Дополнительная общеразвивающая программа "Ура, мультфильм" (советские мультипликационные фильмы)
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Одним из средств воспитания детей дошкольного возраста являются мультфильмы, которые оказывают на ребенка влияние и обладают богатыми педагогическими возможностями. Переживая разные эмоции вместе с героями, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Однако, есть большая разница в содержании разных мультфильмов, особенно отличаются между собой отечественные «старые» мультфильмы и современные. Последние у детей пользуются огромной популярностью, при этом часть их не безвредна. Между ними стоят глубокие расхождения в картине мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ura_multfilm.docx | 33.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
«Ура, мультфильм!»
для детей 5-6 лет
Автор-составитель:
Суборова Т. А., воспитатель
Пояснительная записка
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание ребёнка. Становление личности детей происходит изначально в семье. Важную роль в воспитании играет общий уклад жизни семьи: организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции. Но в нынешнее время даже полные, гармонично организованные семьи, не всегда становятся примером для подражания. Большую часть функций воспитания берет на себя дошкольная организация.
Детский сад вместе с семьей решает проблемы социализации личности ребенка, содержанием которой является формирование таких нравственных качеств как уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение отзываться на горе и радость других людей, проявлять гуманные чувства. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не меньше поддается негативному воздействию извне.
Современный ребенок живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиасреде, представленной телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, к которым он проявляет большой интерес. Это не только способ времяпровождения, но и средство воспитания.
Одним из средств воспитания детей дошкольного возраста являются мультфильмы, которые оказывают на ребенка влияние и обладают богатыми педагогическими возможностями. Переживая разные эмоции вместе с героями, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Однако, есть большая разница в содержании разных мультфильмов, особенно отличаются между собой отечественные «старые» мультфильмы и современные. Последние у детей пользуются огромной популярностью, при этом часть их не безвредна. Между ними стоят глубокие расхождения в картине мира.
- Советские мультфильмы в подавляющем большинстве носят морализаторский характер, эта мораль зачастую откровенно проявлена. Современные же мультфильмы не отличаются строгой моралью.
- Советские мультфильмы по содержанию соответствуют возрасту детей, просты и понятны для восприятия, поступки персонажей можно брать в качестве понятного детям примера или антипримера.
- Сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, невозвращение долгов, разборки, месть, любовно-эротическую составляющую.
- Современные мультфильмы содержат низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Дети используют эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно эта лексика может лечь в основу культуры речи детей. В советских мультфильмах звучит правильная, красивая речь, которая передает гамму чувств, эмоций героя.
- Современные мультфильмы позиционируются как легкие, веселые юмористические. Но юмор, представленный в мультфильмах, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации.
- Зачастую в современных мультфильмах смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение. Дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью.
- Советские мультфильмы разнообразны, неповторимы, у каждого героя свой характер, эмоции, голос, в этих мультфильмах звучит авторская музыка.
- Советские мультфильмы более просты и понятны детям, дошкольникам легче разобраться в них, что развивает мышление детей. Современные же мультфильмы, на наш взгляд приводят к поверхностному бездумному восприятию.
Таким образом, часть современных мультфильмов обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже – антивоспитательным потенциалом. При этом правильно подобранные мультфильмы могут быть эффективными воспитателями, поскольку сочетают в себе слово и картинку, т.е. включают два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, они станут мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов. В связи с этим, мы считаем, что решение проблемы формирования у детей нравственного сознания может быть организовано с использованием советских мультфильмов.
Сроки реализации общеразвивающей программы рассчитана на 2019 – 2020 учебный год.Образовательная деятельность будет осуществляться один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут с октября по май (32 занятия).
Цель программы является создание социальной ситуации развития детей в процессе восприятия советских мультипликационных фильмов (формирование у детей старшего дошкольного возраста основ нравственного сознания, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе). Задачи:
Создать условия для развития социального и эмоционального интеллекта детей, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, уважительного и доброго отношения к окружающим.
Формировать умение правильно оценивать поступки героев мультфильмов, а также свои поступки и поступки сверстников.
Стимулировать готовность детей к совместной деятельности, развивать умение разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.
Формировать сознательное отношение родителей к проблеме отбора содержания мультипликационных фильмов для детей.
Ожидаемый результат
1. Сформированы нравственные качества личности ребенка.
2. Сформировано нравственное отношение к окружающему.
3. Повысился интерес к советским мультипликационным фильмам.
4. Повысилась компетентность родителей при отборе содержания медиасреды для восприятия ребенком.
Содержание программы
1 этап (вводный), сентябрь | ||||
1. Педагогическая (вводная) диагностика развития детей (уровень развития нравственного сознания, нравственного поведения, эмоциональной уравновешенности) 2. Беседа с родителями (проводится на родительском собрании).Цель: показать необходимость отбора мультфильмов для домашнего просмотра, а также мотивировать к участию в проекте. | 2 | |||
2 этап (основной), сентябрь-апрель | ||||
Основной этап представляет собой еженедельную совместную деятельность, которая включает в себя просмотр советских мультипликационных фильмов по разным направлениям воспитания с последующим анализом содержания (в форме беседы) и выполнением различных творческих заданий (рисунки, поделки, сочинение стихов) | ||||
Нравственное воспитание | 20 | |||
Дружба, взаимопомощь, добрые поступки - 10 | Честность, справедливость, желание говорить правду - 3 | Забота о слабых, чуткое, бережное отношение к животным - 7 | ||
Волевые качества человека | 4 | |||
Интеллектуальные способности | 4 | |||
Трудовое воспитание | 3 | |||
Итого | 31 | |||
3 этап (заключительный), май | ||||
1. Итоговая диагностика развития детей. | 1 | |||
2. Праздник, где дети участвуют в мультипликационной викторине, совместно с родителями готовят поделки и рисунки для выставки «Мой любимый герой». | 1 |
Структура совместной деятельности:
1. Просмотр мультфильма
2. Беседа с элементами дискуссии о содержании мультфильма:
- Тебе понравился этот мультфильм?
- О ком он?
- Почему он (персонаж) так поступил?
- Почему именно так назвали этот мультфильм?
- Зачем хотели показать нам эту историю?
- Как бы ты поступил на месте главного героя? (Какой выход из ситуации можно подсказать главному герою?)
- На кого из персонажей мультфильма ты хотел бы походить? Почему?
- Что случилось бы если…?
Календарно-тематический план образовательной деятельности
Мероприятия | Сроки | Воспитательный эффект | ||
Диагностика развития детей Беседа с родителями | 1-2 неделя сентября | Выявлены особенности нравственного развития детей. | ||
Нравственное воспитание | "Палочка - выручалочка" | 3 неделя сентября | - Развитие чувства дружбы, взаимопомощи, гуманного отношения к окружающему. - Развитие стремления к хорошим, добрым поступкам | |
«Чучело - Мяучело" | 4 неделя сентября | |||
"Мой друг зонтик" | 1 неделя октября | |||
"Птичка Тари" | 2 неделя октября | |||
"Самый большой друг" | 3 неделя октября | |||
"Топтыжка" | 4 неделя октября | |||
"Подарок для слона" | 1 неделя ноября | |||
"Зайчишка заблудился" | 2 неделя ноября | |||
"Чуня" | 3 неделя ноября | |||
"Была у слона мечта" | 4 неделя ноября | |||
"Пятачок" | 1 неделя декабря | - Воспитание честности, справедливости, желания говорить правду, не лгать. | ||
"Яблоко" | 2 неделя декабря | |||
"Маша и волшебное варенье" | 3 неделя декабря | |||
"Живая игрушка" | 4 неделя декабря | - Развитие желания заботится о слабых - Воспитание отзывчивого, чуткого, бережного отношения к животным | ||
"Мальчик и лягушонок" | 2 неделя января | |||
"Зайчонок и муха" | 3 неделя января | |||
"Ёжик и девочка" | 4 неделя января | |||
"Как ослик грустью заболел" | 1 неделя февраля | |||
"Варежка" | 2 неделя февраля | |||
"Девочка и зайцы" | 3 неделя февраля | |||
Волевые качества | "Мы с Джеком" | 4 неделя февраля | - Воспитание мужества, смелости, решительности, находчивости | |
"Храбрый олененок" | 1 неделя марта | |||
"Мешок яблок" | 2 неделя марта | |||
"Медвежонок или тот, кто живет в речке" | 3 неделя марта | |||
Умственное воспитание | "Мышонок Пик" | 4 неделя марта | - Расширение представлений об окружающем природном мире; развитие любознатель-ности, стремления получать новые знания - Развитие желания научиться читать и писать | |
"Непослушный медвежонок" | 1 неделя апреля | |||
"Слоненок и письмо" | 2 неделя апреля | |||
«Крокодил Гена и Чебурашка идут в школу» | 4 неделя апреля | |||
Трудовое воспитание | "Маша больше не лентяйка" | 1 неделя мая | - Воспитание терпения, желание трудиться, радоваться полученному результату | |
"Как кошечка и собачка мыли пол" | 2 неделя мая | |||
"Мороз Иванович" | 3 неделя мая | |||
- Праздник «Ура! Мультфильм» - Организация мониторинга (итоговая диагностика) | 4 неделя мая | Эмоциональное завершение проекта. Выявлены особенности нравственного развития детей (определена динамика развития и эффективность педагогических воздействий) |
Мониторинг индивидуального развития детей будет организован два раза в год (сентябрь, май)
Ф.И. ребенка | Эмоции (социальные) | Произвольность эмоций | Нравственное развитие (моральное суждение, осознание нравственной нормы) | Нравственная саморегуляция | Итого | |||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Критерии оценки развития детей:
4 (+) - хорошо развита нравственность и эмоциональность
3(+) - эмоциональное и нравственное развитие достаточное, но следует обратить внимание на некоторые его особенности
0-2(+)-недостаточно развиты нравственные качества, возможно эмоциональное неблагополучие.
Оценка уровня развития | Начало года | Конец года | ||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |
Низкий уровень (большинство показателей недостаточно развиты)- 0-3 балла | ||||
Средний уровень (отдельные компоненты не развиты) – 4-6 баллов | ||||
Высокий уровень (показатели развиты достаточно) – 7-8 баллов |
Литература
1. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Воспитание школьника - 2006. - №6. - С.28 -31.
2.Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. - 2006.
3. Воспитание и обучение детей в подготовительной группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
4. Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. // Дошкольное воспитание - 1989. - №4. -С. 88-91.
5.Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. - 2001. - №8. -С.75.
6. Дыбина, Еник, Пенькова. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. М-2008.
7.Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
8. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
9. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога: издание третье. -Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультипликационных фильмов в групповой психокоррекционной работе педагога- психолога.
Приёмы снятия внутренней напряжённости у детей в работе психолога и педагога . Описание приёмов работы с мультипликационными фильмами в целях психокоррекции и оптимизации процесса социализации д...
«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов)
«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов...
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ «Как правильно подходить к выбору телепередач и мультипликационных фильмов для детей дошкольного возраста».
Современные дети очень много времени проводят у экранов телевизоров или компьютеров. Как уберечь ребенка от ненужной, вредной для его несформировавшейся психики информации помогут данные рекомендации ...
Сценарий драматизации по мотивам сказки Братьев Гримм и одноименного мультипликационного фильма
Сценарий драматизации в стихах и прозе с использованием песенного материала...
Логопедическое занятие по развитию речи на тему "Домашние животные", по мотивам мультипликационного фильма "Простоквашино".
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе, с применением инновационных технологий (подача материала на интерактивной доске). Преимуществом занятия является его структура, где каждый и...
"Формирование речевых навыков дошкольников с ТНР путем использования в процессе образовательной деятельности мультипликационных фильмов" Проект "Мультипликационные фильмы наши помощники!"
quot;Формирование речевых навыков дошкольников с ТНР путем использования в процессе образовательной деятельности мультипликационных фильмов"Ключевые слова: средства мультипликации, методические ...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста: Детская студия короткометражных мультипликационных фильмов
Для дошкольников одним из интересных направлений искусства является мультипликация. Дети с удовольствием не только смотрят мультфильмы, но и создают их самостоятельно. Мультстудия – это комплекс...