Самообразование — сознательная деятельность педагога для совершенствования своей личности
статья
Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование — одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов в детском саду. Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, — одна из важных задач образования.
Алгоритм работы над темой самообразования:
Выбор темы на основе проблемного анализа.
Определение цели и задач.
Проектирование результата работы.
Определение этапов, сроков работы (в зависимости от обширности выбранной темы педагог может работать над ней от трех до пяти лет).
Подбор видов деятельности, планирование содержания деятельности в рамках работы над темой.
Выбор источников самообразования.
Анализ результатов самообразования и их трансляция на различных уровнях. Написание отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Рекомендации по выбору темы по самообразованию:
Тема, над которой работает педагог, должна быть направлена на повышение эффективности воспитания, коррекции и развития воспитанников, на выработку новых педагогических приемов и методик.
Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию:
актуальность;
учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;
тесная связь с конкретными научено-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.
Цели самообразования:
повышение профессиональной компетентности;
расширение педагогических и психологических знаний;
углубление знаний по методике формирования, коррекции, развития …;
овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
повышение общего культурного уровня.
Для молодых специалистов:
адаптация педагогической деятельности,
осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания;
формирование основ педагогического мастерства.
Для педагогов, которые работают больше 5 лет:
усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;
овладение способами проектирования и программирования образовательного процесса с целью повышения его эффективности;
формирование умений анализировать научно-методическую литературу;
применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творческих педагогов:
актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки;
проявление творческого потенциала педагога;
развитие проектной, исследовательской деятельности.
Результат самообразования:
В плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов (качественных, количественных, продуктивных), которые должны быть достигнуты за определенный срок:
повышение качества работы (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
авторские методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
новые формы, методы и приемы воспитания, развития, коррекции;
доклады, выступления;
дидактические, наглядные материалы, тесты;
методические рекомендации по применению новой информационной технологии;
проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям, апробации передового психолого-педагогического опыта работы;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Формы представления результатов самообразования:
Презентация опыта работы.
Презентация рабочей программы.
Доклад.
Защита проекта.
Аналитический отчет, аналитическая справка.
Методическое пособие, методические рекомендации.
Открытое занятие.
Проведение семинара, консультации.
Занятия - практикумы (тренинги).
Лекция.
Статьи, публикации.
Мастер-классы.
Оформление материалов по самообразованию.
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
Документы по самообразованию:
Программа по самообразованию (на весь период работы над темой).
План по самообразованию (ежегодный).
Банк информационно-методических материалов:
список литературы (может быть 2 видов: изученные документы, документы для изучения);
список электронных ресурсов – аудио, видео материалы, компьютерные программы, электронные документы, адреса ИНТЕРНЕТ-ресурсов;
библиотека – печатные материалы, конспекты (систематизированные по направлениям деятельности, по темам);
медиатека - аудио, видео- материалы, компьютерные программы, электронные документы.
Банк авторских разработок (список; конспекты, описание приемов, методов, форм работы, статьи...).
Банк дидактических материалов, пособий (список; наглядные и дидактические материалы).
Банк диагностических материалов, материалов по мониторингу профессиональной деятельности.
Результаты мониторинга (информационные карты, диаграммы, статистические таблицы…).
Аналитические материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_pedagogov.docx | 14.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование педагогов
Воспитатель – слово-то какое!
В нем таятся свет, добро, тепло.
Кто детей порадует игрою?
Кто их пожурит совсем не зло?
Им благодаря взрослеют дети,
Зная, как вести себя и жить.
Воспитатели! Добрей вас нет на свете!
Вам счастливыми желаем быть!
Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование — одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов в детском саду. Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, — одна из важных задач образования.
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов предполагает разные формы:
Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне. Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. В индивидуальной беседе с воспитателем определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важно убедить педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи образовательного учреждения. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение педагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета. Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).
Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:
Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.
Несколько советов занимающимся самообразованием
ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразованию Индивидуальная программа профессионального совершенствования педагога. Тема: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей»
Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразования Фамилия ...
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Совершенствование обучения педагогов и родителей»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Самообразование для педагогов по теме "Роль художественной деятельности детей в развитии личности ребенка"
Самообразование для педагогов по теме "Роль художественной деятельности детей в развитии личности ребенка"...
Консультация для педагогов «Самообразование – как важнейшее направление совершенствования и развития педагогического мастерства»
Консультация для педагогов ДОО...
Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания» Программа «Личный вклад педагога в совершенствование
"Не стыдно не знать, стыдно не учиться". Объяснить значение этой половицы можно так: человек не может знать все в жизни в силу ограниченных возможностей мозга. Это нормально, не нужно стыдиться. Самое...