Отчет по самообразованию :«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».
статья по рисованию (старшая группа) по теме
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 62.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию:
«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».
Выполнила: Боярчук Наталья Александровна
Воспитатель МДОКУ –Д/ Сада №3
2014 год.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)
Актуальность работы заключается в следующем:
- изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Я определила цели своей работы:
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Передо мною были поставлены следующие задачи:
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования пройдет успешно, если:
1. Теоретически обосновать эффективность применения техник нетрадиционного рисования в изобразительном творчестве дошкольников;
2. Выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и научно обосновать доступность дошкольникам средств выразительности;
3. Разработать методики ознакомления дошкольников с видами нетрадиционного рисования;
4. Обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам нетрадиционного рисования, учёт возрастных и индивидуальных способностей дошкольников;
5. Создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей.
Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Были использованы следующие средства:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- игровые.
Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.
Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.
Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Приготовила для детей следующие игры:
- «Соедини по линиям и раскрась»
- «Составь фигуру»;
- Лото «Народные промыслы»;
- Лото «Узнай элемент узора».
Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова и других.
Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования.
С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Пальчиковая живопись
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Мной использовались разные виды рисования:
- Рисование ладошкой
Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.
- Прижми и отпечатай
Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.
- Кляксография
Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.
- Набрызг
Радость творчества знакома каждому малышу.
- Трафарет
Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями.
- Рисование по мокрому
Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.
Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.
Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:
- «Моя любимая сказка»;
- «Моя любимая мамочка»;
- «Ветвистые деревья»;
- «Снег идет», «Ночное небо», «Конфетти»;
Перспектива:
1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;
2. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию. Тема: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»
Отчет по самообразованию.Тема: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»...
Представление педагогического опыта по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребен...
Отчет по самообразованию. Тема «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».
Отчет по самообразованию. Тема «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»....
Перспективный план по самообразованию Тема: Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов. (младшая группа, средняя группа)
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в о...
Отчет по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности"
отчет по самообразованию...
Отчёт по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»
Отчет по темксамообразования "Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использоваием нетр. приёмов и материлов.( все возрастные группы)...
Отчет по самообразованию "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"
Отчет по самообразованию "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"...