Дополнительная общеразвивающая программа "Ура, мультфильм" (советские мультипликационные фильмы)
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Суборова Татьяна

Одним из средств воспитания детей дошкольного возраста являются мультфильмы, которые оказывают на ребенка влияние и обладают богатыми педагогическими возможностями. Переживая разные эмоции вместе с героями, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Однако, есть большая разница в содержании разных мультфильмов, особенно отличаются между собой отечественные «старые» мультфильмы и современные. Последние у детей пользуются огромной популярностью, при этом часть их не безвредна. Между ними стоят глубокие расхождения в картине мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ura_multfilm.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

 «Ура, мультфильм!»

для детей 5-6 лет

                                                                                                            Автор-составитель:

                                                                                                            Суборова Т. А., воспитатель

             

Пояснительная записка

     Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание ребёнка. Становление личности детей происходит изначально в семье. Важную роль в воспитании играет общий уклад жизни семьи: организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции. Но в нынешнее время даже полные, гармонично организованные семьи, не всегда становятся примером для подражания. Большую часть функций воспитания берет на себя дошкольная организация.

     Детский сад вместе с семьей решает проблемы социализации личности ребенка, содержанием которой является формирование таких нравственных качеств как уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение отзываться на горе и радость других людей, проявлять гуманные чувства. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не меньше поддается негативному воздействию извне.

     Современный ребенок живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиасреде, представленной телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, к которым он проявляет большой интерес. Это не только способ времяпровождения, но и средство воспитания.

      Одним из средств воспитания детей дошкольного возраста являются мультфильмы, которые оказывают на ребенка влияние и обладают богатыми педагогическими возможностями. Переживая разные эмоции вместе с героями, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Однако, есть большая разница в содержании разных мультфильмов, особенно отличаются между собой отечественные «старые» мультфильмы и современные. Последние у детей пользуются огромной популярностью, при этом часть их не безвредна. Между ними стоят глубокие расхождения в картине мира.

  •  Советские мультфильмы в подавляющем большинстве носят морализаторский характер, эта мораль зачастую откровенно проявлена. Современные же мультфильмы не отличаются строгой моралью.
  •  Советские мультфильмы по содержанию соответствуют возрасту детей, просты и понятны для восприятия, поступки персонажей можно брать в качестве понятного детям примера или антипримера.
  •  Сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, невозвращение долгов, разборки, месть, любовно-эротическую составляющую.
  •  Современные мультфильмы содержат низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Дети используют эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно эта лексика может лечь в основу культуры речи детей. В советских мультфильмах звучит правильная, красивая речь, которая передает гамму чувств, эмоций героя.
  •  Современные мультфильмы позиционируются как легкие, веселые юмористические. Но юмор, представленный в мультфильмах, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации.
  •  Зачастую в современных мультфильмах смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение. Дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью.
  •  Советские мультфильмы разнообразны, неповторимы, у каждого героя свой характер, эмоции, голос, в этих мультфильмах звучит авторская музыка.
  •  Советские мультфильмы более просты и понятны детям, дошкольникам легче разобраться в них, что развивает мышление детей. Современные же мультфильмы, на наш взгляд приводят к поверхностному бездумному восприятию.

    Таким образом, часть современных мультфильмов обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже – антивоспитательным потенциалом. При этом правильно подобранные мультфильмы могут быть эффективными воспитателями, поскольку сочетают в себе слово и картинку, т.е. включают два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, они станут мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов. В связи с этим, мы считаем, что решение проблемы формирования у детей нравственного сознания может быть организовано с использованием советских мультфильмов.

Сроки реализации общеразвивающей программы рассчитана на  2019 – 2020 учебный год.Образовательная деятельность будет осуществляться один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут с октября по май (32 занятия).

Цель программы является создание социальной ситуации развития детей в процессе восприятия советских мультипликационных фильмов (формирование у детей старшего дошкольного возраста основ нравственного сознания, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе).                                                                                                                                  Задачи:

Создать условия для развития социального и эмоционального интеллекта детей, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, уважительного и доброго отношения к окружающим.

Формировать умение правильно оценивать поступки героев мультфильмов, а также свои поступки и поступки сверстников.

Стимулировать готовность детей к совместной деятельности, развивать умение разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.

Формировать сознательное отношение родителей к проблеме отбора содержания мультипликационных фильмов для детей.

Ожидаемый результат

1. Сформированы нравственные качества личности ребенка.

2. Сформировано нравственное отношение к окружающему.

3. Повысился интерес к советским мультипликационным фильмам.

4. Повысилась компетентность родителей при отборе содержания медиасреды для восприятия ребенком.

Содержание программы

1 этап (вводный), сентябрь

1. Педагогическая (вводная) диагностика развития детей (уровень развития нравственного сознания, нравственного поведения, эмоциональной уравновешенности)

2. Беседа с родителями (проводится на родительском собрании).Цель: показать необходимость отбора мультфильмов для домашнего просмотра, а также мотивировать к участию в проекте.

2

2 этап (основной), сентябрь-апрель

Основной этап представляет собой еженедельную совместную деятельность, которая включает в себя просмотр советских мультипликационных фильмов по разным направлениям воспитания с последующим анализом содержания (в форме беседы) и выполнением различных творческих заданий (рисунки, поделки, сочинение стихов)

Нравственное воспитание

20

Дружба, взаимопомощь, добрые поступки - 10

Честность, справедливость,  желание говорить правду - 3

Забота о слабых, чуткое,

бережное отношение к

животным - 7

Волевые качества человека

4

Интеллектуальные способности

4

Трудовое воспитание

3

                                                                                                                                  Итого

31

3 этап (заключительный), май

1. Итоговая диагностика развития детей.

1

 2. Праздник, где дети участвуют в мультипликационной викторине, совместно с родителями готовят поделки и рисунки для выставки «Мой любимый герой».

1

Структура совместной деятельности:

1. Просмотр мультфильма

2. Беседа с элементами дискуссии о содержании мультфильма:

- Тебе понравился этот мультфильм?
- О ком он?
- Почему он (персонаж) так поступил?
- Почему именно так назвали этот мультфильм?
- Зачем хотели показать нам эту историю?

- Как бы ты поступил на месте главного героя? (Какой выход из ситуации можно подсказать главному герою?)

- На кого из персонажей мультфильма ты хотел бы походить? Почему?

- Что случилось бы если…?

Календарно-тематический  план образовательной деятельности

                      Мероприятия

Сроки

Воспитательный эффект

Диагностика развития детей

Беседа с родителями

1-2 неделя сентября

Выявлены особенности нравственного развития детей.

Нравственное воспитание

"Палочка - выручалочка"

3 неделя сентября

- Развитие чувства дружбы, взаимопомощи, гуманного отношения к окружающему.

- Развитие стремления к хорошим, добрым  поступкам

«Чучело - Мяучело"

4 неделя сентября

"Мой друг зонтик"

1 неделя октября

"Птичка Тари"

2 неделя октября

"Самый большой друг"

3 неделя октября

"Топтыжка"

4 неделя октября

"Подарок для слона"

1 неделя ноября

"Зайчишка заблудился"

2 неделя ноября

"Чуня"

3 неделя ноября

"Была у слона мечта"

4 неделя ноября

"Пятачок"

1 неделя декабря

- Воспитание честности, справедливости, желания говорить правду, не лгать.

"Яблоко"

2 неделя декабря

"Маша и волшебное варенье"

3 неделя декабря

"Живая игрушка"

4 неделя декабря

- Развитие желания заботится о слабых

 - Воспитание отзывчивого, чуткого, бережного отношения к животным

"Мальчик и лягушонок"

2 неделя января

"Зайчонок и муха"

3 неделя января

"Ёжик и девочка"

4 неделя января

"Как ослик грустью заболел"

1 неделя февраля

"Варежка"

2 неделя февраля

"Девочка и зайцы"

3 неделя февраля

Волевые качества

"Мы с Джеком"

4 неделя февраля

- Воспитание мужества, смелости, решительности, находчивости

"Храбрый олененок"

1 неделя марта

"Мешок яблок"

2 неделя марта

"Медвежонок или тот, кто живет в речке"

3 неделя марта

Умственное

воспитание

"Мышонок Пик"

4 неделя марта

- Расширение представлений об окружающем природном мире; развитие любознатель-ности, стремления получать новые знания

 - Развитие желания научиться читать и писать

"Непослушный медвежонок"

1 неделя апреля

"Слоненок и письмо"

2 неделя апреля

«Крокодил Гена и Чебурашка идут в школу»

4 неделя апреля

Трудовое воспитание

"Маша больше не лентяйка"

1 неделя мая

- Воспитание терпения, желание трудиться, радоваться полученному результату

"Как кошечка и собачка мыли пол"

2 неделя мая

"Мороз Иванович"

3 неделя мая

- Праздник «Ура! Мультфильм»

- Организация мониторинга

     (итоговая диагностика)

 4 неделя мая

Эмоциональное завершение

 проекта.                                  Выявлены особенности нравственного развития детей (определена динамика развития и эффективность педагогических воздействий)

Мониторинг индивидуального развития детей  будет организован два раза в год (сентябрь, май)

Ф.И. ребенка

Эмоции (социальные)

Произвольность эмоций

Нравственное развитие (моральное суждение, осознание нравственной нормы)

Нравственная саморегуляция

Итого

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Критерии оценки развития детей:

4 (+)  - хорошо развита нравственность и эмоциональность

3(+)  - эмоциональное и нравственное развитие достаточное, но следует обратить внимание на некоторые его особенности

0-2(+)-недостаточно развиты нравственные качества, возможно эмоциональное неблагополучие.

Оценка уровня развития

Начало года

Конец года

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Низкий уровень  (большинство показателей недостаточно развиты)- 0-3 балла

Средний уровень (отдельные компоненты не развиты) – 4-6 баллов

Высокий уровень (показатели развиты достаточно) – 7-8 баллов

Литература

1. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Воспитание школьника - 2006. - №6. - С.28 -31.

2.Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. - 2006.

3. Воспитание и обучение детей в подготовительной группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

4. Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. // Дошкольное воспитание - 1989. - №4. -С. 88-91.

5.Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. - 2001. - №8. -С.75.

6. Дыбина, Еник, Пенькова. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. М-2008.

7.Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: Центр педагогического образования, 2008.

8. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

9. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога: издание третье. -Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультипликационных фильмов в групповой психокоррекционной работе педагога- психолога.

Приёмы снятия  внутренней напряжённости у детей в работе психолога и педагога . Описание приёмов работы с мультипликационными фильмами в целях психокоррекции и оптимизации процесса социализации д...

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов)

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ «Как правильно подходить к выбору телепередач и мультипликационных фильмов для детей дошкольного возраста».

Современные дети очень много времени проводят у экранов телевизоров или компьютеров. Как уберечь ребенка от ненужной, вредной для его несформировавшейся психики информации помогут данные рекомендации ...

Сценарий драматизации по мотивам сказки Братьев Гримм и одноименного мультипликационного фильма

Сценарий драматизации в стихах и прозе с использованием песенного материала...

Логопедическое занятие по развитию речи на тему "Домашние животные", по мотивам мультипликационного фильма "Простоквашино".

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе, с применением инновационных технологий (подача материала на интерактивной доске). Преимуществом занятия является его структура, где каждый и...

"Формирование речевых навыков дошкольников с ТНР путем использования в процессе образовательной деятельности мультипликационных фильмов" Проект "Мультипликационные фильмы наши помощники!"

quot;Формирование речевых навыков дошкольников с ТНР путем использования в процессе образовательной деятельности мультипликационных фильмов"Ключевые слова: средства мультипликации, методические ...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста: Детская студия короткометражных мультипликационных фильмов

Для дошкольников одним из интересных направлений искусства является мультипликация. Дети с удовольствием не только смотрят мультфильмы, но и создают их самостоятельно. Мультстудия – это комплекс...