Консультация для педагогов "Образовательная кинезиология" или "Гимнастика для ума"
консультация по коррекционной педагогике
При помощи комплекса специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисоном, основателем учения «образовательная кинезиология» (от греческого «кинезис» — движение, «логос» — наука). Пол Деннисон и его жена Гейл обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга». Эта программа представляет собой комплекс упражнений, которые способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация | 17.99 КБ |
Памятка для детей 2-4 лет | 284.5 КБ |
Памятка для детей 5-7 лет | 147.96 КБ |
Презентация для выступления | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области - детский сад комбинированного вида "Незабудка"
Консультация для педагогов
«Образовательная кинезиология»
или
«Гимнастика для мозга»
Подготовила:
учитель-логопед Мартыненко О.П.
Цель: знакомство педагогов с методикой «Образовательная кинезиология» или «Гимнастика для мозга», её целью, задачами и содержанием.
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы немного поговорим об образовательной кинезиологии или иначе о гимнастике для мозга.
Слайд 2.
Кинезиология выросла из хиропрактики Пальмера, которая зародилась в 1890-х годах. Американец Даниэль Дэвид Пальмер практиковал лечение наложением рук на больное место. Вправив сместившийся позвонок у дворника, которого считали глухим от рождения, он вернул ему слух. Так родилось понимание, что человек – гораздо более сложная система, чем это принято думать.
Этот подход развил американский врач из Детройта Джордж Гудхарт, создав прикладную кинезиологию в 60-е годы. Он зародил основную идею кинезиологии: человек – система самовосстанавливающаяся.
Так возникла Прикладная кинезиология – медицинское направление кинезиологии. Этому направлению может обучиться и использовать в работе только человек, имеющий медицинское образование.
Слайд 3.
Но есть и другая наука – «Образовательная кинезиология»
«Движение – дверь в обучение» — девиз автора метода американского психолога и доктора наук в области образования Пола Деннисона.
Речь идет не только об улучшения академических навыков (чтение, письмо, счет и пр.), но и о нашей возможности эффективно обучаться любой новой деятельности и оставаться, не зависимо от возраста, любопытствующим, думающим, способным решать жизненные задачи, воображать и создавать новое, что в результате повышает в целом качество нашей жизни.
Слайд 4.
Все мы знаем, что в наше время увеличилось количество детей с нарушениями речи. Нарушена речевая деятельность, отмечается незрелость психических процессов, речевая активность недостаточная, пространственные нарушения, снижение работоспособности, расстройства в эмоционально-волевой сфере, отставание в двигательной сфере, которая приводит к плохой координации движений.
Для преодоления таких нарушений необходимо проводить комплексную коррекционную работу.
Так как основой развития интеллекта является развитие межполушарного взаимодействия, его можно развивать с помощью кинезиологических упражнений.
Слайд 5.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении, не требует много времени, а также эффективна для любого возраста.
К образовательной кинезиологии относятся дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.
Упражнения делятся на 4 группы, каждая из которых активирует определенные участки тела и мозга и, соответственно, выбор упражнений осуществляется исходя из задачи, стоящей перед человеком.
Слайд 6.
Полезный результат при выполнении упражнений 1 группы— улучшение координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве, улучшение слуха и зрения, прилив жизненных сил. Улучшает навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и понимания.
Полезный результат при выполнении упражнений 2 группы — помогает читать вслух с выражением и при этом понимать прочитанное, для дошкольников – помогает лучше воспринимать информацию на слух, улучшает внимание, способность к самовыражению, спокойное думанье в процессе работы.
Слайд 7.
Полезный результат при выполнении упражнений 3 группы: улучшение внимания, моторной координации, увеличение фокуса и концентрации без напряжения, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способности выражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах.
Полезный результат при выполнении упражнений 4 группы — повышает способность к организованной деятельности, активизирует работу памяти, учебных навыков. Снимает стресс.
«Чашечка и блюдечко»
Одна рука становится чашечкой (кулак стоит), другая блюдечком (ладонь). И наоборот.
А затем то же самое проделайте с бочкой (кулак лежит) и стеночкой (ребро).
Переключайтесь по условному сигналу с чашечки и блюдечка на стеночку и бочку!
Как усложнение - добавьте сначала язык (пусть он смотрит в сторону чашечки), а затем и глаза. Глаза могут поссориться или подружиться с язычком. Нелегко и зафиксировать язык, например, налево. И переключать движения рук без изменения положения языка.
На следующем этапе вводите два условных сигнала. Один для кодирования переключения с чашечки и блюдечка на стеночку и бочку, а другой - для перевода языка в новое фиксированное положение
Упражнения «Резиночки», «Похлопай друга».
«Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твёрдое, как замёрзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала тает и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребёнок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в лёгкое облачко. Дует ветер и
гонит лёгкое облачко по небу.
Слайд 8.
Образовательная кинезиология исходит из того, что у каждого человека есть внутри «волшебный ларчик» в котором есть все необходимое, чтобы быть успешным, творческим, эффективным. И наша с вами задача — сопровождать ребёнка в его развитии и познании самого себя, не загоняя в принятые рамки, а предлагая задачи, соответствующие возрасту и его индивидуальным особенностям, и создавая условия при которых он может получить доступ к своим талантам.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Образовательная кинезиология – наука, изучающая развитие умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения – гимнастику мозга.
Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7 лет, а у мальчиков до 8 – 8,5 лет.
Рекомендации по применению:
- занятия можно проводить в любое время, ежедневно, без пропусков;
- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- требуется точное выполнение движений и приёмов;
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
- перед интенсивной умственной нагрузкой;
- продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 минут до 20 – 35 минут в день;
- каждое упражнение выполняют по 1 – 2 минуты, в различном порядке и сочетании
Едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого полушария. Мэрили Зденек
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области - детский сад комбинированного вида "Незабудка"
«Образовательная кинезиология»
или
«Гимнастика для мозга»
Для детей
младшего дошкольного возраста
Подготовил:
учитель-логопед Мартыненко О.П.
«Колечко 1»
Последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок. Задание сначала нужно сделать пальцами одной руки, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками.
«Колечко 2»
Обратные колечки – самый сложный вариант. Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая – большой и мизинец. В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно с безымянным, средним и указательным. Затем следуют движения в противоположном направлении.
«Кулак - ладонь»
Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую
ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия-разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.
Вот ладошка, вот кулак.
Всё быстрей делай так.
«Фонарики / звездочки»
Руки вытянуты перед собой. Одна ладонь сжата в кулак, вторая - пальцы расставлены в стороны. Ритмичная смена позиций (звездочки зажглись и погасли)
«Оладушки»
Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая - на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая - ладонью вверх, а левая - ладонью вниз. По мере усвоения - движения ускорять.
Мы играли в ладушки -
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
«Лягушка»
(кулак - ребро - ладонь)
Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз:
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
«Ладошка»
«Ладошка» С силой на ладошку давим, Сильной стать ее заставим. Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. (10 раз)
«Лезгинка»
Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой - в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом - одновременная смена положений рук.
Кисть мы в кулачок сжимаем,
А другую разжимаем,
А потом их поменяем.
И лезгинку начинаем.
«Похлопали – погладили»
По животу гладим по часовой стрелке, по голове аккуратно прихлопываем
Прочие
Предварительный просмотр:
Образовательная кинезиология – наука, изучающая развитие умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения – гимнастику мозга.
Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7 лет, а у мальчиков до 8 – 8,5 лет.
Рекомендации по применению:
- занятия можно проводить в любое время, ежедневно, без пропусков;
- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- требуется точное выполнение движений и приёмов;
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
- перед интенсивной умственной нагрузкой;
- продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 минут до 20 – 35 минут в день;
- каждое упражнение выполняют по 1 – 2 минуты, в различном порядке и сочетании
Едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого полушария. Мэрили Зденек
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области - детский сад комбинированного вида "Незабудка"
«Образовательная кинезиология»
или
«Гимнастика для мозга»
Для детей
старшего дошкольного возраста
Подготовил:
учитель-логопед Мартыненко О.П.
«Кнопки мозга»
(выполняют сидя или стоя, помогают проснуться, настроиться на работу, активизируют деятельность мозга)
1. Поставьте ноги удобно, параллельно друг другу и немного скосолапив, колени расслаблены.
2. Положите одну руку на пупок. Большим и средним пальцем другой руки массируют углубления между первыми и вторыми рёбрами под ключицами слева и справа от грудины.
3. Продолжайте выполнять упражнение по собственным ощущениям, дышите в обычном темпе.
4. Поменяйте руки и повторите упражнение.
«Крюки»
(можно выполнять сидя или стоя; активизируют работу интеллект – тело, можно использовать находящимся в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание)
- Скрестите лодыжки.
- Скрестите руки. Для этого вытяните руки вперёд тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Перенесите одну руку через другую и соедините в замок ладонями внутрь. Опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
Прижмите язык к твёрдому нёбу за верхними зубами и глубоко дышите. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям.
«Перекрёстные шаги»
(выполняют сидя или стоя; активизируют зону обоих полушарий, обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления)
- Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену левой ноги, слегка коснитесь его.
- Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснувшись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4 – 8 раз), дышите в обычном темпе.
«Сгибание пятки»
(включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизация творческих способностей)
И.п.: сидя. Положите лодыжку на другое колено, найдите руками напряжённые места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу.
То же для другой ноги.
«Слон»
(наиболее интегрирующее упражнение: балансирует всю систему, стимулирует восстановление нервной системы, способствует концентрации внимания, снимает напряжение после работы на компьютере, боль в спине)
И.п.: стоя. Встаньте в расслабленную позу, колени слегка согнуть. Наклоните голову к плечу, от этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует ленивую восьмёрку от центра вверх против часовой стрелки; глаза следят за движением кончиков пальцев. Выполняется в медленном темпе от 3 до 5 раз левой рукой, прижатой к левому уху, затем – правой.
«Кулак – ребро – ладонь»
(улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, активизирует процессы письма и чтения)
Выполняется сначала правой рукой, затем левой, потом обеими сразу (8 – 10 раз)
«Ленивые восьмёрки»
(способствует формированию умений, навыков)
И.п.: стоя или сидя. Вытянуть руку вперёд, согнуть в локте, поднять большой палец на уровень переносицы, описывать восьмёрки справа налево, слева направо, сверху вниз. Следить за пальцем только глазами. Выполнить 8 – 10 раз.
«Зеркальное рисование»
(способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание)
И.П.: на доске или листе бумаги двумя руками одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.
«Энергетическая зевота»
(снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи; улучшается функция голосовых связок, чёткость речи).
И.п.: Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.
Выполняется 5 – 8 раз
«Думающая шляпа»
(на поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает лучше сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить)
И.п.: сидя или стоя. Мягко расправить и растянуть одноимённой рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок за ухом по направлению сверху вниз.
Продолжительность занятий от 5 – 10 минут до 20 – 35 минут. Упражнения выполняются ежедневно, длительность одного цикла 45 – 60 дней.
Желаем Вам успехов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кинезиология – наука о движении человеческого тела. Слово « кинезилогия » происходит от греческого слова « кинезис », обозначающего движение и «логос» — наука.
Образовательная кинезиология – наука и практика о том, как учиться любому новому делу легко и радостно через двигательную активность. Задача Образовательной кинезиологии — возвратить человеку его природные естественные ресурсы путем снятия стрессовых зажимов в теле и создания баланса между мышлением (интеллект), эмоциями (чувства) и телом (ощущения), что и обеспечивает возможность позитивного и радостного обучения, спонтанности и творчества, даёт возможность человеку эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальными действиями.
Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Вторая группа — это упражнения, энергетизирующие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга.
Третья группа — растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий нашего тела. Четвертая группа — упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....