Конспект НОД
план-конспект занятия (подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

Занятие по энергосбережению в средней группе

Тема: "Берегоша"

Образовательная область: Ребенок и природа 

Программные задачи: систематизировать представления детей об источниках тепла в доме; формировать потребность в бережном отношении к теплу; содействовать развитию познавательной практической деятельности творческого мышления, речевой активности; воспитывать бережливость.


Материал и оборудования: игрушка гнома демонстрационные картинки (солнце, огонь, печь, батарея ) картинки-модели условных обозначений понятий «Что согревает человека?», «Что сохраняет тепло?». Познавательные беседы «Что такое тепло?», «Обогревательные приборы», загадывание загадок об источниках тепла.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный гость. Знакомьтесь, Гном–Берегоша.
Г-Э. Я не просто гномик,
Я – Гномик- Берегоша,
Я ужасно скромный,
Я очень экономный.
Немножечко болтливый,
Но очень бережливый.
Гном-Берегоша пришёл познакомить нас тайнами тепла и предлагает, отправится в небольшое путешествие, и узнать, где оно живёт. Вы согласны? Тогда в путь

Первая остановка. Ребята, давайте попробуем догадаться, что спрятано в этой картинке. Слушайте загадку.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в конце,
И зовут тебя все …    (солнце)

http://kladraz.ru/upload/blogs/6738_10a08f65403c76662c2ef5832db4dd56.jpg
Солнце обогревает весь мир. Это главный источник тепла. Но солнечного тепла нам не хватает, особенно зимой.
- Чтобы защититься от холода, люди что делают?  (шьют одежду, строят дома)
- Можно ли получить тепло от одежды? (ответы)
Воспитатель: Представьте, что вы вышли на улицу в большой мороз, вы сняли варежки. Руки стали замерзать. Вы снова одели варежки. Руки потеплели.
- Но, почему? Ведь варежки на морозе тоже стали холодными. Значит, не варежки согрели ваши руки, а вы теплом своих рук согрели их. Таким образом, вся наша одежда и обувь сами греть не могут. Они лишь удерживают тепло.
Идем дальше.

 Остановка. Попробуем угадать, что спрятано в этой картинке.
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова.   (огонь)

Проверяем (открываем картинку)

http://kladraz.ru/upload/blogs/6738_3a8c7fe7799af641b42e8054ddc91372.jpg

Очень давно-давно люди могли обогреваться только теплом от разожжённого костра. Сгорел костёр и тепла нет. Поэтому огонь в костре поддерживать приходилось круглосуточно.

Идём дальше.

Остановка.
Послушайте загадку и попробуйте угадать, что спрятано в этой картинке.
Лето придет – не глядят на неё
Зима настанет -  обнимают её.   (печь)

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ПЕЧЬ.jpg
Прошло время и люди научились строить печи      . Печь протопишь, она долго сохраняет тепло, в ней и еду готовили.
- Где сегодня можно увидеть печь?      

Дети:  в деревне
Но время шло и люди придумали другие обогревательные приборы, которые являются нашими помощниками.
Послушайте эту загадку и попробуйте угадать, что спрятано в этой картинке.
В нашем доме под окошком
Приросла к стене гармошка,
Не беда, что не играет –
Всю квартиру согревает.  (батарея)

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\batareja_04.jpg
В городе квартиры, больницы, школы, детские сады обогревают батареи. Наш детский сад тоже обогревают батареи.
- Почему батареи теплые?

http://kladraz.ru/upload/blogs/6738_ec1f00418e73673e7d278bebecae1c49.jpg


На больших котельных при помощи топлива нагревают воду и пускают её по трубам, проложенным под землёй. А из этих труб горячая вода попадает в батареи. Батареи горячие – у нас тепло. Тепло нужно беречь. Так как для его получения нужно  сжечь много дров, угля, газа – природных богатств, которые стоят дорого, их надо экономить.
- В какую пору года тепло для нас особенно необходимо?

Дети:  Зимой
А вот о том, как подготовить дом к зиме, чтобы холод не проникал, а тепло не убегало из дома, я прочитаю вам сказку.

« Жил-был Колобок в большом красивом домике. И вот пришла поздняя осень. Стало ему в домике холодно. Решил он узнать, что надо делать, чтобы было тепло. Катится Колобок по осеннему лесу, навстречу ему Белка.
- Белка-белочка, что ты делаешь?
- Готовлюсь к зиме, утепляю свой домик.
- А как утепляешь?
- Закрываю все щели мхом.
Покатился Колобок дальше, навстречу ему Ёж.
- Ёжик, ты к зиме готовишься, как свой дом утепляешь?
- Форточку и окошки закрываю и заклеиваю.
Покатился Колобок дальше, навстречу ему Медведь.
- Михаил Иванович, как ты готов встретить зиму?
- Я спать буду в берлоге.
- А она у тебя тёплая?
- Конечно тёплая, главное вход в неё хорошо закрыть и утеплить, а окошек в моём доме нет.
Покатился Колобок домой и начел утеплять свой дом, как посоветовали ему лесные звери.»

- Почему Колобок ушёл из дома?
- Как утепляла дом Белочка, Ёжик, Медведь.
- Что решил Колобок?
- Что надо сделать, чтобы тепло из дома не ушло?
(закрывать двери, заклеивать рамы на окнах, закрывать форточки, заменить стекло , если разбилось)
Ребята, вот наш гость Гном-Берегоша удивляется, что Колобок не побоялся холода и отправился в лес.
Воспитатель:   - А вы, ребята, в холодное время года, ходите на прогулки?

Дети: Да
- А что надо делать, чтобы не замёрзнуть?

Дети: надо тепло одеваться и много двигаться
Давайте покажем, Гному- Берегоше как мы согреваемся, когда холодно.

Игра «Согреемся вместе»


(если замёрзли щёчки – потрём, ушки – пощиплем, ручки – похлопаем, ножки -  потопаем)

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг и скажите, куда может пробраться холод в нашей группе?

Дети: В открытую фрамугу, через дверь, через балкон, окно, разбитое стекло
- Когда надо начинать утеплять свой дом?

Дети:  осенью
Воспитатель:  Как спасти дом от холода?

Дети: надо закрывать двери, заклеивать рамы на окнах, закрывать форточки
Теперь вы знаете правила экономии тепла.
Чтоб в тепле жить нам весело и дружно,
Бережливыми быть нужно!
Молодцы ребята, на этом наше занятие закончено . спасибо вам.



Предварительный просмотр:

"Волшебница - вода"

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье», «Художественное творчество».

Цель: продолжать  знакомить детей  с основными свойствами воды.

Задачи:

ознакомить детей со  свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха;

уточнить знания  детей о назначении воды в нашей жизни;

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

закреплять умение  работать с прозрачной посудой;

закреплять умение работать с растворами;

развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;

развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;

стимулировать самостоятельное формулирование выводов;

воспитывать бережное отношение к воде;

воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.

Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками; прозрачные пластиковые стаканы, ложечки, емкости для воды, прозрачные баночки,  стакан с молоком, сахар, соль, ароматное масло. Шаблоны  рыбок из картона для раскрашивания, краски, кисточки, макет пруда. Сказочный персонаж  - Незнайка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я  сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой печальный. Я спросила его, что у него случилось, и он ответил, что оказывается ничего не знает о воде. Я его, ребята, успокоила и пообещала, что мы ему поможем. Ребята, вы согласны? (Ответы детей). Он пообещал сегодня к нам придти.

Стук в дверь.

Воспитатель: А вот, наверно, и Незнайка к нам пожаловал.

Появляется Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются.) Мне очень грустно. Я сегодня узнал, что оказывается, ничего не знаю о воде. Можно мне остаться с вами и узнать что-нибудь о воде.

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Незнайке? (Ответ детей.) Присаживайся.

Воспитатель:  Ребята, а давайте расскажем Незнайке, для чего нужна вода?

Дети. Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать.

Незнайка: А вы и стирать умеете?

Дети. Да, мы помогаем стирать маме.

 Воспитатель: Давайте покажем Незнайке, как вы помогаете стирать?

Пальчиковая гимнастика – «Стирка».

Постираю чисто, с толком

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки -

Устали мои руки!

Незнайка: Ах, какие молодцы, настоящие помощники для мамы.

Воспитатель: Незнайка, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята уже знают немного о воде, и сегодня мы проведём несколько опытов. Для этого я предлагаю нам с вами превратиться в лаборантов. (Все надевают шапочки). А сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию.

Опыт №1 «Вода – это жидкость»

Воспитатель: Давайте попробуем, ребята,  перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Льётся вода?   Почему?

Дети: Потому что она жидкая.

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. А чтобы вам, ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

Опыт №2: «Вода прозрачная, бесцветная»

Воспитатель: На столе у вас два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой. Что заметили?  А теперь – в стакан с молоком.
– Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (вывешивается символ этого свойства).

 Воспитатель: А вы знаете, что вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать как?

Тогда я сейчас покажу вам  фокус! Я для вас приготовила волшебные баночки, и если сказать волшебные слова, вода в банках окрасится. Попробуем?

Воспитатель: Повторяйте за мной:

Ты вода-водица,

Друг ты мой студёный.

Стань вода-водица,

Не светлой, а разноцветной!

Воспитатель:  Подуйте теперь на баночки. 

Дети говорят слова, дуют…

Воспитатель: А теперь мы потрясем  хорошенько баночку. Что мы видим?

Дети: Водичка окрасилась.

Воспитатель: В какой цвет превратилась?

Дети называют цвета (красный, зелёный, жёлтый).

Воспитатель: Правильно. Значит, вода может еще, и окрашиваться в разные цвета. Вот это вода-Волшебница! Кто желает попробовать сделать такой фокус?

Дети по желанию выполняют фокус.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье? Попробуйте это сделать дома, а потом нам расскажите.

Опыт №3: «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (Ответы детей).

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная (вывешивается символ этого свойства воды).

Воспитатель: давайте проведём с вами следующий опыт. Насыпьте в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует – соль, сахар). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).

Воспитатель: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт №4: «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода не пахнет, у неё нет запаха.

Воспитатель: А давайте мы  добавим капельку волшебного масла (воспитатель капает масло в стакан с водой, дети нюхают и отвечают).

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы хорошо с вами поработали, а теперь я предлагаю вам и Незнайке немного отдохнуть и поиграть в игру «Солнышко и дождик». (Подвижная музыкальная игра)

Воспитатель: Ребята, давайте покажем Незнайке, как вы умеете разгадывать загадки. У меня есть волшебные капельки-загадки.

Кто сильнее всех на свете? (Вода)

Что в руках не удержишь? (Вода)

Что в решете не унесёшь? (Вода)

Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река)

По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт - тут и пропадёт. (Волна)

Белое покрывало на земле лежало. Весна пришла - оно всё сошло. (Снег)

Ночь спит на земле, а утром убегает. (Роса)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)

Воспитатель: Ребята, а вы любите дождик? Вам нравится наблюдать за ним из окошка? А какой бывает дождик? (Ответы детей). Я предлагаю вам посмотреть кино про дождик и послушать, как дождик умеет разговаривать.  (Просмотр слайдов на компьютере).

Воспитатель:

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без …..(воды).

Ребята, Незнайка, а вы знаете, что воду нужно беречь, и когда помоешь руки, то нужно сразу закрыть кран? (Ответы).

Незнайка: А зачем воду беречь, её вон сколько?!

Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода, а чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил, об этом мы с вами будем беседовать в следующий раз. А для того, чтобы мы не забывали закрывать кран, я приготовила памятку-напоминание «Экономь воду!» Ребята, давайте, мы у себя в умывальной комнате повесим эту памятку. И подарим Незнайке, чтоб он тоже не забывал экономить воду. Согласны? (Ответы).

Незнайка: Ребята, а у меня тоже есть для вас подарочек, я хотел вам подарить рыбок. Только вот беда, мои рыбки совсем белые, не красивые. Давайте их раскрасим.

(Дети раскрашивают рыбок)

Незнайка: Какие молодцы, ребята. Какие замечательные рыбки у вас получились.

Воспитатель: Давайте мы их отпустим в пруд, пусть живут. (Работа с  макетом пруда).

Незнайка: Сегодня я  много интересного узнал о волшебнице воде. Вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха. Вода прозрачная.

Но пришла пора мне с вами прощаться. До свидания, ребята.

Дети и воспитатель: До свидания, Незнайка! До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по рисованию в средней группе

Задачи:

Образовательные:

  • расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»;
  • совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.);
  • развитие связной речи;
  • закрепить умение детей рисовать рыбку различными материалами,  дополнять работу деталями (камни, водоросли и т. д.)
  • закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги.

Развивающие:

  • активизация познавательной деятельности
  • развитие наблюдательности, мышления, внимания;
  • развитие общей, мелкой моторики;

·         развивать эстетическое восприятие красоты обитателей аквариума;

Воспитательные:

  • формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

Ход занятия:

 Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

 Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом,

Он прозрачный, он стеклянный

Нету номера на нем.

И жильцы в нем не простые

Не простые, золотые.                                                                                                                 

Эти самые жильцы - знаменитые пловцы.

Дети: Аквариум.

Рассматривание картины «Золотая рыбка». Беседа.

Воспитатель показывает детям картину и предлагает внимательно её рассмотреть. На картине изображена золотая рыбка в аквариуме.

Воспитатель: Кто это?

Дети: рыбка.

Воспитатель: Как она называется?

Дети: Золотая рыбка

Воспитатель: Какого цвета рыбка?

Дети: Она оранжевая, золотая, как в сказке.

Воспитатель: Что делает золотая рыбка?

Дети: Она плавает, дышит…

Воспитатель: Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

Дети: Она очень красивая, сказочная, большая….

Воспитатель: Правильно. Давайте внимательно посмотрим на рыбку.                                             

У рыбки есть туловище, голова, длинный хвост, плавники.                                                      

 У рыбки есть жабры. Они помогают рыбке дышать.                                                           

 У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик.                                                                          

Тело рыбки покрыто чешуёй. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая.                                                                                

Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?                                      

  Дети: Чтобы плавать.                                                                                          

  Воспитатель: Конечно же! Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники».

Воспитатель: А чем питается золотая рыбка?                                                                      

Дети: Она питается кормом.                                                                                                

  Воспитатель: Правильно её кормит человек сухим кормом для рыб.                                                                                                

   Воспитатель: Где живет рыбка?                                                                                                                                

   Дети: В аквариуме.

Воспитатель: А сейчас выходите,  давайте покажем, как плавают рыбки в воде.                                                                                                                                           

  3. Физкультурная минутка «Рыбка»                                                         

    Рыбка плавает в водице,                                                                                                          

Рыбке весело гулять.                                                                                                       

   (легкий бег врассыпную, по залу)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить указательным пальцем)

Мы хотим тебя поймать.

(хватательные движения руками)

Рыбка спинку изогнула,

(показываем, как рыбка ныряет на глубину))

Крошку хлебную взяла.

(Показать руками хватательные упражнения)

Рыбка хвостиком махнула,

(показываем руками плавные движения)

Очень быстро уплыла.

Воспитатель  предлагает ребятам  «поиграть»:  пойти в зоомагазин, купить аквариум, налить воды и запустить в него «Золотую рыбку».

 (Дети идут в магазин, покупают по желанию аквариум (заранее заготовленные, различные формы аквариумов: большой или маленький, круглый, квадратный, овальный…)

. На столе у каждого акварельные краски, кисти, восковые мелки, фломастеры)

Воспитатель просит ребенка показать мелом на доске, как правильно рисовать рыбку, комментирует образец:

напоминает детям, что рыбку надо начинать рисовать с туловища, потом хвост, плавники, отчертить голову, нарисовать круглый глаз, покрыть тело чешуёй.

Воспитатель предлагает детям по желанию выбрать материал для изображения рыбки.                                                                                                            

 Воспитатель уточняет, что разукрасить рыбку надо желтым, оранжевым или красным цветом, тогда она будет похожа на «Золотую».                                   

Предлагает подумать детям, куда будет плыть рыбка.

Дети приступают к рисованию. Воспитатель осуществляет индивидуальную работу.

В конце занятия воспитатель предлагает детям, которые быстро справились с заданием, дополнить работу: нарисовать  зеленые водоросли,

разноцветные камушки, ракушки на дне аквариума, пузырьки воздуха, которые выпускает рыбка.

Окончание занятия

В конце занятия дети выкладывают свои аквариумы на один стол, любуются рыбками.                                                                                                                           

Воспитатель просит детей рассказать о своей работе:                                                      

что мы сегодня рисовали, какая получилась рыбка, куда она плывет, где живет «золотая рыбка», какой формы аквариум, что еще есть в твоем аквариуме, 

посчитать, сколько всего рыбок живет в аквариумах.                                                                                                                

Воспитатель отмечает, что все ребята молодцы, справились с заданием: нарисовали настоящих «золотых» рыбок.                                                                          

Предлагает ребятам дома с родителями нарисовать других рыбок и сделать альбом «Аквариумные рыбки».   



Предварительный просмотр:

Тема: «Весенние цветы для мамы».


Цель занятия:

  • закрепить навыки рисования в нетрадиционной технике;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой.

Желание творить – это внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью. Но одного желания творить мало для развития творческой личности. Чтобы ребёнок был свободен в творческом процессе, ему необходимо предоставить разнообразные материалы и вводить его в творческий процесс. От зарождения замысла ребёнок переходит к его воплощению. Успешному воплощению замысла способствует умение детей комбинировать ранее известные способы изобразительной деятельности с нетрадиционными техниками рисования.

Проводя занятия по изобразительной деятельности, я обратила внимание, что не все дети могут справиться с поставленной целью, робкие, не до конца уверены в своих возможностях, не проявляют эмоции, фантазию в решении поставленной задачи.

Работая в нетрадиционных техниках рисования, ребёнок учится обдумывать, создавать свою работу, подбирает сам необходимый материал, продумывает оформление, приём изготовления, начинает анализировать свою деятельность – сравнивать, выделять главное, обобщать. Работа в нетрадиционной технике рисования активно развивает пространственное мышление, способность к экспериментированию и изобретательству.

Нетрадиционные техники рисования развивают память, внимание, восприятие, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира, способствуют развитию глазомера, координации движений, мелкой моторике рук.

Работая в нетрадиционной технике рисования, ребёнок становится более уверенным в своих способностях, он учится преодолевать робость перед тем, что не получится. Ребёнок уверен, что получится и получится хорошо.

Нетрадиционные техники рисования позволяют ребёнку познать свойства различных материалов. И именно в ходе такой деятельности ребёнка можно научить прогнозировать, предвидеть, как изменится работа, если изменить цветовое решение, размеры, использовать другой материал или другой способ нетрадиционного рисования. Ребёнок старается, что бы его работа была красивой, более выразительной. При этом у него развивается фантазия, художественный вкус, творческие способности.

Работы детей с использованием нетрадиционных техник рисования более интересны, выразительны, дети стали более свободны в своих замыслах. Ребята с нетерпением ждут занятий, где можно попробовать что-то необычное в рисовании, можно поэкспериментировать. Дети лучше справляются с заданиями по изобразительной деятельности, они свободно комбинируют и стандартные техники рисования и нестандартные. Работы детей при этом отличаются выразительностью.

Программное содержание

  • закрепить навыки рисования в нетрадиционной технике – набрызг, пуантализм, рисование солью;
  • развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкое  изображение рисуемых объектов;
  • развивать умение любоваться природными формами и переносить их в декоративные;
  • воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой;
  • формировать композиционные навыки.

Материал:

  • бумага;
  • гуашь;
  • кисти;
  • ватные палочки;
  • зубные щётки для набрызга;
  • трафареты;
  • соль;
  • простой карандаш.

Музыкальное сопровождение:

П.И. Чайковский “Вальс цветов”.

Предварительная работа:

Просмотр презентации, исполнение танца - вальса детьми, работа в нетрадиционной технике.

Ход занятия

Педагог:

– Дети, скажите мне, пожалуйста, что обычно дарят близким людям и друзьям на праздники, на день рождения?

А какой праздник близится сейчас?

Ответы детей (предположения).

Педагог:

– любой подарок будет очень приятен, но букету цветов будут рады все, особенно женщины. А как вы думаете, почему?

Ответы детей (предположения).

Педагог:

– Цветы привлекают нас своим внешним видом и разнообразием, а некоторые привлекают своим нежным запахом.

– У каждого цветка, как и у нас, людей, есть свой характер. Вот, например, роза-это очень гордый цветок, она считает себя королевой всех остальных цветов. А вот подснежник, наоборот, очень нежный и добрый. Василёк – скромный цветок, ромашка – обаятельна.

– Во все времена поэты посвящали цветам свои стихотворения, художники изображали цветы в своих картинах, а композиторы сочиняли про них музыку.

Вот послушайте отрывок из произведения П.И.Чайковского “Вальс цветов”.

(Звучит “Вальс цветов”)

Педагог:

– Замечательно. Какая превосходная музыка, какой изумительный танец – вальс. Вы знаете ребята, однажды я услышала, как один цветок рассказывал секрет своей красоты. Оказывается, каждое утро цветы начинают с зарядки.

Давайте, и мы с вами тоже выполним “цветочную зарядку”.

“Цветочная зарядка”.

Говорит цветку цветок: Дети поднимают и опускают руки 
“Подними-ка свой листок.
Выйди на дорожку. 
Дети шагают на месте, высоко 
Да притопни ножкой. 
Поднимая колени
Да головкой покачай – 
Вращение головой
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка – 
Наклоны туловища
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхни и успокойся. 
Встряхивание кистями рук
Наконец готовы все
День встречать во всей красе”.

Раздается стук в дверь.

Входит почтальон:

– Здравствуйте, ребята. Это подготовительная группа?

Дети:

– Да.

Почтальон:

– К нам на почту пришло заказное письмо для детей вашей группы, и я хочу вам его вручить.

Почтальон протягивает педагогу конверт и свёрток ватмана и уходит.

Педагог:

Дети, посмотрите, какой огромный конверт! Давайте вскроем его и узнаем, что там внутри. Педагог  разворачивает ватман, крепит на доску, открывает конверт и достаёт из него и письмо.

Педагог:

– Ребята, здесь есть ещё и письмо, сейчас я его прочитаю.

“Дорогие ребята, здравствуйте! Мы знаем, что очень скоро вы все пойдёте в школу, а это значит, что вы многое умеете и знаете. Мы, дети Солнечного города, решили на 8 Марта оформить своим мамам, бабушкам чудесную выставку. Но, к сожалению, мы не умеем рисовать различные цветы. Помогите, пожалуйста, нам в этом непростом задании. Желаем успеха! Дети  Солнечного города”

Педагог:

– Сегодня мы с вами будем рисовать букет цветов в вазе, но не совсем обычным способом. Посмотрите на предметы, лежащие на ваших столах, и скажите, каким  необычным  способом вы будете получать изображение.

Ответы детей  (мы будем рисовать точками, солью, набрызгом, Педагог:

– А как называется точечный  способ выполнения рисунка?

Ответы детей (пуантализм).

Педагог:

– Правильно, и для того, чтобы выполнить точечный рисунок,  нам необходимы ватные палочки. Это требует много времени и труда.

Педагог:

– На ваших столах лежат шаблоны ваз – вы можете ими воспользоваться. Зубные щётки, ватные палочки, салфетки. Итак, вы можете приступать к работе.

Во время работы педагог следит за осанкой детей, даёт некоторые рекомендации.

Во время работы целесообразно провести пальчиковую гимнастику.

По окончании работы педагог подводит итог занятия:

– Сегодня у вас получились чудесные букеты. Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели работу теплотой своих рук. Давайте  приклеим ваши работы на стенгазету и подарим мамам Солнечного города, они никогда не завянут, и будут радовать их долгое время.

Заканчивается занятие чтением стихотворения З.Петровой.

Я пришёл сегодня к маме
С поздравленьем и цветами.
Мама, глядя на букет,
Улыбнулась мне в ответ.
И сказала, что цветы – 
Небывалой красоты.
Одуванчики, мимозы, и ромашки с васильком,
Я не рвал, не покупал.
Я их сам нарисовал.

6. Итог занятия, выставка работ.

(Индивидуальная работа с каждым ребёнком)

- Итак, ребята, чем мы с вами сегодня занимались?

- А что нужно делать, чтобы ваши мамы никогда не расстраивались, были бы всегда весёлыми?



Предварительный просмотр:

Тема: «Гжельская  керамика».

Цель:

Расширять знания детей об истории гжельского промысла. Учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать эстетический вкус.

Материалы.

 Выставка изделий гжельских мастеров «Это звонкая сказка – Гжель». Магнитофон, аудио кассета с записью народных мелодий.

Ход занятия

1-й этап

Педагог предлагает детям вспомнить, какие изделия они знают, и приглашает их в новое увлекательное путешествие в Страну синей гжели. Можно рассказать о гжельском промысле или прочитать рассказ  Н.С. Сурьяниновой «Синие цветы гжели»: №Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, - называют «гжелью» по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Там на заводах создают фарфоровые вещи, разные по форме и по росписи.

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.

За что гжель нравится всем? Чем она отличается?

Да прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: синий на белом фоне. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

По белому фону чашки или подсвечника ведёт рука художника кисточку с краской… То сильнее, то слабее нажимает на неё. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получается роспись!

Самый любимый узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками, а иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает так: самой розы нет, есть только её лепестки. А ещё украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей.

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Каждый художник придумывает свои вазы, маслёнки, чайники. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – весёлые, красивые.

Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

Гжельские мастера – большие фантазёры. Одни чашки – стройные, высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.

При виде гжельских чайников даже глаза разбегаются. Уж очень они хороши!

А этот совсем необычный, невиданный. Его словно составили из двух чайников.

Фарфоровая маслёнка «Рыба-кит»… На спинке кита вылеплен сказочный грод с башенками, церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собака бежит. Над головой кита –фонтан с завитушками, а глаз рыбы – точно раза. Сидит девушка на тракторе. Положила руку на руль, подбоченилась. Гордится своей работой.

Занятно сделан петух с пышным хвостом, задира-кошка, выгнувшая спину, и гордый конь.

Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза.

А это скульптура – «Чаепитие». Уютно устроились у самовара две барыни. К ногам хозяйки прижалась кошка и словно прислушивается к их беседе.

Всем на удивление замысловатые кружки с крышкой. На одной нарисована роза, а по другой важно разгуливает сказочная синяя птица.

Делают в Гжели и часы. Форма у них не простая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами. На самую макушку петушок забрался. Так и кажется ,сейчас прокукарекает: «Спать пора!».

После чтения книги педагог предлагает рассмотреть иллюстрации.

2-ё этап

Педагог приглашает детей посетить выставку «Эта звонкая сказка – Гжель». Звучит народная музыка. Педагог рассказывает: «Сказки.. Они бывают разные: весёлые, грустные, оптимистические и не очень, но всегда поучительные и добрые. Искусство мастеров Гжели – словно звонкая сказка, она отражает характер русской души. Здесь можно увидеть Кощея Бессмертного, Ивана-Царевича, Конька-Горбунка и других сказочных героев».

Детям предлагается внимательно рассмотреть выставку, а затем – ответить на вопросы: почему данный промысел называется гжельским? Из чего мастера делают гжельские изделия? Какие элементы гжельской росписи можно выделить? Какие изделия тебе понравились  и почему? Как ты думаешь, для чего нужны гжельские изделия?

Рисование элементов гжельской росписи

Цель:

Расширять знания детей о гжельской росписи. Продолжать воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Закреплять навыки рисования всей кистью, её концом, без прорисовки узора карандашом. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Материалы:

 Выставка городецких, дымковских, филимоновских и гжельских изделий. Гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки, палитра. Рисунок: гжельская ваза для цветов.

Ход занятия

1-й этап

Перед детьми выставка изделий народного искусства. Педагог загадывает загадку:

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская, звонкая…

                (Гжель)

Педагог предлагает детям найти на выставке изделия из гжели, затем спрашивает: как вы догадались, что это гжельские изделия? Какие цвета используются для росписи изделий художниками Гжели? Какие элементы гжельской росписи вы можете выделить?

Педагог рассказывает: «Роспись наносится на поверхность обожженного изделия свободной кистью. Узор всегда связывается с формой, подчёркивает её особенность и целостность. Основные мотивы росписи – травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы. Кистью художник работает легко, разный нажим на кисть даёт возможность оттенить синий цвет. Художник наносит рисунок сразу кистью, бед предварительной прорисовки карандашом».

Педагог показывает последовательность выполнения элементов гжельской росписи: точек, прямых линий, бордюров, капелек и роз.  Показывает способ смешивания синей краски и белил для получения нужного оттенка; способ рисования прямых линий различной толщины. Педагог предлагает детям нарисовать в полосе орнамент из точек и прямых линий.

2-й этап

Педагог показывает способ рисования бордюра на гжельских изделиях из точек, дужек, прямых и волнистых линий. Предлагает нарисовать кистью бордюр для гжельской вазы.

3-й этап

Педагог показывает способ рисования капельки. Показывает, как с помощью капельки можно нарисовать листик, цветок, узор. Дети самостоятельно придумывают различные узоры с капелькой и продолжают украшать гжельскую вазу. В конце занятия педагог организовывает выставку работ.

4-й этап

Педагог показывает на гжельских изделиях розу и рассказывает: «Синяя роза – один из главных мотивов гжельской росписи. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчётливо виден переход от тёмного к светлому оттенку синего цвета. Очень важно для получения хорошего мазка правильное распределение краски по кисти – к краю её должно быть больше, а к середине меньше. Роспись самого цвета необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. При работе можно вращать лист бумаги так, чтобы удобно было наносить мазки.

Педагог показывает детям особенности рисования мазка с тенями и способ рисования кистью гжельской розы. После этого предлагает детям нарисовать сначала мазок с тенями, а затем – гжельскую розу. Гжельские цветы, изображённые детьми, помещают в нарисованную гжельскую вазу.

Лепка и роспись гжельских изделий

Цель:

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Показать способ лепки культур малых форм. Закреплять умение украшать глиняные изделия гжельскими узорами. Формировать эстетическое отношение к народной игрушке. Развивать творчество и фантазию.

Материалы.

Гжельские игрушки – скульптуры малых форм. Глина, подставки, стеки, гуашь, краска, палитра, кисти, баночка для воды и салфетки.

Ход занятия

1-й этап

Педагог вместе с детьми рассматривает выставку гжельских игрушек; обращает их внимание на глиняные скульптуры малых форм: котика, собачку, козлика, мишку и предлагает выбрать наиболее понравившуюся игрушку в качестве образа для лепки. Педагог уточняет последовательность и способ лепки игрушек, по мере необходимости оказывает помощь детям.

2-й этап

После того как изделие просохнет, педагог предлагает детям покрыть его белой гуашью.

3-й этап

Педагог предлагает детям придумать гжельский узор и расписать игрушки. В случае затруднения дети могут воспользоваться подлинными образцами гжельских игрушек. По окончании работы педагог организует выставку работ. Дети любуются вылепленными и расписанными игрушками.

Литература по теме «Голубая Гжель»

Дорожкин Ю.Г. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Логинов В.М., Скальский Ю.П. Эта звонкая сказка – Гжель. – М.: Сварог, 1994.

Сурьянинова Н.С. Синие цветы Гжели. Книжка-картинка. – М.: Малыш, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....