Отчет по самообразованию : «Развитие творческих способностей детей через театрализацию».
методическая разработка (старшая группа)
Отчет по самообразованию воспитателя средней группы №2, №5 Сильванович Татьяны Викторовны на тему:
«Развитие творческих способностей детей через театрализацию»
Актуальность.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить декватные способы содействия.
Предполагаемый результат: Я предполагаю, что в результате проведенной работы по развитию творчества средствами театрализованной деятельности, у детей появятся возможности проявлять свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Будет развиваться связная речь, обогащение словаря, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков, раскрытию творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации); развитию психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение); личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения, коммуникативные навыки, любовь к животным, уважение к старшим и т. д.)
Цель: повышение профессиональной компетентности в развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразованием.
- Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды).
- Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете.
- Работать с родителями по данной теме (родительские собрания, консультации, памятки).
- Обобщить опыт работы по данной теме.
- Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
- Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.
- Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
Исходя из целей и задач, я наметила для себя следующие этапы работы:
Этапы реализации:
Подготовительный
Основной
Итоговый.
Подготовительный (сентябрь, октябрь, нояябрь):
*Познакомить детей с ТЕАТРОМ (виды театрализованных представлений, актеры, роли)
* Разработать проект Чуковского «Муха-Цокотуха»
* Участие в театрализованном представлении К.И.Чуковский « »
* Сделать настольный театр «Муха-Цокотуха»
* На родительском собрании раскрыть тему: «Нужна ли взрослым сказка»
Основной (декабрь, январь, февраль):
*Использование «Сказкотерапии полнение предметно-пространственной среды.
Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания предметно-пространственной среды. Была дополнена предметно-пространственная среда в соответствии с возрастом детей: костюмы, различные виды театров, маски, ширмы, аудиозаписи классических и детских произведении, художественная и познавательная литература в соответствии с возрастом детей. В музыкальный уголок были добавлены музыкальные инструменты. Дополнена коллекция мелких игрушек для режиссёрских игр. Приобретены дидактические игры: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Сказки» (из кубиков, «Сказка за сказкой», «Истории в картинках» (последовательное составление сюжета.)
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения. В играх - драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Вместе с детьми мы продолжили работу над имитацией отдельных действий человека, животных, птиц. Рассмотрев альбом (карточки в группе №2) «Эмоции и чувства», дети показывали разные эмоции людей: радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитировали движения бабушки, дедушки, внучки. В подвижных играх «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Мыши и кот», «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята» и других имитировали движения животных и птиц. С помощью физ. минуток также передавали движения животных.
В течение года работала с детьми над этюдами. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства. Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему песку, перешагивали через сугробы, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались и др. С помощью этюдов дети в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.
В зависимости от времени года дети имитировали, как листочки летят по ветру и падают на дорожку, как ветер поднимает снежинки, которые кружатся в воздухе.
Также в работе с детьми я использовала игры на развитие слуха («Угадай по звуку», «Угадай, кто поёт?», на развития звукоподражания («Зверята», «Кто как кричит», на формирование речи (игры с пальчиками, которые в дальнейшем помогли лучше передать характер персонажа.
С целью эмоционального восприятия в течение года дети слушали произведения устного народного творчества, литературные произведения, аудиосказки, пели песни, инсценировали их. А также рисовали и лепили сказочных героев.
В образовательной деятельности использовала театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, вводила персонаж, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки. Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в разучивании ролей, созданию атрибутов для театрализованной деятельности и развивающей среды в групповом помещении. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовила–консультации: «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников», «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника».
Выводы:
Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» принесла свои результаты:
- Дети стали больше принимать участие в играх, повысилась активность и инициативность.
- Через театрализованную игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
- У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
- Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
- У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
- Активизировался словарь детей, улучшилась диалогическая речь, ее выразительность.
- Дети стали раскрепощаться и творить.
Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, необходимо повысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания, потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости. Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию :«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста....
Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей детей среднего возраста в нетрадиционном рисовании и изготовлении поделок»
Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей детей среднего возраста в нетрадиционном рисовании и изготовлении поделок»...
План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
План профессионального самообразования воспитателя старшей группы.Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».Цель:повышение ...
Самообразование: «Развитие творческих способностей детей через организацию творческой мастерской с бумагой (обрывная, бумагопластика, оригами, квилинги др.)»
Цель: Развивать творческие способности детей посредством нетрадиционных техник аппликации. Задачи:1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликацией.2.Сформировать интерес к выполнен...
Отчет по самообразовании «Развитие творческих способностей детей младших дошкольников через театрализованную деятельность»
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем.Цель театрально-игровой деятельности –через театр научить ребенка и видеть прекрасное, в жизни и в людях, зародить стремление ...
Опыт педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей через театрализацию
Студия "Затейники"...
Отчет по самообразованию "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"
Отчет по самообразованию "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"...
- Мне нравится (1)
Комментарии
В теме раскрыта возможность
В теме раскрыта возможность использования театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Театр — могущественная сила духовного воздействия на людей.