СТАТЬЯ: Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_dlya_nsportala.docx | 15.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования,
определенных ФГОС
Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень» ().
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог так характеризовал роль детских игр:" Игра в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).
Дошкольный возраст считается классическим возрастом для игры. Именно в это период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике называется – сюжетно-ролевой. В этой игре дети берут на себя трудовые и социальные функции взрослых людей. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше запоминают, сосредотачиваются, интенсивнее мыслят. Таким образом, складывается у ребенка социальная компетентность. В совместных играх формируются коммуникативные навыки детей, их умение учитывать желания и мнения других людей, согласовывать свои действия с действиями партнеров, улаживать конфликты и пр.
Игра, как педагогическая форма способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие. Использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.
В третьем разделе Стандарта - «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» прописаны условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), а именно,
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.
Распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом:
• Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.
• Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.
• Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности.
Адекватно используя возможности детской игры, позволит успешно реализовать требования Стандарта.
¬ Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий, партнёров, умеет воплощать свои замыслы)
¬ Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)
¬ Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество
¬ Развитые творческие способности, развитая устная речь
¬ Хорошо развитая крупная и мелкая моторика
¬ Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности
¬ Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений..
Итак, мы видим, что все основные целевые ориентиры дошкольного образования могут быть достигнуты посредством игры, включенной во все виды деятельности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС
Структура игры, виды игр , роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования....
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС
Игра -это не только развлечение времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, но и ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша....
Статья: Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС. Целевые ориентиры дошкольного образования,определенных ФГОС-это социально-нормативные возрастные...
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.
Существует меткая народная поговорка: «Бюрократ в жизни, не доиграл в детстве». Да, если дошкольник не наиграется вволю – значит, многое мы ему недодадим, многого ему будет не хватат...
«Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС»
Роль игры у детей дошкольного возраста, определенных ФГОС...
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живи...
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живи...