Роль игры в достижении ориентиров.
учебно-методический материал
Данный материал может быть использован педагогом ДОУ для выступления на педсовете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_dostizhenii_orientirov.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова И.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад №56 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Роль игры в достижении целевых ориентиров
дошкольного образования, определенных ФГОС
Игра - основа полноценного развития ребенка, условие реализации ФГОС дошкольного образования.
Требования Стандарта к результатам освоения Основной Образовательной программы ДОО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Согласно пункту 2.7. ФГОС ДО
Игра является сквозным механизмом развития ребенка посредством которой регулируется содержание пяти образовательных областей:
- "Социально-коммуникативное развитие";
- "Познавательное развитие";
- "Речевое развитие";
- "Художественно-эстетическое развитие";
- "Физическое развитие".
Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями программы, это отражено в стандарте дошкольного образования в пункте 2.7.
С точки зрения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, 1972, Д.Б. Элькопин, 1978) истинная игра, как присущая человеческому виду деятельность, это сюжетно-ролевая игра, происходящая в воображаемой ситуации, где играющие принимают роли и взаимодействуют в рамках некоторого сценария.
К такой зрелой игровой деятельности дети становятся способны лишь в дошкольном возрасте.
К.Д. Ушинский указывал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так же он придавал большое значение совместным играм, так как в них закладываются первые общественные отношения.
Игра - это особый вид активности ребенка, позволяющий ему в безопасной ситуации накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать имеющиеся навыки.
Игра - это необходимая форма деятельности ребенка, отвечающая его природе и склонностям. Я.А. Коменская рассматривала игру как условие радостного детства и как средства всестороннего гармоничного развития ребенка.
Игра предназначена для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В процессе игр идет совершенствование психических процессов: восприятие, сообразительность, умственная активность, внимание. Формируется умение подчиняться правилам, ведь именно от точности соблюдения правил зависит результат игры. В результате игры формируется произвольное поведение, организованность.
Учитывая значимость игры для детей, воспитатель именно через нее подводит ребенка к становлению целевых ориентиров дошкольного детства
Что же включают в себя целевые ориентиры:
- Инициативность и самостоятельность (ребенок способен самостоятельно выбирать себе род занятий, партнеров, умеет воплощать свои замыслы)
- Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов мирным путем)
- Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество
- Развитые творческие способности, развитая устная речь
- Хорошо развитая крупная и мелкая моторика
- Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности
- Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.
Все эти личностные характеристики ребенок на протяжении дошкольного возраста приобретает в ведущем виде деятельности - в игре
Существует несколько классификаций игр:
- Игры, возникающие по инициативе взрослого:
обучающие (сюжетно-дидактические, подвижные, музыкально-дидактические); досуговые игры (игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);
- Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей):
самостоятельные игры (игра-экспериментирование);
сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).
- Игры, идущие от исторически сложившихся традиций (традиционные или народные).
Рассмотрим влияние различных видов игр на формирование у дошкольников умений, навыков, качеств личности, на становление целевых ориентиров.
Все подвижные игры с правилами воспитывают у детей организационное поведение, самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство коллективизма.
Дидактические игры, несущие скрытую педагогическую цель - сформировывать у детей правильную речь и одновременно дать им определенные знания, - обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, психические и, прежде всего, познавательные процессы.
В играх-драматизациях у детей воспитываются выразительность движений и речи, воображение, фантазия, творческая самодеятельность, организаторские, режиссерские качества. У детей совершенствуются внимание, зрительная ориентировочная реакция на собеседника, подражательность как основа самостоятельности.
Творческие игры формируют у детей умение выполнять правила поведения в той или иной взятой на себя роли и вне её, соблюдать требования партнерства, разрешать возникающие конфликты. Этот вид игр обогащает социальный опыт детей, способствует воспитанию и развитию у них активного поведения, самоорганизации в любой деятельности, прежде всего, в речевой.
Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, конструирование тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Постройки из строительного материала также вплетаются в ход игры. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью.
Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Ребенок, выполняя эти правила, незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями, у детей складывается желание и первоначальное умение учиться.
Таким образом, именно игра позволяет реализовывать целевые ориентиры ФГОС, которые предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС
Структура игры, виды игр , роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования....
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования
Существует множество вариантов развития ребенка, т.е. каждый ребенок развивается индивидуально, пластично, гибко и на основании этой специфичности детства невозможно требовать от дошкольни...
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС
Игра -это не только развлечение времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, но и ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша....
Статья: Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС. Целевые ориентиры дошкольного образования,определенных ФГОС-это социально-нормативные возрастные...
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.
Существует меткая народная поговорка: «Бюрократ в жизни, не доиграл в детстве». Да, если дошкольник не наиграется вволю – значит, многое мы ему недодадим, многого ему будет не хватат...
«Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС»
Роль игры у детей дошкольного возраста, определенных ФГОС...
СТАТЬЯ: Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС
Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень»...