Консультация для воспитателей по кинезиологии
консультация
Консультация для воспитателей по кинезиологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_kinezeologii.docx | 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
«КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Подготовил:
Музыкальный руководитель Арестова Л.И.
- г.
1.Теоретическая часть.
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приёмов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Для преодоления имеющихся у детей нарушений, укрепления психофизического здоровья предлагаем проведение нетрадиционной оздоровительной технологии: кинезиологической гимнастики или гимнастики мозга.
Слайд 2
Программа «Гимнастика Мозга» была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. В 1987 году в Америке была основана Организация Образовательной Кинезиологии. (Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение). С этого времени Гимнастика Мозга начала распространяться по всему миру и продемонстрировала замечательные результаты в развитии учеников как общих, так и специальных учебных заведений.
В России гимнастика мозга впервые появилась в 1988 г. Сейчас её используют в своей работе в учреждениях психологической помощи в 15 крупных городах страны (Москва, Санкт-Петербург, Томск, и др.).
По экологическим, медицинским и социальным причинам в наше время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Раннее выявление подобных проблем позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Эти объективные факторы обусловили особый интерес к одному из средств преодоления речевых проблем, а именно – к жанру музыкальной пальчиковой игры.
Нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Большинство таких упражнений несут и обучающую нагрузку: одни направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков и т.д. Во многих из них ребёнок действует двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве.
Благодаря непосредственному комплексному воздействию музыки на человека в ходе двигательной активности под аккомпанемент или с пением улучшаются выразительность, ритмичность движений, их чёткость, координация, плавность, слитность, переключаемость; развиваются интонация, слух, внимание, память; воспитывается временная ориентировка, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным ритмическим рисунком мелодии.
Использование в педагогической практике музыкальных пальчиковых игр опирается на определённые принципы и методы: прежде всего, это направленность на создание общей благоприятной атмосферы. Процесс совместного музицирования вызывает эмоциональный отклик у детей, развивает мышление и фантазию. Перед игрой необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения, что позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнения.
Все педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов. Огромная польза и привлекательность гимнастики мозга состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Наше тело играет объединяющую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Важнейшая роль тела в процессе учения уже отчётливо доказана многими научными исследованиями. Чем подробнее учёные рассматривают сложные связи, существующие между мозгом и телом, тем отчётливее выявляется главное: движение необходимо для учения. Движение пробуждает и активизирует многие умственные способности.
Слайд 3
Основной целью кинезиологии является развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
- развитие межполушарной специализации;
- развитие межполушарных связей;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие мелкой моторики;
- развитие способностей;
- развитие памяти, внимания, речи;
- развитие мышления;
- устранение дислексии и дисграфии.
Для понимания воздействия кинезиологических упражнений на мозг человека, необходимо разобраться в таких понятиях как: функциональная асимметрия полушарий и межполушарное взаимодействие.
Слайд 4
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА — разделение когнитивных функций между правым и левым полушариями головного мозга человека.
Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упростив, можно выделить три главных типа организации г/мозга:
Слайд 5-6
- Левополушарный тип – доминирование левого п/ш.
Люди этого типа лучше запоминают материал абстрактно-логического содержания (особенно на слух). Активно используют приёмы смысловой памяти. Делают больше ошибок при воспроизведении наглядно-чувственных видов материала (особенно цвета и формы зрительных объектов). Медленнее вспоминают смысловой материал, но лучше перерабатывают информацию. Их привлекают трудные, необычные задачи, любят учиться новому. Больше привлекают предметы физико-математического цикла, сформированы познавательные потребности. Выражена потребность в самосовершенствовании (ума, волевых качеств) и самореализации в практической деятельности. Для левополушарных учащихся более значима правая полусфера. Сочетание цветов на доске: тёмный фон и светлый мел, им подходит классическая посадка за партами. Время необходимое для полноценного отдыха (сна) составляет 8 часов в сутки.
Люди этого типа не склонны к фантазиям, они практичны, подчиняются рассудку и логике. Более холодны в отношениях с людьми, ориентированы на себя и свои проблемы.
2. Правополушарный тип – доминирование правого п/ш.
Люди этого типа предпочитают запоминать материал целиком, при этом информацию перерабатывают медленнее. При восприятии на слух делают больше ошибок. Учатся из чувства долга или из-за потребности к самореализации в престижной профессии. Больше нравятся гуманитарные предметы, легко ориентируются в пространстве, ярко воспринимают форму, цвет, визуальное восприятие более развито. Больше развита непроизвольная память. Способности к рисованию, музыке, артистичность, успехи в спорте.
Для успешной учебной деятельности им необходимы творческие контекстные задания, эксперименты, музыкальный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, вопросы открытого типа, социальная значимость деятельности, престижность положения в коллективе. Для лучшего восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим: светлая доска, тёмный мел. Для организации невербального общения правополушарных учащихся их необходимо посадить полукругом, чтоб они имели возможность более полного зрительного восприятия выступающих. Время необходимое для полноценного отдыха – 7 часов в сутки.
3.Равнополушарный тип – нет ярко выраженного подавления одного п/ш другим.
Люди такого типа обладают довольно широким диапазоном возможностей и интересов, могут реализовать себя как в гуманитарной, так и в математической сфере. Зачастую они обладают общей одарённостью, имеют задатки гениев.
Но познавательная активность у них часто бывает поверхностной, они не доводят начатое до конца.
Учитывая функциональную специализацию п/ш (правое – гуманитарное, образное; левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что, нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность учащихся.
Слайд 7
Таким образом применения данной технологии позволяет улучшить у воспитанников:
- память,
- внимание
- речь, процессы письма и чтения,
- пространственные представления,
- мелкую и крупную моторику,
- снижает утомляемость,
- повышает способность к произвольному контролю.
Слайд 8
- Практическая часть.
Пальчиковые кинезиологические упражнения.
Предлагаем вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений вместе со мной.
Итак, 1 упражнение – «Ухо-нос». Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
2 упражнение называется Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
3 упражнение – «Цепочка». Колечки, образованные сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой рук, сцепляются так, чтобы пальцы одной руки были в кольце другой. Цепочку вяжут дальше с безымянными, средними и указательными пальцами. Выпрямить все пальцы и начать вязать цепочку в обратном порядке, начиная с больших и указательных пальцев.
Слайд 9
4 упражнение называется «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
5 упражнение – «Кулак – ребро – ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь), произнося их вслух или про себя.
Слайд 10
Виды кинезиологических упражнений.
Все движения комплексов гимнастики мозга воздействуют на различные системы управления организмом. Все их можно разделить на три блока:
- Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.)
Цель: повышение энергетики коры головного мозга.
- Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации (движения конечностями перекрёстно-латерального характера).
Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.
- Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы).
Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.
Слайд 11
- Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.)
«Кнопки мозга».
- Встаньте удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены.
- Положите одну руку ладошкой на пупок.
- Вторую руку разместите под ключицами. Имейте в виду: под ключицами, слева и справа от грудины, между первым и вторым ребром, находятся так называемые кнопки мозга, воздействие на которые волшебным образом помогает сосредоточиться.
- Массируйте «кнопки мозга» с одной стороны большим, а с другой стороны – средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной.После того как движения станут привычными, попробуйте дополнить их слежением глазами слева направо и наоборот.Голова при этом остается неподвижной. Это поможет расширить угол зрения, что необходимо ученикам для быстрого усвоения нового материала.
- Поменяйте руки и повторите упражнение.
Слайд 12
«Думательный колпак»
Позволяет лучше усваивать информацию на слух, осмыслять ее, улучшает память. Хорошо делать перед иностранным языком.
1. Руки к ушам. Большой палец спереди мочки, остальные пальцы - сзади.
2. Массируем ухо сверху вниз, слегка заворачивая ухо к затылку.
3. Мягко массируем мочку уха. Повторяем движение 3 - 4 раза.
Слайд 13
«Брюшное дыхание»
- Вдохните через нос. Выдох производится маленькими порциями через сжатые губы. Выдыхая, представьте, будто пытаетесь удержать на весу над губами пушинку. Данный пункт является подготовительным к упражнению.
- Положите руки на живот. Вдохните воздух через нос таким образом, чтобы под вашими руками образовался шарик.
- Задержите дыхание и медленно сосчитайте до трех.
- Медленно выдыхайте, при этом живот сдувается и немного втягивается. Задержите дыхание на 3 секунды и сделайте вдох.
- Повторите упражнение не более 3 раз. Обратите внимание: дыхание во время упражнения должно быть ритмичным.
Слайд 14
«Вода»
И еще один прием, помогающий улучшить концентрацию внимания, повысить активность и энергичность, помочь более гибко принимать решения. Пейте воду! Особенно важно делать это перед началом и в процессе любой умственной деятельности или в ситуации возможного стресса.
Все электрохимические процессы, происходящие и в мозге, и в теле, зависят от проходимости нервных импульсов.
Вода – наилучший проводник электрического сигнала в нашем теле. Она необходима для оптимальной работы лимфатической системы, выполняющей защитную функцию организма.
Вода наполняет клетки крови кислородом, что снижает нагрузку на сердце и легкие. Для работоспособного и энергичного состояния необходимо пополнять свои водные запасы.
Слайд 15
- Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации
(движения конечностями перекрёстно-латерального характера).
Слайд 16
«Перекрестные шаги» - способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.
- Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
- Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.
Слайд 17-19
«Ленивые восьмерки»
1. Ноги слегка согнуты в коленях. Рука вытянута вперед, расслаблена в локте. Сжать кулак, большой палец вверх - на уровне кончика носа. Глаза все время смотрят на ноготь ( можно приклеить к ногтю кусочек яркого скотча или наденьте «пальчиковую» куклу).
2. Прямо перед собой рисуем лежащую на боку «восьмерку» - знак «бесконечности». Всегда начинаем рисовать влево вверх! Делаем 1 - 3 «восьмерки».
3. Меняем руку и снова делаем «восьмерки». Две руки складываем в замок, большие пальцы подняты вверх и перекрещены. Рисуем 1 - 3 «ленивые восьмерки».
Слайд 20
3. Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы).
Упражнения, растягивающие мышцы тела.
«Сова»
Снимает напряжение от сидения за компьютером, на уроках. Нормализует приток крови к голове, улучшает речь, память. Это профилактика шейного остеохондроза. Выглядит забавно - но вы же не из тех, кто стесняется?
1. Правая рука захватывает левую надостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце. Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно!
2. Дальше главное - все делать синхронно: рука сжимает мышцу, губы вытягиваются в трубочку, глаза широко открываются, шея вперед, и вы произносите на выдохе: «У-у-ух!» Проделайте упражнение не менее 3 раз.
3. ВАЖНО! Ухать, раскрывать глаза и сжимать мышцу СИНХРОННО.
4. Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надостную мышцу. Благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной.
Слайд 21
«Помпа»
- При правильном выполнении упражнения вес тела всегда приходится на стоящую впереди ногу. Это легко проверить. Если можете оторвать вторую ногу от земли – значит, вес распределен верно.
- Встаньте, выставив левую ногу вперед с опорой на всю стопу, правая нога – сзади, на носке. Вес тела на левой ноге. Корпус вертикально. При затруднении в этом положении обопритесь на стул или стену руками.
- Начинайте приседать на выставленной вперед ноге, при этом правая, отставленная назад, опускается с носка на всю стопу. Вес остается на левой ноге.
- Почувствуйте натяжение икроножной мышцы правой ноги.
Поменяйте положение ног и повторите упражнение.
Слайд 23
Упражнения, углубляющие позитивное отношение.
«Крюки Деннисона» (стоит выполнить перед уроком, контрольной работой, экзаменом, публичным выступлением. Это упражнение актуально в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения или подавленности).
Часть 1.
1. Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.
2. Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.
3. Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз.
4. Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Вас может слегка покачивать – это нормальная реакция организма. Если качает сильно, лучше в этой же позе сесть.
Часть 2
1. Поставьте ступни параллельно.
2. Разомкните замок из кистей, опустите руки и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Разместите их таким образом, чтобы соединенные большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз.
3. Смотреть теперь надо в пол, но голову не опускайте. Язык по-прежнему упирается в твердое небо. Постойте так, расслабившись, пару минут.
Слайд 22
«Крюки Кука» (помогают справиться со стрессом, взглянуть на мир позитивно, быстро снять усталость).
Часть 1
1. Сядьте удобно, положите правую стопу на левое колено.
2. Положите правую руку на правую пятку, а левой рукой обхватите правую ногу в области голеностопа, тем самым образовав перекрестие.
3. Прижмите язык к твердому нёбу сразу за верхними зубами. Голова ровно. Глаза смотрят вверх. Дыхание и тело расслабленное. Посидеть так 30-40 секунд.
Часть 2
1. Опустите ногу на пол и раздвиньте стопы. Разомкните руки, соедините кончики одноименных пальцев обеих рук друг с другом, опустите кисти вниз на уровне живота. Голова ровно, без наклона вниз. Глаза смотрят вниз. Дыхание ровное и непрерывное. Посидеть так до ощущения, что тело чуть «стекло» вниз.
Слайд 24
«Позитивные точки»
Можно выполнять стоя и сидя.
- Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.
- Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.
Слайд 25
Условия применения комплексов «Гимнастики Мозга»
Основным требованием к квалифицированному использованию специальных к/з комплексов является точное выполнение движений и приёмов. Применение упражнений возможно как перед занятиями с интенсивной умственной нагрузкой, на физминутках, физкультурных занятиях, музыкальных так и на специальных занятиях кинезиологии.
Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия.
Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход её в зону актуального развития.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-15 до 20-35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45-60 дней. Желательно реализовать к/з цикл:
- комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 недель).
- Перерыв (2 недели).
- комплекс упражнений для развития правого п/ш (6-8 недель).
- Перерыв (2 недели).
- комплекс упражнений для развития левого п/ш (6-8 недель).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников»
Кинезиология, кинезиологические упражнения...
Консультация для воспитателей "Использование методов кинезиологии в работе с дошкольниками"
Консультация для воспитателей "Использование методов кинезиологии в работе с дошкольниками"....
Консультация для педагогов "Образовательная кинезиология" или "Гимнастика для ума"
При помощи комплекса специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисоном, основателем учения «образов...
Консультация для родителей: «Роль кинезиологии в оздоровлении и физическом развитии дошкольников»
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющихактивизировать межполушарное воздействие....
Консультация для родителей. ТЕМА: «Кинезиология как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для родителей....
Консультация для воспитателей "Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста"
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на раз...
Консультация для воспитателей "Использование методов кинезиологии в работе с дошкольниками"
Цель занятия: развитие межполушарного взаимодействия; синхронизация работы полушарий ; устранение дезадаптации в процессе обучения; развитие мелкой моторики; развитие умственных способностей; развитие...