План самообразования 2014 - 2019 г.г.
материал
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №43»
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ЛОГИНОВОЙ МАРИИ НИКОЛАЕВНЫ
НА 2014 – 2019 г.г.
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Цель: Создать систему игр и упражнений по развитию мелкой моторики через интеграцию в различных видах деятельности с учетом требований основной общеобразовательной программы.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Разработать систему мероприятий по развитию и совершенствованию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
2. Организовать работу с родителями, направленную на развитие координации, точности движений пальцев рук у детей дошкольного возраста.
3.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Направление самообразования: профессиональное, методическое.
Источники самообразования: интернет ресурсы, методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.
Представление материала: открытые ОД, выступления из опыта работы на педсоветах, на МО, дополнительная кружковая работа.
Результат работы: разработка методических рекомендаций, публикации, размещение методических разработок. Итог – обобщение опыта по данной теме.
Срок работы над темой: 2014- 2019 г.
Методы и приемы работы:
∙ массаж кистей рук
∙ пальчиковая гимнастика, физкультминутки
∙ пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
∙ лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
∙ нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
∙ конструирование: из бумаги, работа с конструктором ЛЕГО
∙ рисование по трафаретам
∙ штриховка
∙ дорисовка (по принципу симметрии)
∙ дидактические игры
∙ шнуровка
∙ игры с мелкими предметами
∙ пазлы, мозаика.
Предполагаемый результат:
Подготовительная к школе группа
Высокий уровень: Изображает отдельные предметы, правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками. расположение изображений по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов. Движения переданы чётко, передан реальный цвет предметов, цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого; характер линии слитная; нажим средний; раскрашивание мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура; выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами. Лепит различные предметы, состоящие из1-3 частей используя разнообразные приёмы лепки. Создаёт изображения предметов из готовых форм. Украшает заготовки из бумаги разной формы. Форма передана верно, части расположены верно. Пропорции соблюдаются.
Средний уровень: Рисует, лепит, апплицирует, конструирует более охотно при поддержке взрослого, но эстетически не оценивает результат своей деятельности. Различает оттенки цвета, формы, пропорциональные отношения при выраженных отличиях. В передачи формы, строения и пропорции есть некоторые искажения. Расположение изображений по полосе листа, в изображении разных предметов; есть незначительные искажения. Линия прерывистая; нажим сильный, энергичный. Раскрашивание крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура. Оценка работ ребёнком неадекватная (завышенная, заниженная). Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко.
Низкий уровень: В процессе восприятия произведений искусства не обращает внимание на средства выразительности (цвет, композицию). Искажения значительные форма не удалась. Части предмета расположены не верно; пропорции предмете не верны. Расположение композиции не продумано, носит случайный характер, в изображении разных предметов; есть незначительные искажения. Цвет предметов передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами. Линия дрожащая (жесткая, грубая). Нажим слабый иногда еле видный. Раскрашивание крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура. Безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается
Вторая младшая группа
Мелкая моторика:
Высокий уровень: Изображает отдельные предметы, правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками. Лепит различные предметы, состоящие из1-3 частей используя разнообразные приёмы лепки. Создаёт изображения предметов из готовых форм. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
Средний уровень: Правильно пользуется материалами и инструментами, формообразующими движениями, выразительными средствами (цвет, линия, форма). Проявляет самостоятельность и творчество.
Низкий уровень: Знает основные изобразительные материалы, их свойства; но умения пользоваться ими, технические навыки и умения, формообразующие движения основаны недостаточно.
Средняя группа
Мелкая моторика:
Высокий уровень: Умеет преобразовывать постройки, сгибать прямоугольный лист, проявлять интерес к поделкам из бумаги. Создаёт образы разных предметов, использует многообразие приёмов лепки. Умеет держать ножницы, умеет резать; наклеивать; использует приёмы обрывания.
Средний уровень: Имеет представления о процессе создания изображения, этапах, их последовательности, способах деятельности, материалах и инструментах. Владеет техническими, изобразительными навыками и умениями.
Старшая группа
Мелкая моторика
Высокий уровень: Любит рисовать, лепить, создавать конструктивные постройки и аппликации; освоил различные изобразительные техники, способы использования изобразительных материалов и инструментов. Принимает участие в процессе выполнения работ.
Средний уровень: Затрудняется определить тему будущей работы, нуждается в подсказке взрослого; использует основные техники. Демонстрирует относительный уровень технической грамотности (затруднения в координации силы нажима, наклона штриховки, аккуратности).
Низкий уровень: Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими ещё недостаточно осознанно и самостоятельно. Делает работы с помощью взрослого.
Обоснование выбранной темы:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими».
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки, а также словарный запас.
Необходимо начинать работу в этом направлении с детьми в возрасте от 2 до 7 лет, так как это самый благоприятный период для развития детей, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь образовательный процесс.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) | 2014-2019 | Посещение курсов повышения квалификации. Изучение ФГОС. Реализация УМК. Изучение теоретической, практической, психолого - педагогической, методической, литературы. |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы) | 2014-2016 | Систематизация материалов по теме самообразования. Обновление дидактического и наглядного материала. Разработка проектов, докладов, консультаций, рекомендаций, выступлений, буклетов. Участие в тренингах и семинарах. Публикация «Из опыта работы» (статья, доклад, в котором указаны промежуточные результаты) на сайтах или периодических изданиях. |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка плана работы по теме самообразования. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе) | 2015-2018 | Изучение опыта работы педагогов региона в публикациях на сайтах, в периодической печати. Выступление на совете педагогов ДОУ по исследуемой теме. Проведение мастер-классов, тренингов, презентаций в рамках методических объединений. Участие в конкурсах. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление самоанализа. | 2018-2019 | Творческий отчет по результатам профессиональной деятельности. Обобщение опыта по теме самообразования. Соотнесение полученных результатов с запланированными, самоанализ. |
1. План методической работы воспитателя на 2014-2019 гг.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1 2 3 4 5 6 7 | Изучение инновационных технологий по развитию мелкой моторики дошкольников - периодическое изучение нового материала на сайте Министерства образования и науки РТ; - изучение нормативно - правовых документов; - посещение семинаров - прохождение курсов повышения квалификации; - ознакомление с публикациями в печатных изданиях; - взаимопросмотр открытых ОД, организованных ДОУ НМР. Составление картотеки пальчиковых игр демонстрационного, раздаточного материала по теме самообразования Разработка конспектов ОД с включением в конспект игр и упражнений по развитию мелкой моторики Подведение итогов диагностики Оформление и пополнение уголка, раздаточного материала Составление календарных, тематических, годовых планов. Участие в муниципальных, республиканских, межрегиональных, российских интернет-конкурсах образовательных программ и методических разработок. | 2014-2019 2017 2016
2016-2019 В каждое полугодие учебного года В течение срока
2016-2019
2016-2019 | Воспитатель |
2. План работы с детьми.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1 2 3 4 5 6 | Диагностика детей Занятия с детьми с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики Игровая деятельность в свободное время, разучивание потешек, стихов; ОД для воспитателей города на КМО. Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету. Кружковая работа по изобразительной деятельности | 2014 - 2019 2014-2019 2014-2019 2014-2019 2014-2019 2016 | воспитатель |
3. План работы с сотрудниками.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1 2 3 4 5 6 | Консультация Изготовление дидактических игр и пособий по теме самообразования Показ открытых ОД для воспитателей. Пополнение предметно - развивающей среды. Результаты диагностики, самоанализ. Выступление на педсовете о результатах диагностики. Составление перспективного плана | 2014
2016 2014 - 2019 2014 -2019 В течение всего периода В течение всего периода | Воспитатели |
4. План работы с родителями.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста при подготовке к школе» Консультация «Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики». Проведение открытых просмотров образовательной деятельности Проведение родительских собраний с включением в часть собрания темы по развитию мелкой моторики Подготовка статьи для публикации в электронном журнале для родителей.
Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики». Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету. Индивидуальные беседы, консультации. Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты) Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» | 2014 2015 периодически
2016
2017 2018 2016 2014 - 2019 В течение всего периода В течение всего периода 2015 | Воспитатели |
Изучение научной и учебно-методической литературы:
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
6. Кольцова М. М «Развитие моторики»
7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования 2014-2015
На данный момент времени к педагогам предъявляется много профессиональных требований, одно из них - профессиональный рост .Чтобы что-то делать правильно нужен четкий план - план самообразования....
план самообразования 2014-2015
На данный момент времени к педагогам предъявляется много профессиональных требований, одно из них - профессиональный рост .Чтобы что-то делать правильно нужен четкий план - план самообразования....
План самообразования 2014-2015
План самообразования 2014-2015...
План самообразования 2014-2015 учебный год
План работы в старшей группе....
План самообразования 2014-2015 год
В данном материалле, мой план самообразования по теме«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...
планы самообразования 2014-2019 г.г.
Планы самообразования по теме " Влияние занимательной математики на умственное развитие детей дошкольного возраста"....
планы самообразования 2014-2019 г.г.
Планы самообразования по теме " Влияние занимательной математики на умственное развитие детей дошкольного возраста"....