животные, птицы, насекомые, люди.
  2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе: наблюдения, экспериментирование, труд детей в природе /на участке и в уголке природы/, игры /дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные/.
  3. Воспитание у детей гуманного отношения к природе и правильному поведению в ней.

Родители были ознакомлены с результатами диагностики и поставленными задачами. Для решения поставленных задач я предложила использовать метод моделирование. Родители одобрили мое предложение.

   Начали мы работу с беседы «Живое-неживое», из которой дети узнали, что все живые организмы имеют определенные признаки: питание, дыхание, умение передвигаться, способность к росту, размножению и приспособленность живого организма к условиям среды обитания.

      Затем мы знакомились с насекомыми. Начали с наблюдений за насекомыми в природе, рассматривали различные картинки и иллюстрации, читали художественную литературу, отгадывали загадки. Проводились беседы и занятия «Как узнать насекомое», «Почему насекомых стало меньше?», «Насекомые», на которых дети с помощью моделей учились выделять отличительные признаки и устанавливать причинно-следственные связи в природе. На занятиях по развитию речи мы учились составлять описательные рассказы о насекомых, используя модели.

   Следующим этапом  воспитания экологической культуры стало знакомство с растениями. Проводились занятия и беседы: «Что нам дарит осень», «Что  ты видел по дороге в детский сад?», «Как узнать растение», «Как растет растение». На занятиях, в беседах и в повседневной жизни дети знакомились с разнообразием растений: деревья и кусты,  травы и цветы, лекарственные и ядовитые растения и т.д., с их строением и приспособленностью к окружающему, устанавливались причинно-следственные связи: почему деревья сбрасывают листья, что нужно для того, чтобы растения росли и развивались.

    Затем мы знакомились с лесом. Проводили различные наблюдения, экскурсии в парк и на луг, рассматривали картинки и иллюстрации с изображением леса, отгадывали загадки, читали художественную литературу. Был проведены следующие беседы и занятия: «Почему мы не видим насекомых на нашем участке?», «Какие птицы прилетают к нам на участок», «Кто живет в лесу?», «Как звери готовятся к зиме?», «Зимовье зверей», «Лес - многоэтажный дом».

    На протяжении всего осеннего периода мы также наблюдали за изменениями в природе, отмечали приспособленность животных и растений к сезонным изменениям, устанавливали причинно-следственные связи. На занятиях по развитию речи составляли описательные рассказы об осени, используя модели.

      Зимний период мы начали со знакомства с птицами на участке, рассматривали иллюстрации, читали художественную литературу, отгадывали загадки. Проводили беседы и занятия: «Что знаем о птицах?», «Как помочь птицам зимой?», «Как узнать птиц?», «Птицы зимой». С помощью  моделей дети знакомились с частями тела птицы, с развитием птиц, с приспособленностью к среде обитания, учились ухаживать за птицами на участке – насыпать корм в кормушку, наблюдали – какие птицы, что больше любят есть.

      Знакомство с животными начали с морской свинки. Дети вели наблюдения за животным , выделяли характерные признаки, особенности поведения, отмечали ее внешний вид, учились способам кормления и ухода. Так же рассматривали картины и иллюстрации о диких животных, читали стихи и рассказы о них, разгадывали загадки. Проводились беседы и занятия «Почему звери меняют шубки», «Зимовье зверей», «Где найти медведя зимой?», «Белка в беде. Как хорошо иметь друзей». На занятиях дети с помощью моделей учились устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе /Холод заставляет диких животных жилище к зиме, отращивать длинную теплую шерсть; белка запасла себе на зиму грибов и орехов; медведь спит в своей берлоге; появление снега приводит к изменению окраски шерсти зверей для защиты от врагов; человек тоже готовиться к холодной зиме – одежда, пища, жилище/.

       Работу по ознакомлению с животными мы продолжили знакомством с домашними животными. На занятиях у детей формировались представления о домашних животных /живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: кормит, лечит/, дети учились сравнивать диких и домашних животных, находить общие и отличительные признаки.

       На занятиях по экологическому образованию, в свободное время проводились различные игры и игровые упражнения.

  1. Игры на классификацию  по заданным признакам: «Живое – не живое», «Третий лишний», «Зимующие – перелетные птицы», «Деревья – кусты - травы», «С какой ветки детки», «Птицы, животные», «Домашние и дикие животные» и др.
  2. Игры на закрепление правил поведения в природе: «Будь природе другом», «Запрещающие знаки», «Будь другом животным, растениям…», «Чего нельзя делать в лесу», «Хорошо - плохо», «Вредно - полезно», «Опасно – неопасно» и др.
  3. Игры о приспособлении животных к среде обитания: «Кто где живет?», «Летает – не летает», «Летает, бегает, прыгает», «Кому где удобно», «Рассели животных и птиц» и др.
  4. Игры на рост и развитие живых организмов: «От семени до семени», «Что сначала, что потом», «Вырасти горошек» и др.
  5. Игры на формирование знаний об экологических системах: «Лес – многоэтажный дом», «Насекомые и среда обитания», «У кого какой дом?», «Кто где живет, что где растет» и др.
  6. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам птиц и животным и их образу жизни: «Птички и гнездышки», «У медведя во бору…», «Вот лежит мохнатый пес», «Кот и мыши» и др. в некоторых подвижных играх отражаются явления неживой природы: «Солнышко и дождик», «Холодно - жарко» и др.

   Все наши знания мы старались закрепить в сюжетно-ролевых играх: «Лесник», «Ферма», «Зоопарк», «Птичница», «Зимовье зверей», «Овощевод» и др.

В своей работе я так же использовала пальчиковые игры. Начинали с менее сложных / «Пальчик-мальчик, где ты был…», «Этот пальчик хочет спать »/, переходя к более сложным играм / «В гости к пальчику большому»,  «Утречко», «Солдаты»/ и др.

        На протяжении всего учебного года мы придерживались тематики занятий по экологии с темами других видов деятельности. Например, если мы знакомились с растениями, то и другие занятия /физо, лепка, аппликация, рисование, развитие речи/ мы брали с аналогичной темой.

       Для большей наглядности в овладении способами практического взаимодействия с окружающей средой, которые обеспечивают становления мировоззрения ребенка, мы использовали опыты и эксперименты. Проводили с детьми эксперименты с объектами живой природы: растения /в тепле и холоде, в темноте и на свету, полив и без него:  овес, лук, пересаженные в группу уличные растения, срезанные ветки деревьев/ - выявляли благоприятные условия для роста и развития растений; животные  /что больше всего любит есть морская свинка, какие птицы, что больше всего любят есть/;  с объектами неживой природы /воздух, вода, песок, глина, лед, снег и др./

        Дети с удовольствием трудятся в уголке природы: полив комнатных растений, кормление рыбок и морской свинки;  на участке детского сада: сбор осенних листьев, расчистка дорожек от снега, кормление птиц.

          Труд доставляет детям много радости, содействует воспитанию бережного отношения к окружающей среде, учит заботиться о ней, создает благоприятные условия для решения задач интеллектуального, творческого развития детей.

      Значение  праздников и развлечений, как форм экологического образования детей, трудно переоценить. Как показывают многие  исследования, гармоничное становление личности ребенка невозможно без эмоционального отношения к окружающему миру. На чувства детей оказывает влияние художественного оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы, маски персонажей т.п.

   Проводились следующие праздники и развлечения: «В гости к насекомым», «Каравай», «Прощанье с осенью», «Птицы – наши друзья», фольклорный праздник «Здравствуй, матушка-зима», новогодний праздник «Здравствуй, елочка-краса» и др.

    Для формирования у детей экологической культуры в группе создана предметно-развивающая среда: уголок природы, уголок экспериментирования, природные зоны, дидактические игры, конусный и кукольный театры, фланелеграф.

   Только совместная работа детского сада и семьи может в полной мере способствовать экологическому образованию детей. Проводились беседы и консультации: «Пример взрослых в воспитании экологической культуры у детей», «Домашние животные и ребенок», «Природа и нравственное воспитание детей». Родителям давались домашние задания по выращиванию растений, они принимали участие в изготовлении кормушек для птиц, атрибутов и декораций к играм, оказывали помощь в сборе природного материала, репродукций картин, иллюстраций.

          Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование метода моделирования значительно облегчает детям овладение экологическими знаниями. Занятия с использованием моделей способствуют развитию личности ребенка в целом, его экологического сознания, экологически правильного  поведения в природе, правильного отношения к ней. Дети проявляют интерес к явлениям природы. У них сложились представления о живом, появились желания сохранять, создавать и поддерживать для него нужные условия.

       Дети испытывают удовольствие от помощи живому, их увлекает процесс трудового действия; они достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стремятся совершать добрые поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль музыки в развитии экологической культуры дошкольников"

Сообщение из опыта работы музыкального руководителя....

Развитие экологической культуры дошкольников по средствам сказкотерапии.

Воспитательное воздействие природы на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Современные дети практически оторваны от живой природы и живут в машинном мире полном стрессов и волнений. Он...

Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.

Материал содержит  практический опыт  работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание  различных видов   детской деятельности, формы и методы работы ...

«Развитие связной речи дошкольников с помощью метода моделирования»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как ...

Опыт работы по теме: "Воспитание экологической культуры дошкольников посредством проектного метода"

В работе рассмотрена проблема формирования экологической культуры дошкольников. В статье четко выделены цель и задачи экологического воспитания....