академии дошкольных наук Тема: «Уроки мамы. Формирования и социализация личности: влияние семьи»
консультация

Семенюк Ольга Владимировна

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и осознанности эмоциональных воздействий со стороны взрослых.

Задачи:

  • Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему;
  • Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_uroki_mamy.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №2 «Рябинка»

Отчет

о проведение академии дошкольных наук

Тема: «Уроки мамы. Формирования и социализация личности: влияние семьи»

Составила:

социальный педагог Семенюк О.В.

г. Мегион

16.10.2018

Консультация

Тема: «Уроки мамы. Формирования и социализация личности: влияние семьи»»

Дата проведения: 16.10.2018

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и осознанности эмоциональных воздействий со стороны взрослых.

Задачи:

  • Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему;
  • Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

Присутствующие: воспитатели возрастных групп – ___ человек

  • Вывод: воспитателям дана консультация о том, как помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему и способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

Ответственный: социальный педагог Семенюк О.В.

Консультация

Роль матери в семейном воспитании 

Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми.

 (Оскар Уайльд)

В современной семье, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина-жена, мать. Женщина является хозяйкой в доме (она выполняет домашние дела,  готовит еду и многое другое). Социологами подсчитано, что домашняя средняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20% общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина-мать имеет двойной рабочий день - на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей.

 Профессиональные и семейные функции матери часто сочетаются с большим напряжением. Кроме того, политика занятости в стране в настоящее время приводит к ситуации, что сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учрежденийНеобходимость содержания и воспитания ребенка чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка. Что касается неполной семьи, где женщина одна воспитывает ребенка, она сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи.

Женщина в современной семье, в зависимости от семейной ситуации выполняет различные функции:

- репродуктивная - биологическое воспроизводство, продолжение рода;

- хозяйственно - бытовая - уход за всеми членами семьи;

- функция организации досуга - в большинстве своем принадлежит женщине, т.к. женщины более эмоциональны. С подачи женщины семья по-разному проводит свой совместный досуг;

- экономическая - по мнению социологов,  в современной семье именно женщина все чаще выполняет роль добытчицы и распределяет семейный бюджет.

- эмоциональная (психотерапевтическая, релаксационная) - женщина, как правило, способна наиболее мягко эмоционально стабилизировать психологическую атмосферу семьи.

- воспитательная - важнейшая функция женщины. Воспитательная функция - как воспитание детей, так и воспитание взрослых членов семьи.

Основная роль женщины в семье - материнство. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют большую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Во многом материнская любовь и привязанность ребенка к матери выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека на протяжении всей его жизни и трудно переоценить роль матери в воспитании ребенка.

Как показывают психолого-педагогические исследования, для маленького ребенка особое значение имеет «интимный круг общения». Самой природой матери отведена роль естественной воспитательницы своих детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его. Для многих такое распределение ролей представляется идеалом семейных отношений, в основе которых лежат природные качества женщины - чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребенку. Нет прочнее и ближе связи - физической, духовной, душевной, чем у матери и ребенка.

При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально, эмоционально.

Характер отношения матери к ребенку в период беременности небезразличен для его развития. Наука располагает данными об аномальном внутриутробном развитии ребенка в процессе нежелательной беременности. Биологическая связь между матерью и ребенком не сразу превращается в ту психологическую, которая накрепко спаяет их на всю оставшуюся жизнь. Отношения, которые складываются между ребенком и матерью послe рождения, оказываются основой, на которой развивается дальше весь мир эмоциональных отношений человека. С другой стороны справедливо будет отметить, что изменений, происходящих в настроении, характере и личности мужчины в связи с рождением ребенка, значительно больше, чем подобных изменений в характере матери. Это противоречит общепринятому мнению, согласно которому появление ребенка для мужчины - менее важное событие

Для развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы в его окружении были оба типа мышления - и мужской, и женский. По мнению ученых, структуры мышления мужчины и женщины несколько различны. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин - явные превосходства в речевом развитии, в интуиции, в быстроте «схватывания» ситуации в целом. У детей, которых воспитывают одни матери, развитие интеллекта иногда идет по «женскому типу»: обнаруживаются лучше сформированные языковые способности, но чаще фиксируются нелады с математикой.

Роль матери для детей разного пола не одинакова. Для девочек после трех лет основная задача - освоение половой роли, для нее мать - образец, та часть мира, которую надо «примерять на себя», а заодно и все, что с этим связано: отношение другого пола (отца к матери и к ней как будущей женщине и матери), отношение детей (кукла - модель ребенка, по отношению к которой девочка выполняет роль матери, как ее мать - к ней самой).

У мальчиков в этом возрасте любовь к матери искренняя, нежная, они очень обидчивы и ревнивы по отношению к «конкурентам» (отцу, друзьям матери, своим братьям и сестрам и даже чужим детям). Не менее чутко, чем девочки, воспринимают и усваивают модель супружеских отношений.

Таким образом, мать нужна ребенку всегда, причем всегда «по-разному», но не количественном измерении, а в качественном. Материнская любовь ( в отличии от отцовской), является по своей природе безусловной и поэтому очень важны взаимоотношения между ребенком и мамой.

Именно в раннем детстве закладываются основы отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. Будет ли он доверять людям, проявлять инициативу и активность по отношению к миру, испытывать уверенность в себе, во многом определяется опытом взаимодействия с матерью и отцом.

Материнские позиции зачастую формируют тип семейных отношений и тип родительского отношения к ребенку.

Выделяют следующие стили детско-родительских  отношений:

сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость. Мать побуждает ребенка к активности;

изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями;

соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности;

псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная)

Психологи выделяют несколько психологических типов (образов) матерей, личностные черты которых неблагоприятно отражаются на взаимоотношениях с детьми, что делает полноценное развитие ребенка невозможным.

     

Царевна Несмеяна

Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышенно принципиальна и честолюбива, сдержанна в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Не признает детской непосредственности, шума и веселья, считает это пустым времяпрепровождением. Любит иронизировать, делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки. Больше всего боится избаловать ребенка, часто поступает подчеркнуто правильно, без учета реальных обстоятельств, бездушно.

Снежная Королева

Любит повелевать, держит всех на расстоянии, жестока и непреклонна, внутренне  холодна, неотзывчива, эгоистична, равнодушна к страданиям других,  считает ошибки заблуждениями,  недостатки — пороками, а любую критику в свой адрес — злым умыслом.

                                            Спящая Красавица

Склонная к мечтательности, депрессивному мироощущению и пессимизму, самовлюбленная натура, пребывающая в плену своих представлений, разочарованная и усталая, погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним, как с живой куклой.

Грозный командир

Недостаточно чуткая,  часто грубая и безапелляционная, руководит детьми во всём, понукает, с недоверием относится к их опыту, самостоятельности, легко раздражается и выходит из себя, гневлива и раздражена, придирчива и нетерпима к слабостям и недостаткам других, часто прибегает к физическим наказаниям.

Суматошная мать

Неустойчивая, взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, часто взрывается, кричит, любой пустяк превращает в трагедию, создает проблемы из ничего и бурно на них реагирует.

Наседка

Жертвенная, тревожно-беспокойная, во всем опекает, не отпускает детей от себя ни на шаг, предохраняет от любых, в основном мнимых, трудностей, стремится заменить собой сверстников, все сделать за ребенка.

Вечный ребенок

Мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна, драматизирует любые события, жизнь считает невыносимой, детей — обузой, себя — жертвой обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, рассчитывает на покровительство. Не может справиться с самыми обычными проблемами детей, охотно сдает их «на поруки», страдая при этом от собственного бессилия и беспомощности.

Приведенные в этих психологических портретах характеристики могут взаимодополнять образы матерей или их тенденции в отношениях к детям. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что рано или поздно все негативное, что так ярко проявлялось в личности матери, обязательно даст о себе знать в таких же отрицательных чертах характера и в поведении ее ребенка.

Таким образом, специфика воспитательной функции  и влияние личностных особенностей матери являются основным условием формирования стиля родительского отношения к ребенку и типа семейных отношений, а также оказывают влияние на  личностное развитие ребенка.

Материнство и родительская любовь, неразделимые понятия, как для детей, так и для взрослых людей. Недолюбленные дети вырастают во взрослых с нездоровой психикой, подорванным здоровьем и искаженным взглядом на жизнь.

Мы никогда не сделаем счастливыми наших детей, если сами будем всю жизнь нести роль жертвы и будем несчастны. Не умеющий читать – не научит другого.  Станем счастливыми мы -  будут счастливы и наши дети!

Как стать счастливым родителем счастливых детей? Можно ли наладить отношения, если они зашли в тупик? Да, можно! Для начала можно научиться понимать потребности своего сына или дочери, принимать их и отвечать им своими действиями, научиться слушать и слышать своего ребенка в самом широком смысле. И еще, каждому ребенку важно знать, что он Вам дорог и у него все будет хорошо.

Три правила счастливых родителей:

  1. Доверяйте своему сердцу

В генах тысячелетиями накапливался опыт заботы о детях, и каждая мама инстинктивно знает, что лучше именно для ее ребенка. Опыт других людей неоспоримо полезен, но главное – слушать себя.

2. Не ожидайте от ребенка сверхъестественного.

Второе правило счастливых родителей – мудрая любовь. Не стоит ожидать от ребенка сверхъестественного и перекладывать на него свои нереализованные мечты. Нужно любить ребенка таким, каким он есть, честно принимать его способности и возможности.

3. Будьте чаще рядом

Согласно третьему правилу счастья и для родителей, и для ребенка, нужно стараться чаще быть рядом с ним. Это вовсе не обязательно должно быть активное времяпрепровождение, очень полезно приучать ребенка к тому, что у родителей есть неотложные и важные дела, но делать это можно рядом или вместе с ним.

Только любовь к ребенку, эмоциональная связь с ним помогают увидеть и почувствовать своего ребенка, его внутренний мир (а не свои представления о нем), а значит, понять его и пережить радость общения. Ведь детство может стать самым счастливым периодом не только для ребенка, но и для его родителей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребёнка-дошкольника

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребёнка-дошкольника...

Влияние семьи на формирование личности ребенка

Конспект для родительского клуба...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

Одной из актуальных в современном обществе является про­блема формирования у каждого человека ценностного отношения к природе....

Влияние семьи на формирование личности ребёнка дошкольного возраста

Влияние семьи на формирование личности ребёнка дошкольного возраста...

Cодержание дошкольного образования как основа формирования базовой культуры личности дошкольника в МБДОУ д/с «Радуга» пгтКлетня.

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, род...