ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
статья (старшая группа) на тему

Бакина Надежда Александровна

Одной из актуальных в современном обществе является про­блема формирования у каждого человека ценностного отношения к природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekologicheskoy_kultury.docx52.24 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

Бакина Н.А., МБДОУ№111, воспитатель

Проблема социализации личности вот уже не одно столетие является одной из актуальных проблем человекознания. Одним из условий социализации по праву может рассматриваться систематическое и планомерное взаимодействие человека с миром природы, обеспечивающее ему как интеллектуальное, так и духовно-нравственное, ценностное становление. Не случайно проблема взаимодействия человека и природы практически на протяжении всей истории развития человечества определяется как одна из приоритетных проблем.

Являясь неотъемлемой частью природы, человек на протяжении всей истории своего существования вынужден использовать ресурсы природы для удовлетворения своих потребностей. Технократизация, наблюдающаяся в настоящее время, объективно обуславливает возрастание потребностей человека, что не может не сказаться на его отношении к ресурсам природы. Природа стала рассматриваться как источник материального обогащения. Современный человек практически не обращается к природе как к источнику духовного, этического, эстетического развития.

Результатом такого активного внедрения человека в природу явились разрушение природной среды, природных экологических систем, нарушение экологического баланса, равновесия, что неизбежно приводит к «кризисам природы», от которых страдает сам человек. Отдаляясь от природной среды, среды своего естественного существования, нарушая гармонию отношений в системе «человек и природа», как полагают многие исследователи, человек нарушает гармонию и внутри самого себя. Как отмечают в своих исследованиях Н. Ф. Винокурова [4], В. В. Николина [4], Т. А. Серебрякова [7] и другие ученые, сознательное разрушение природы со стороны человека является результатом разрушения его личности, внутреннего мира, мировоззрения, сознания.

Не случайно одной из актуальных в современном обществе является проблема формирования у каждого человека ценностного отношения к природе. Решить эту проблему позволит система экологического образования всех слоев населения.

Основы экологической культуры, экологического сознания закладываются еще на базовых уровнях онтогенеза - в раннем и дошкольном детстве. Именно эта возрастные этапы исследователи Л. И. Божович [1], Л. С. Выготский [2], А. В. Запорожец [3], А. Н. Леонтьев [5], С. Л. Рубинштейн [6] и другие определяют как максимально значимые этапы в жизни человека, когда закладываются основы, фундамент личности, а значит, и основы его ценностных ориентаций. Дошкольный возраст - это период, когда ребенок открыт всему тому', что его окружает, когда окружающий мир вызывает у него неподдельный интерес.

Необходимость воспитания экологической культуры на этапе дошкольного детства подчеркивалась учеными Г. В. Буковской [7] и Н. С. Дежниковой [7]. Экологическую культуру исследователи рассматривают как средство формирования отношения к окружающей действительности во всех ее проявлениях. Вместе с тем накопление знаний о природе, расширение личного поведенческого и оценочного опыта способствуют становлению и упрочнению, углублению нравственных представлений, на которых основывается экологическая культура. Постепенно по мере овладения этим опытом формируются правила поведения деятельности ребенка, которые постепенно трансформируются в один из важнейших регуляторов поведения, стимулируя проявление детьми таких качеств, как инициативность, самоорганизация, самоконтроль, сочувствие, сострадание, сопереживание, ответственное, ценностное отношение к тому, что его окружает.

В нашем дошкольном образовательном учреждении сложилась определенная система работы по воспитанию основ экологической культуры детей дошкольного возраста. Под экологической культурой нами понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Не случайно девизом нашей деятельности являются слова: «Чувствовать. Познавать. Оберегать», которые, на наш взгляд, определяют три линии развития ребенка:

  • линия чувств, способствующая эмоциональному развитию дошкольника, гармонии взаимодействия с миром природы;
  • линия познания, направляющая развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
  • линия природоохранной деятельности, предусматривающая развитие осознанного поведения по отношению к объектам природы, овладение способами оказания посильной помощи.

Развитие чувственного восприятия природы мы определяем на первое место не случайно. Мы исходим из того, что период дошкольного детства - это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все его психические процессы. Эмоции проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими интересными объектами, в том числе и с объектами природного окружения. Именно на основании эмоций формируются способности к сопереживанию, сочувствию, состраданию.

Эмоциональное восприятие мира природы и его проблем, способность видеть в любом проявлении природы живой организм, достойный восхищения и уважения, необходимо формировать постепенно. Исходя из этого, для каждого возрастного этапа нами были определены следующие задачи работы по развитию эмоционально-чувственной сферы детей и на их основе - формирования экологической культуры.

Задачами работы с детьми младшего дошкольного возраста являются:

Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе: обращать внимание, рассматривать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности в движении, голосом и т. д. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, способность любоваться красотой природы, любопытство при встрече с объектами природы, удивление, сопереживание, сочувствие.

Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста приоритетными задачами мы видим следующее:

Поддерживать интерес детей к окружающей природе.

Стимулировать проявление познавательной активности детей при взаимодействии с миром природы.

Обогащать опыт исследовательской деятельности.

Стимулировать и поощрять добрые поступки детей по отношению к природным объектам, радостные переживания от положительного поступка, размышления ребенка над проявлением разного отношения людей к природе.

Формировать основы природоохранной деятельности.

Организуя работу с детьми старшего дошкольного возраста, основополагающими задачами деятельности в данном направлении мы определяем:

Развивать у детей интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтений детей.

Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предложений, отборе способов проверки, достижении результатов, их интерпретации и их применении в деятельности.

Продолжать воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природе.

Обогащать способы природоохранной деятельности, ориентированные на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Обозначенные задачи решались нами в процессе организации системы работы с детьми по 12 ключевым темам: «Чем меня удивляет и радует осень», «Звуки осени», «Осень в жизни человека. Природоохранная деятельность человека в осенний период», «Звуки и краски зимы», «Музыка зимы», «Зима в жизни человека. Природоохранная деятельность человека в зимний период»; «Чем меня удивляет и радует весна», «Музыка пробуждения», «Весна в жизни человека. Природоохранная деятельность человека в весенний период»; «Лето - пора солнца, красок, света», «Звуки и краски лета», «Лето в жизни человека».  Природоохранная деятельность человека в летний период», которые реализовывались посредством использования следующих форм организации совместной деятельности педагогов и детей: занятия (включая экскурсии), тематические досуги, развлечения, выставки детского рисунка, работа кружка «Росточек», психогимнастика (этюды, игры-тренинги), информационная деятельность детей (выпуск экологических газет, плакатов), экологические акции. 

Как показывает наша практическая деятельность, наиболее эффективными в работе с детьми по формированию у них основ экологической культуры являются следующие методы: эвристические беседы, моделирование, экспериментирование, психогимнастика, проблемно-игровые и практические ситуации, обеспечивающие накопление личного опыта поведения и сотрудничества.

Остановимся на их характеристике. Одним из методов, которые помогают закреплять у детей навыки взаимодействия с природными объектами, стимулируют их любознательность, способствуют формированию основ нравственных ценностей, является эвристическая беседа. Особое место в таких беседах отводится элементам занимательности. Темами эвристических бесед могут быть: «Я друг природы», «Путешествие по лесу», «Птичий город», «Город и растения» и т. д. Содержание каждой темы интересно для ребенка, а преподносится оно в виде кроссвордов, загадок, логических и речевых задач. Эвристические беседа позволяют, опираясь на собственный эмоционально пережитый опыт ребенка, знания, самостоятельно утверждаться в правоте своей деятельности.

Следующим методом в разработанной нами системе является метод моделирования, обеспечивающий возможность практического использования опыта природоохранной деятельности, прогнозирование ее результатов. Дети моделируют способы взаимодействия с миром природы, последствия неразумных действий человека по отношению к природным объектам и т. д. Значимость этого метода в том, что дети сами составляют модели типа: «Поведение человека в лесу», «Как человек помогает природе», «Как природа заботится о человеке», «Как природа обижается на человека» и т. д. Разработанные модели могут активно использоваться как в совместной с взрослыми, так и в самостоятельной детской деятельности.

Метод экспериментирования активно используется педагогами как процесс, при помощи которого ребенок получает ответы на стоящие перед ним вопросы. При реализации экспериментальной деятельности дети учатся четко формулировать задачи, связанные с изучением природных объектов, определяя способы исследования, производя наблюдения за природными объектами и т. д. Этот метод позволяет детям проявлять максимальную активность и самостоятельность в решении проблемы, использовать в практической деятельности свой информационный багаж и свои ценностные установки. Например, в совместной с педагогом деятельности по проблеме «Путешествие в мир растений» рассматриваются условия, необходимые для нормального роста и развития растений. Дошкольники устанавливают систему связей и взаимоотношений, что важно для осознания факторов жизнеобеспечения и функционирования живого организма - растения, это, в свою очередь, имеет определенное значение для формирования ценностного отношения к нему.

Следующим методом является психогимнастика, которая используегея нами как система игр-тренингов, в которых заложен богатейший потенциал для развития эмоциональной сферы ребенка. Разработанная нами система игр- тренингов направлена на стимулирование устойчивой потребности в организации общения детей с объектами природы. Составной частью игры-тренинга является этюд. Этюды обучают детей сопереживать всему живому, вплоть до сорванного листочка (этому способствует текстовая форма изложения от лица какого-либо живого существа: сломанной веточки, улетевшего листочка, дождевой капельки и т.д.). Этюды могут быть ориентированы и на развитие мимики, пантомимики, то есть невербальных способов проявления детьми нравственных характеристик и моделей поведения. В этих этюдах текст дается от лица ребенка или живого существа. Такими этюдами могут быть «Как появляется росточек», «Ветер-озорник», «Воздушные шапки одуванчиков», «Там, где светит солнце» и т. д.

Часть этюдов ориентирована на снятие эмоционального напряжения, так как, чтобы жить в гармонии с природой, нужно научиться жить в гармонии с собой: «Мы - белые кувшинки. Мы живем в теплой прозрачной воде. Она тихонько поднимается, тихонько опускается, покачивая нас......

Разрабатывая эподы, мы стремимся сделать так, чтобы название каждого этюда было «говорящим». Так детям удобнее запоминать, а затем повторно воспроизводить данный эпод. Например, «Счастливый щенок», «Мне подарили крылья» и др.

Одной из интересных и результативных форм работы с детьми, способствующей формированию основ природоохранной деятельности и воспитанию основ экологической культуры, являются экологические акции. Мы организовывали такие акции, которые доступны и понятны детям, затрагивают их интересы. К примеру, «Зеленая елочка - живая иголочка», которая традиционно проводится в декабре и активизирует внимание взрослых против бессмысленной вырубки елей перед Новым Годом; «Птицы - наши друзья», «Берегите первоцветы», «Чистый двор» и др. Такие акции направлены на развитие активной жизненной позиции ребенка, формирование основ ценностного отношения к природе.

Исходя из специфики детей дошкольного возраста, а именно - практического характера их мышления, особую актуальность приобретает такой метод работы, как организация разнообразных практических ситуаций. Педагогами нашего образовательного учреждения разработаны и активно используются следующие виды ситуаций.

Проблемно-игровые ситуации (ситуации-иллюстрации, ситуации - украшения, ситуации-оценки и другие), способствующие накоплению положительного опыта взаимодействия ребенка с миром природы. Данные ситуации заключают в себе некую близкую ребенку проблему, в решении которой он принимает непосредственное участие. Задача воспитателя:

-ввести ребенка в ситуацию (Что случилось с веточкой? Цветком? Почему это произошло?);

-вызвать у него состояние сопереживания природному объекту (Какие чувства ты испытываешь? Что чувствует природный объект? Кому плохо в данной ситуации? Почему?);

-направить на активный поиск необходимых способов разрешения данной ситуации (Как можно помочь? Что может произойти, если вовремя не оказать помощь? Какой путь мы выбираем? Обсудим все предложения и найдем общее решение, как поступить и добиться успеха в оказании помощи природным объектам);

- совместное переживание чувства удовлетворения от успешно разрешенной проблемы (Как здорово, что мы помогаем дереву (веточке, цветочку)! Как мы будем поступать, чтобы данные ситуации больше не повторялись?).

Детей привлекают условно-коллизийные ситуации, которые содержат дилемму выбора правильной линии поведения из нескольких возможных. Включаясь в обсуждение таких ситуаций, дети ищут правильный способ поведения, тем самым обогащая свой опыт нравственного взаимодействия с природными объектами. Например, как поступить: покормить голодную птицу или пройти мимо? Оставить мусор на лесной полянке или убрать за собой?

Прогностические вербальные ситуации ставят детей перед проблемой прогнозирования результатов действий человека по отношению к природным объектам. Детям необходимо увидеть ситуацию, понять происходящее и дать прогноз развития событий с позиции имеющихся у них культурологических норм и правил. Например, что будет, если загрязнять берега реки; что может произойти с лесом, если случится пожар; что будет, если вырубать в городе деревья и т. д.

Данные ситуации позволяют воспитателю избегать формального морализирования и помогают «пробуждать» определенные эмоциональные переживания детей, заставляют их продемонстрировать свои чувства, переживаемые в связи с обсуждаемой ситуацией и помочь самостоятельно сделать правильный выбор с точки зрения гуманистических ценностей.

Ситуации-иллюстрации помогают ребенку увидеть, как взаимодействуют природные сообщества, как функционирует экосистема в целом. Например, почему лес можно назвать многоэтажным домом? Как человек заботится о птицах? и т. д.

Ситуации-упражнения демонстрируют ребенку способы ухода за природными объектами, обучают основам экологической культуры, закрепляют навыки природоохранной деятельности.

Ситуации-оценки направлены на формирование у детей адекватной самооценки своих поступков, а также поступков взрослых и сверстников по отношению к природным объектам. В данных ситуациях дети учатся решать проблемы, отвечая на вопросы. Например, почему твой сверстник (взрослый, ты сам) так поступает? Как можно изменить ситуацию, чтобы...

Наибольшее значение для воспитания основ экологической культуры имеют практические ситуации, в которых дети разрешают реально возникающие экологические проблемы. К ним относятся ситуации типа «Наши добрые зела», «В защиту зеленого друга», «Сохраним нашу планету» и т. д. Дети участвуют в реальных делах, связанных с озеленением территории детского езда, рисованием плакатов и т. д.

Ситуации типа «Наша забота природе нужна», в которых дети приобретают опыт участия в делах, связанных с природоохранной деятельностью: «Мы помогаем штатам», «Мы выращиваем рассаду», «Мы помогаем растениям на огороде» и т. д.

Интерес для детей представляют ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам», в которых дети учат своих сверстников природоохранной деятельности, объясняют, как нужно правильно взаимодействовать с природными объектами.

В организации практических ситуаций воспитатели эмоционально увлекают детей содержанием предстоящего дела, показывают, что результаты совместных усилий приносят реальную пользу природе, способствуют созданию доброжелательного и радостного настроения.

Как показывают результаты проведенного нами исследования по итогам реализации предлагаемой системы работы с детьми, из 56 обследованных детей высокий уровень сформированности основ экологической культуры фиксируется у 39 человек (70%). Детям данного уровня характерна выраженная положительная направленность отношения к широкому кругу объектов, в поведении не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники с удовольствием по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлением их жизни. У данных детей сформирована потребность в деятельности с природными объектами. Они хорошо ориентируются в правилах поведения в природе. Их знания о нормах отношения к природным объектам достаточно дифференцированы. Дети отличаются готовностью и стремлением помогать природе, пожертвовать своим покоем ради хорошего состояния природного объекта. Для детей данной группы натуралистическая деятельность стала увлечением. Гуманное отношение к живому выступает как проявление экологической культуры.

Средний уровень - 17 человек (30%). Данные дети владеют знаниями правил взаимодействия с миром природы, однако недостаточна степень активного отношения к природным объектам. Дети не нарушают норм поведения сами, но не требуют этого от других, не вступают в активную защиту живого, теряются в нестандартных условиях, новых ситуациях.

Низкий уровень сформированности основ экологической культуры по итогам реализованной системы работы у детей не выявлен.

 Полученные нами результаты позволяют говорить о том, что сложившаяся в нашем дошкольном образовательном учреждении система работы по воспитанию у детей основ экологической культуры дает положительные результата. Дети более бережно стали относиться к природе, беречь ее, заботиться о ней, ценить.

Вместе с тем нельзя забывать и о том, что, воспитывая основы экологической культуры у детей, мы закладываем основы общей культуры человека, формируем основы ценностного мировосприятия. Дети учатся осознавать свое место в мире природы как созидателя, исследователя, хранителя.

Таким образом, результаты внедрения нашей системы работы по формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры, на наш взгляд, убедительно доказали ее возможность и целесообразность использования в работе по социализации дошкольников.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста

 «Формирование экологической культуры и развитие творческого   воображения средствами изобразительной  деятельности у детей дошкольного возраста...

Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников

Формирование  экологической культуры как базового основания личности дошкольниковОбострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках з...

Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников

Формирование  экологической культуры как базового основания личности дошкольниковОбострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках з...

«Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами ИЗО деятельности у детей дошкольного возраста»

Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из важнейших. Возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы,  к...

Формирование социально – педагогической работы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Воспитание у детей дошкольного возраста основ социальной культуры – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным и нравственным ценностям человечества и конкретного общества....

Консультация для родителей на тему: «Виртуальная экскурсия в работе с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры»

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов....

Конспект занятия по лексической теме «Одежда» (на примере работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями)

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи. Задачи:Коррекционно-образовательные:- закрепить названия одежды и отдельные её детали;- закрепить согласование существ...