Развитие экологической культуры дошкольников по средствам сказкотерапии.
статья на тему
Воспитательное воздействие природы на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Современные дети практически оторваны от живой природы и живут в машинном мире полном стрессов и волнений. Они, конечно же, адаптируются к миру, а что им еще остается? Но как пройдёт эта адаптация? И как это повлияет на их будущее надо думать уже сегодня. В первом дошкольном опыте, дети получают не только информацию об окружающем мире, но и учатся в нём жить.
Коллектив нашего детского сада активно работает над развитием психологического здоровья ребенка с использованием сказкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_ekologich_kultury_po_sredstvam_skazkoterapii.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие экологической культуры дошкольников по средствам сказкотерапии.
Шатохина Оксана Викторовна
педагог-психолог Д/с «Берёзка» р.п. Чишмы
Республика Башкортостан, Россия
Экологическое воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
Воспитательное воздействие природы на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Современные дети практически оторваны от живой природы и живут в машинном мире полном стрессов и волнений. Они, конечно же, адаптируются к миру, а что им еще остается? Но как пройдёт эта адаптация? И как это повлияет на их будущее надо думать уже сегодня. В первом дошкольном опыте, дети получают не только информацию об окружающем мире, но и учатся в нём жить.
Коллектив нашего детского сада активно работает над развитием психологического здоровья ребенка с использованием сказкотерапии.
Для решения задач воспитания экологической культуры у дошкольников за основу взяли “Сказкотерапию”, как один из методов расширения сознания, не забывая, что дети очень любят волшебные сказки. Мы взяли не просто сказкотерапию, а игровую сказкотерапию один из методов здоровье сберегающей технологии. Ведь в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности.
Мы считаем, что главная задача экологической работы в детском саду с детьми дошкольного возраста – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передача определенных знаний в области экологии и соблюдение элементарных правил поведения при взаимодействии с природой. Сочиняем экологические сказки, придумываем новые сказочные истории и добавляем элементы поведения в природе, отражая экологические проблемы ближайшего окружения, таким образом, мы призываем дошкольников беречь природу.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у дошкольников эмоционально-чувственное восприятие мира. В сказке Добро всегда побеждает Зло! Конечно, детям еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую, в ней есть только волшебные образы, к которым ребенок определяет свои симпатии.
В индивидуальной работе с детьми применяем:
- коррекционные сказки (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
- психотерапевтические (“для лечения души”, с образом доброго волшебника), моделируем знакомые сказки эколого-познавательного характера, рассказываем или придумываем вместе с детьми по кругу уже известную сказку.
В дошкольном возрасте дети, легко воспринимают объекты природы на равных, наделяют их чувствами, мышлением, желаниями. Это очень важно с точки зрения воспитания эмоционального отношения к природе, научить сочувствовать, сопереживать.
К примеру, можно предложить детям “превратиться” в деревья, камни, животных, капли воды или пылинки, затем они рассказывают, а после этого рисуют, то, как чувствовали себя в том или ином образе, в той или иной ситуации.
Для решения задач воспитания экологической культуры особенно важно ввести самого ребенка в различные роли, предоставить ему ещё и возможность проиграть различные типы поведения в разных ситуациях.
Рисуя сказку, мы как бы совмещаем сказочную природу с настоящей, так как в это время дети учатся понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому.
В своей практике рисование применяем там, где ребенку трудно рассказать, что происходит и оказывается сначала легче нарисовать. Язык искусства становится ребенку доступным достаточно рано, иногда раньше, чем обычная речь.
Мы не навязываем ребёнку процесс рисования, а стараемся увлечь его этим видом деятельности, помня высказывание мудреца: “Ребёнок - это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь”. Дети, воспитатели и родители рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и только потом, ставят свои спектакли.
С помощью сказок мы стараемся познакомить детей с природой родного края, его достопримечательностями, следим, чтобы материал соответствовал возрастным особенностям и был эмоциональным. Начинаем работу всегда с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя их круг знаний.
При восприятии природы дошкольники накапливают яркие, незабываемые впечатления. Постепенно у них формируется эстетическая восприимчивость, которая проявляется в умении видеть и ценить красоту в природе. В будущем эта способность послужит основой для глубоких переживаний, возвышенного отношения к природе, желания оберегать и сохранять ее неповторимую красоту.
С помощью сказкотерапии мы помогаем воспитанникам осознать: насколько красива и насколько ранима природа, а также как ее можно и нужно беречь. Поэтому считаем, что Сказкотерапия является эффективным средством воспитания, способствующим экологическому развитию дошкольников.
Список использованной литературы:
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
- Рыжова Н. А. Не просто сказки…. . – М.: Академия, 2002.
- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. – М.: Мозаика – Синтез, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам экологической тропы".
Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам экологической тропы"....
Методическая разработка "Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника"
Методическая разработка предназначена для детей подготовительного к школе возраста. В данном материале представлен паспорт проекта, план реализации и анализ проектной деятельности....
Методическая разработка «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника»
Методическая разработка«Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» ПаспортПостановка проблемы:Экологическое образование человека начинается с детства. Стихи...
Детское экспериментирование как средство развития экологической культуры дошкольников.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...
Методическая разработка «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника»
Методическая разработка«Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» ПаспортПостановка проблемы: Экологическое образование человека начинается с детства....
Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.
Материал содержит практический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание различных видов детской деятельности, формы и методы работы ...
« Развитие экологической культуры - как основное средство воспитания у дошкольников осознанного правильного отношения к природе.»
Именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные. «Какие впечатления могут дать им взамен этих живых, сильных, воспитывающих душу впечатл...