РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театральную деятельность»
рабочая программа (подготовительная группа)
Цели программы:
- Формирование творческой личности ребёнка средствами музыкально-театральной деятельности.
- Выявление одарённых детей в области музыкально-театрального искусства в старшем дошкольном возрасте.
- Развитие художественно-творческих способностей воспитанников, способных к творческому самовыражению посредством музыкально-театральной деятельности.
Задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей.
- Формировать интерес детей к вокальному искусству.
3. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
4. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
5. Развить у детей интерес к музыкально-театральной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_polyakova_samoobrazovynie.docx | 45.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: На заседании Педагогического совета МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №1 «Ракета» 01.09.2018 года. Протокол № | УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующего МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №1 «Ракета» _____________ Воронина Л.А. от 01.09.2018 г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театральную деятельность»
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Радуга» (корпус «Ракета»)
Поспелихинского района, Алтайского края
Составила: музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
МКДОУ «Детский сад №4 «Радуга» (корпус «Ракета»)
Полякова Оксана Викторовна
с. Поспелиха
2018 год
Пояснительная записка.
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребёнка. По мнению современных педагогов, исследующих проблемы раннего эстетического развития, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации её творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Искусство музыкального театра представляет собой органический синтез музыкального искусства, вокального искусства, танца, актерского мастерства.
При всём разнообразии видов художественной деятельности особое место в воспитательно-образовательной работе занимает театрализованная деятельность. Театральная деятельность, особенно музыкальная театрализованная деятельность – это мощное синтетическое средство развития творческих способностей детей. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребёнка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваются музыкальные спосбности: интонационный звуковысотный слух, музыкальное мышление и память. Кроме того занятия музыкально – театральной деятельностью способствуют успешному общему развитию, формируют психические функции, обогащают представления об окружающем мире, речь, учат ребёнка взаимодействовать со сверстниками.
Театрализованная деятельность способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учит передавать различные эмоциональные состояния.
В процессе освоения театрализованной деятельности обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон.
Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности. Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе.
Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.
Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребёнка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы с одарёнными детьми.
Программа расчитана на воспитанников старшего дошкольного возраста. Срок реализации – 2 года.
Цели программы:
- Формирование творческой личности ребёнка средствами музыкально-театральной деятельности.
- Выявление одарённых детей в области музыкально-театрального искусства в старшем дошкольном возрасте.
- Развитие художественно-творческих способностей воспитанников, способных к творческому самовыражению посредством музыкально-театральной деятельности.
Задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей.
- Формировать интерес детей к вокальному искусству.
3. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
4. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
5. Развить у детей интерес к музыкально-театральной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творческая деятельность. Включает в себя комплексные ритмические, голосовые, интонационные, дыхательные, музыкальные, игры и упражнения, призванные формировать певческую культур и вокальные навыки.
Содержит: упражнения на развитие музыкального слуха, чистоту интонирования; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Какие превращения происходят на сцене;
- Как вести себя в театре.
- Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, разучивание музыкальных номеров (песен, хоровых эпизодов), постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Методы организации образовательного процесса
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- словесный метод (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный метод (наблюдение, демонстрация);
- практический метод (упражнения воспроизводящие и творческие);
- метод убеждения;
- метод упражнения;
- метод проблемных ситуаций, пробуждающих к творческим действиям;
-метод побуждения к сопереживанию, формирующий эмоционально-положительное отношение к прекрасному в жизни и искусстве.
Формы организации образовательного процесса
В программе используются самые разнообразные формы:
- беседы;
- игры - сказки;
- дыхательная гимнастика;
- упражнения на развитие дикции и интонационной выразительности;
- игровой стрейчинг;
- заучивание песен;
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- изготовление декораций и костюмов для театральных постановок;
- рассматривание иллюстраций худржников к сказкам.
Все формы и методы работы педагога и ребенка базируются на единении обучения, воспитания и развития ребенка.
После постановки спектакля проводятся показы :
- в МКДОУ для воспитанников;
- на праздниках для родителей;
- на районных фестивалях и конкурсах.
Принципы обучения и воспитания;
- принцип индивидуального и личностно-ориентированного подхода как ключевое условие организации развивающего воздействия;
- принцип успешности ребенка;
- принцип связи с жизнью как условие адаптации к социуму;
- принцип обучения на высоком уровне трудности. Предполагает подбор заданий, которые требуют от участников постоянных умственных усилий, направленных на познание сущности явлений, связей, зависимостей, на решение проблем;
- принцип рефлексии, самостоятельности и самоконтроля;
- принцип динамичности (как постоянная поддержка активного познавательного интереса, любознательности).
- принцип систематичности и последовательности (от простого к сложному, от хорошо известного к неизвестному).
Педагогические технологии реализации программы
Для достижения поставленных цели и задач используются различные педагогические технологии:
- Информационно-коммуникационные;
- Коммуникативные;
- Личностно-ориентированные;
- Групповые технологии;
- Игровые технологии
Взаимоотношения с родителями.
Реализация данной рабочей программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.
Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.
Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.
В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения, а воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
Основными формы работы с родителями являются:
- Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
- Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
- Анкетирование
- Показ спектаклей
- Совместные праздники
- День открытых дверей для родителей.
- Консультации для родителей
Тематический план
Тема занятия | Основы театральной культуры | Музыкально - театральные игры | Творчество | Работа над спектаклем | ||
Сентябрь | Что такое театр? | Беседа об устройстве театра. | Сюжетно - ролевая игра « Театр». | Песня – игра « Слово на ладошке». | Знакомство со сказкой Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Беседа. | |
Виды театра | Знакомство с различными видами театров (драмат., кукольный, музыкальный) | Музыкальная игра «Дирижёр» | Импровизация сказки «Колобок» театром кукол бибабо. | Распределение ролей, чтение текста сказки по ролям. | ||
Театральный реквизит | Знакомство с театр. атрибутами, декорациями. | Игра «Жил да был» Игра « Шляпная коробка» | Волшебное превращение предметов на сцене. | Слушание музыкальных номеров. Беседа о характере произведений. Разучивание песен. | ||
Сцена | Беседа о качествах, которыми обладает артист театра. | Сюжетно - ролевая игра «Артист, зритель» | Танцевальное творчество « Придумай свой танец». | Индивидуальная работа: Танец цветов и бабочек. Песня « ». | ||
Октябрь | Сценическая пластика | Беседа о том, что такое пластика, выразительные жесты. | Игра «Ковёр – самолёт» | Упражнения на воображения: «Гуляет по лесу медведь, лиса» и т.д. «Художник рисует большую картину» | Индивидуальная работа: Выход Мышки. Выход Крота. Выход Лягушки мамы и лягушонка Кваки. | |
Эмоции на сцене | Беседа о мимике, об эмоциях. Рассматривание картинок «Эмоции». | Стихотворение «Мне грустно» Михалков. | Упражнение на развития мимики: стих « Ёжик», Стих. « Бычок» Антипиной | Индивидуальная работа: Песня Мышонка, Песня мамы Мышки. | ||
Выразительные средства речи человека | Беседа об интонации в речи, темпе речи, динамике. | Музыкальная игра «У оленя дом большой» с ускорением темпа, нарастающей динамике. | Рассказать стих. А. Барто: Удивлённо, взволнованно, грустно. | Закрепление всех индивидуальных номеров сказки. | ||
Выразительные средства речи | Слушание текста сказки в аудио записи, беседа. | Скороговорки на развитие дикции. | Песенное творчество. | Закрепление всех индивидуальных номеров сказки. | ||
Ноябрь | Понятие «Пантомима | Просмотр видео - записи с выступлением артистов театра пантомим. | Игры на пластику: «Как у наших у ворот» | Творчество на воображение: « Ковёр – самолёт» | Соединение всех музыкальных номеров сказки. | |
Профессии работников театра | Знакомство с профессией – режиссёр театра, артист, сценарист. | Музыкальная игра «Вопрос – ответ» | Творчество на воображение: «Путешествие в Африку» | Репетиция всей сказки, отработка отдельных сцен. | ||
Профессии работников театра | Знакомство с профессией - осветитель, билетёр, гардеробщик, художник – оформитель. | Сюжетно - ролевая игра | Упражнения на творчество Музыкально - ритмических движений: «Улитка», «Кукла». | Генеральная репетиция на сцене, в костюмах и с декорациями. | ||
Выступление - показ музыкальной сказки «Дюймовочка» детям младших групп, родителям. | ||||||
Декабрь | Народное творчество | Беседа о фольклоре, его роли в народном творчестве. | Музыкальная игра « Гуси - лебеди» | Песенное творчество: На знакомую потешку сочинить мелодию. | Знакомство с русской народной сказкой « ». | |
Народное творчество | Познакомить детей с потешками, прибаутками, частушками, пестушками. | Игра «Золотые ворота» | Творчество: игра на народных музыкальных инструментах | Беседа о героях, их характере. | ||
Народное творчество на сцене | Просмотр драматизации русской народной сказки « Гуси – лебеди» по видео. | Игра « Колечко» | «Театральные этюды» А. Е.Антипиной | Слушание музыкальных номеров сказки, беседа. | ||
Народное творчество на сцене | Рассказ об образах нечистой силы в народных сказках. | Музыкальная игра «Бабка- Ёжка» | Театральное творчество, импровизация на сцене Бабы Яги в разных образах: злая Баба Яга, Весёлая Баба Яга, грустная Баба Яга, старая Баба Яга. | Распределение ролей, Чтение текста по ролям, Соблюдая выразительную интонацию. | ||
Январь | Театр юного зрителя | Понятие о ТЮЗе.
| Игра « Отгадай кто я?» | Мимические этюды: « Съел кислое яблоко», « обжог руку», « купили игрушку» | Разучивание музыкальных номеров сказки: Заключительного танца, Песня Машеньки. | |
Театр юного зрителя | Беседа о взаимоотношениях артистов (дружбе, взаимовыручке и взаимоуважении). | Театрализованная игра « Сделай подарок другу» | Придумать своё желание « Цветик – семицветик» | Разучивание музыкальных номеров сказки: Песня и танец Гусей. Песня Яблоньки. | ||
Театр юного зрителя | Беседа о взаимоотношениях артистов (дружбе, взаимовыручке и взаимоуважении). | Музыкальная игра « Займи место» | Песенное творчество: « Пропой ласково имя друга» | Разучивание музыкальных номеров сказки: Песня Бабы Яги. Танец Речки. | ||
Театр юного зрителя | Беседа о дружеских отношениях артистов театра. | Сюжетно - ролевая игра « Театр» | Танцевальное творчество: Придумай в паре свой танец под музыку. | Разучивание музыкальных номеров: Танец Бабы Яги и кота. Закрепление всех номеров. | ||
Февраль | Театр юного зрителя | Беседа о детских спектаклях. | Музыкальная игра « Займи место» | «Театральные этюды» А. Е. Антипиной, разыграть в паре. | Соединение всех сцен. Индивидуальная работа с героями сказки. | |
Театральная мастерская. | Беседа о театральном реквизите, его значении. | Игра « Волшебный сундучок» | Творчество на воображение: Придумать атрибуты к персонажам: Яблонька, Реченька, Печка. | Соединение всех сцен, работа с атрибутами и декорациями. | ||
Театральная мастерская | Просмотр видео – ролика с театрального фестиваля « Забава». | Игра « Шляпная коробка» | Импровизация на музыкальных инструментах. | Генеральная репетиция в костюмах. | ||
Показ сказки « Гуси- лебеди» родителям. | ||||||
Март | Музыкальный театр | Беседа о жанрах музыкальной культуры: балет, опера. | Сюжетно – ролевая игра «Музыкальный театр» | Творчество на воображение: представить себя артистом музыкального театра. | Чтение сказки «Золушка». | |
Музыкальный театр | Рассказ о театре оперы и балета. Просмотр фрагментов оперы «Снегурочка» Н. А. Римский – Корсаков. | Сюжетно – ролевая игра « Музыкальный театр» | Творческие танцы - импровизации на разную музыку | Беседа по содержанию, Определение характеров главных героев: Золушки, Мачехи, принца | ||
Музыкальный театр | Рассказ о театре оперы и балета. Видео просмотр фрагментов балета « Щелкунчик» П. И. Чайковский | Музыкальная игра « Фото – видео» | Игры на развитие воображения | Работа над образами героев сказки: Дочки мачехи, Фея | ||
Музыкальный театр | Понятие « мюзикл». Видео-просмотр 1 части мюзикла « Золушка» муз. Л. Фадеевой – Москалёвой. | Музыкальная игра « Фото – видео» | Игры на развитие воображения | Знакомство с музыкальными номерами сказки. | ||
Апрель | Музыкальный театр | Закрепление понятие «мюзикл». Видео-просмотр 2 части мюзикла «Золушка» муз. Л. Фадеевой – Москалёвой. | Игра «Волшебный сундучок» | Театральные этюды | Разучивание музыкальных номеров: Сцена – На балу: Вальс, полька, менуэт. | |
Музыкальный театр | Видео-просмотр 3 части мюзикла «Золушка» муз. Л. Фадеевой – Москалёвой. | Театрализованная игра | Сочинить на любом инструменте музыку к волшебным превращениям. | Закрепление танцев. Работа над сценой – Золушка и Фея. | ||
Музыкальный театр | Знакомство с профессией – музыкант театра, оркестр. | Музыкальная игра «Оркестр» | Песенное творчество | Индивидуальная работа: Песня Золушки, песня Принца, песня Мачехи | ||
Музыкальный театр | Знакомство с профессией – дирижёр | Музыкальная игра «Дирижёр» | Танцевальное творчество | Индивидуальная работа: Песня мачехи и дочек, Песня и танец Феи. | ||
Май | Волшебный мир театра | Беседа о современных театральных направлениях: Иллюзионный театр | Музыкальна игра « Прятки» | Соединение всех сцен мюзикла, подбор костюмов. | ||
Волшебный мир театра | Беседа о современных театральных направлениях: Театр зверей | Музыкальная игра «Медведь и зайцы» | Импровизация движений зверей: Тигр, слон, кошка, лошадь | Репетиция с использованием всех атрибутов и декораций. | ||
Волшебный мир театра | Беседа о современных театральных направлениях: Театр клоунады | Игра « Угадай эмоцию» ( Испорченный телефон) | Мимические этюды: грустный - весёлый, удивлённый, обиделся. | Генеральная репетиция. | ||
Премьера мюзикла « Золушка» |
Ожидаемый результат:
- Развитие творческих и музыкальных способностей детей.
- Развитие психических процессов (мышление, речь, память и т.д.)
- Развитие личностных качеств (уверенность, сочувствие и т.д.)
- Выступление на районном театральном фестивале « Колибри».
Список используемой литературы
- Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып. 1: От игры до спектакля.- СПб., 202.- 114 с.
- Дерягина Л.Б. Играем в сказку. Сценарии в стихах для постановки в детском саду и начальной школе.- СПб.: Детство – пресс, 2010.- 128 с.
- Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет.- Просвещение, 2004.- 127 с.
- Елькина М., Ялымова Э. Путешествие в мир Театра.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002.- 224с.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.- М.: Сфера, 2001.- 128 с.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр.- М.: АРКТИ, 2002.- 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....
Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию детской театрализованной деятельности в группе.
В материале представлена система работы развитию творческих способностей детей старшего дошкольного через организацию детский театрализованной деятельности в группе.Цель работы: создание условий для т...
конспект занятия по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дизайн-деятельность "Козлятушки-ребятушки"
Занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей через дизайн-деятельность....
Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами оригами"
Работа по осзнакомлению детей с искусством оригами....
Рабочая программа «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через произведения художников Мамонтовского района»
Рабочая программа разработана в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении- Детский сад «Березка» с.Мамонтова Мамонтовского района. Данная программа включена...
Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет
Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...
Методическая разработка к адаптированной образовательной программе: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через нетрадиционные техники рисования»
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...