Отчет по самообразованию :«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».
статья по рисованию (старшая группа) по теме

Боярчук Наталья Александровна

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx62.61 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию:

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».

C:\Users\Эльдорадо\Desktop\60368911_1276622785_12.jpg

Выполнила: Боярчук Наталья Александровна

                     Воспитатель МДОКУ –Д/ Сада №3

2014 год.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Актуальность работы заключается в следующем:

  • изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Я определила цели своей работы:

  • Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
  • Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
  • Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
  • Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Передо мною были поставлены следующие задачи:

  • Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
  • Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
  • Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
  • Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
  • Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования пройдет успешно, если:

1. Теоретически обосновать эффективность применения техник нетрадиционного рисования в изобразительном творчестве дошкольников;

2. Выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и научно обосновать доступность дошкольникам средств выразительности;

3. Разработать методики ознакомления дошкольников с видами нетрадиционного рисования;

4. Обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам нетрадиционного рисования, учёт возрастных и индивидуальных способностей дошкольников;

5. Создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей.
Работу проводила поэтапно:

  • на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
  • на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Были использованы следующие средства:

  • Совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

  • словесные,
  • наглядные,
  • практические,
  • игровые.

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Приготовила для детей следующие игры:

  • «Соедини по линиям и раскрась»
  • «Составь фигуру»;
  • Лото «Народные промыслы»;
  • Лото «Узнай элемент узора».

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова и других.

 Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования.

С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

 Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

 Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Пальчиковая живопись

 Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Мной использовались разные виды рисования:

  • Рисование ладошкой

 Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.

  • Прижми и отпечатай

Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.

  • Кляксография

 Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

  • Набрызг

 Радость творчества знакома каждому малышу.

  • Трафарет

 Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями.

  • Рисование по мокрому

Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.

Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

 Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:

  • «Моя любимая сказка»;
  • «Моя любимая мамочка»;
  • «Ветвистые деревья»;
  • «Снег идет», «Ночное небо», «Конфетти»;

Перспектива:

 1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

 2. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

 «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».  (В. А. Сухомлинский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию. Тема: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

Отчет по самообразованию.Тема: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»...

Представление педагогического опыта по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребен...

Отчет по самообразованию. Тема «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».

Отчет по самообразованию. Тема «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»....

Перспективный план по самообразованию Тема: Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов. (младшая группа, средняя группа)

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в о...

Отчёт по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»

Отчет по темксамообразования "Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использоваием нетр. приёмов и материлов.( все возрастные группы)...

Отчет по самообразованию "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"

Отчет по самообразованию "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"...