План самообразования 2014 - 2019 г.г.
материал

Логинова Мария Николаевна

План самообразования 2014 - 2019 г.г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz_2014.docx58.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №43»

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ЛОГИНОВОЙ МАРИИ НИКОЛАЕВНЫ

НА 2014 – 2019 г.г.

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/835/78835916_large_11315147806943m750x740u83197.jpg

Цель: Создать систему игр и упражнений по развитию мелкой моторики через интеграцию в различных видах деятельности с учетом требований основной общеобразовательной программы.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Разработать систему мероприятий по развитию и совершенствованию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

2. Организовать работу с родителями, направленную на развитие координации, точности движений пальцев  рук  у детей дошкольного возраста.

3.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Направление самообразования: профессиональное, методическое.

Источники самообразования: интернет ресурсы, методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.

Представление материала: открытые ОД, выступления из опыта работы на педсоветах, на МО, дополнительная кружковая работа.

Результат работы: разработка методических рекомендаций, публикации, размещение методических разработок. Итог – обобщение опыта по данной теме.

Срок работы над темой: 2014- 2019 г.

Методы и приемы работы:

​ массаж кистей рук

​ пальчиковая гимнастика, физкультминутки

​ пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

​ лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

​ нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

​ конструирование: из бумаги, работа с конструктором ЛЕГО

​ рисование по трафаретам

​ штриховка

​ дорисовка (по принципу симметрии)

​ дидактические игры

​ шнуровка

​ игры с мелкими предметами

​ пазлы, мозаика.

Предполагаемый результат:

Подготовительная к школе группа

Высокий уровень: Изображает отдельные предметы, правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками. расположение изображений по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов. Движения переданы чётко, передан реальный цвет предметов, цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого; характер линии слитная; нажим средний; раскрашивание мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура; выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами. Лепит различные предметы, состоящие из1-3 частей используя разнообразные приёмы лепки. Создаёт изображения предметов из готовых форм. Украшает заготовки из бумаги разной формы. Форма передана верно, части расположены верно. Пропорции соблюдаются.

Средний уровень: Рисует, лепит, апплицирует, конструирует более охотно при поддержке взрослого, но эстетически не оценивает результат своей деятельности. Различает оттенки цвета, формы, пропорциональные отношения при выраженных отличиях. В передачи формы, строения и пропорции есть некоторые искажения. Расположение изображений по полосе листа, в изображении разных предметов; есть незначительные искажения. Линия прерывистая; нажим сильный, энергичный. Раскрашивание крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура. Оценка работ ребёнком неадекватная (завышенная, заниженная). Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко.

Низкий уровень: В процессе восприятия произведений искусства не обращает внимание на средства выразительности (цвет, композицию). Искажения значительные форма не удалась. Части предмета расположены не верно; пропорции предмете не верны. Расположение композиции не продумано, носит случайный характер, в изображении разных предметов; есть незначительные искажения. Цвет предметов передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами. Линия дрожащая (жесткая, грубая). Нажим слабый иногда еле видный. Раскрашивание крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура. Безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается

Вторая младшая группа

Мелкая моторика:

Высокий уровень: Изображает отдельные предметы, правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками. Лепит различные предметы, состоящие из1-3 частей используя разнообразные приёмы лепки. Создаёт изображения предметов из готовых форм. Украшает заготовки из бумаги разной формы.

Средний уровень: Правильно пользуется материалами и инструментами, формообразующими движениями, выразительными средствами (цвет, линия, форма). Проявляет самостоятельность и творчество.

Низкий уровень: Знает основные изобразительные материалы, их свойства; но умения пользоваться ими, технические навыки и умения, формообразующие движения основаны недостаточно.

Средняя группа

Мелкая моторика:

Высокий уровень: Умеет преобразовывать постройки, сгибать прямоугольный лист, проявлять интерес к поделкам из бумаги. Создаёт образы разных предметов, использует многообразие приёмов лепки. Умеет держать ножницы, умеет резать; наклеивать; использует приёмы обрывания.

Средний уровень: Имеет представления о процессе создания изображения, этапах, их последовательности, способах деятельности, материалах и инструментах. Владеет техническими, изобразительными навыками и умениями.

Старшая группа

Мелкая моторика

Высокий уровень: Любит рисовать, лепить, создавать конструктивные постройки и аппликации; освоил различные изобразительные техники, способы использования изобразительных материалов и инструментов. Принимает участие в процессе выполнения работ.

Средний уровень: Затрудняется определить тему будущей работы, нуждается в подсказке взрослого; использует основные техники. Демонстрирует относительный уровень технической грамотности (затруднения в координации силы нажима, наклона штриховки, аккуратности).

Низкий уровень: Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими ещё недостаточно осознанно и самостоятельно. Делает работы с помощью взрослого.

Обоснование выбранной темы:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими».

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки, а также словарный запас.

Необходимо начинать работу в этом направлении с детьми в возрасте от 2 до 7 лет, так как это самый благоприятный период для развития детей, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь образовательный процесс.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)

2014-2019

Посещение курсов повышения  квалификации.

Изучение ФГОС.

Реализация УМК.

Изучение теоретической, практической, психолого   - педагогической, методической,   литературы.

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы)

2014-2016

Систематизация материалов по теме самообразования.

Обновление дидактического и наглядного материала.

Разработка проектов, докладов, консультаций, рекомендаций, выступлений, буклетов.

Участие в тренингах и семинарах.

Публикация «Из опыта работы» (статья, доклад, в котором указаны промежуточные результаты) на сайтах или периодических изданиях.

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка плана работы по теме самообразования.

Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)

2015-2018

Изучение опыта работы педагогов региона в публикациях на сайтах, в периодической печати.

Выступление на совете педагогов ДОУ по исследуемой теме.

Проведение мастер-классов, тренингов, презентаций в рамках методических объединений.

Участие в конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление самоанализа.

2018-2019

Творческий отчет по результатам профессиональной деятельности.

Обобщение опыта по теме самообразования.

Соотнесение полученных результатов с запланированными, самоанализ.

1. План методической работы воспитателя на 2014-2019 гг.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

5

6

7

Изучение инновационных технологий по развитию мелкой моторики дошкольников

- периодическое изучение нового материала на сайте Министерства образования и науки РТ;

- изучение нормативно - правовых документов;

- посещение семинаров

- прохождение курсов повышения квалификации;

- ознакомление с публикациями в печатных изданиях;

- взаимопросмотр открытых

ОД, организованных ДОУ  НМР.

Составление картотеки пальчиковых игр демонстрационного, раздаточного материала по теме самообразования

Разработка конспектов ОД с включением в конспект игр и упражнений по развитию мелкой моторики

Подведение итогов диагностики

Оформление и пополнение уголка, раздаточного материала

Составление календарных, тематических, годовых планов.

Участие в муниципальных, республиканских, межрегиональных, российских интернет-конкурсах образовательных программ и методических разработок.

 2014-2019

2017

2016

 

2016-2019

В каждое полугодие учебного года

 В течение срока

   

2016-2019

   

2016-2019

  Воспитатель

2. План работы с детьми.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

5

6

Диагностика детей 

Занятия с детьми с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики

Игровая деятельность в свободное время, разучивание потешек, стихов;

ОД для воспитателей города на КМО.

Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.

Кружковая работа по изобразительной деятельности

2014 - 2019

2014-2019

2014-2019

2014-2019

2014-2019

2016

воспитатель

3.  План работы с сотрудниками.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

5

6

Консультация

Изготовление дидактических игр и пособий по теме самообразования

Показ открытых ОД для воспитателей.

Пополнение предметно

- развивающей среды.

Результаты диагностики, самоанализ. Выступление на педсовете о результатах диагностики.

Составление перспективного плана

 2014

 

2016

2014 - 2019

2014 -2019

В течение всего периода

В течение всего периода 

Воспитатели

4. План работы с родителями.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста при подготовке к школе»

Консультация «Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики».

Проведение открытых просмотров образовательной деятельности

Проведение родительских собраний с  включением в часть собрания темы по развитию мелкой моторики

Подготовка статьи для публикации в электронном журнале для родителей.

 

Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики».

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Привлечение родителей  для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.

Индивидуальные беседы, консультации.

Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты) 

Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»

2014

2015

периодически

 

2016

 

2017

2018

2016

2014 - 2019

В течение всего периода 

В течение всего периода 

2015

Воспитатели

Изучение научной и учебно-методической литературы:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.

6. Кольцова М. М «Развитие моторики»

7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования 2014-2015

На данный момент времени к педагогам предъявляется много профессиональных требований, одно из них - профессиональный рост .Чтобы что-то делать правильно нужен четкий план - план самообразования....

план самообразования 2014-2015

На данный момент времени к педагогам предъявляется много профессиональных требований, одно из них - профессиональный рост .Чтобы что-то делать правильно нужен четкий план - план самообразования....

План самообразования 2014-2015

План самообразования 2014-2015...

План самообразования 2014-2015 учебный год

План работы в старшей группе....

План самообразования 2014-2015 год

В данном материалле, мой план самообразования по теме«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста  средствами художественной литературы»...

планы самообразования 2014-2019 г.г.

Планы самообразования по теме " Влияние занимательной математики на умственное развитие детей дошкольного возраста"....

планы самообразования 2014-2019 г.г.

Планы самообразования по теме " Влияние занимательной математики на умственное развитие детей дошкольного возраста"....