Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Существует множество вариантов развития ребенка, т.е. каждый ребенок развивается индивидуально, пластично, гибко и на основании этой специфичности детства невозможно требовать от дошкольника конкретные достижения в образовании в конкретном возрасте.
В своей работе хочу осветить роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования , определенных ФГОС.
Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.
Игра-это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций. Игра-это умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_igra.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Лисовская А.А., воспитатель
ГБДОУ детский сад №53
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.
Целевые ориентиры дошкольного образования, определенных ФГОС-это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Существует множество вариантов развития ребенка, т.е. каждый ребенок развивается индивидуально, пластично, гибко и на основании этой специфичности детства невозможно требовать от дошкольника конкретные достижения в образовании в конкретном возрасте. Кроме того, не смотря на то, что дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования, оно не является обязательным.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
В своем выступлении хочу осветить роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования , определенных ФГОС.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, или игры с открытыми правилами – такие игры называют «творческими».
Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники.
Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных книг детям, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей- их игры будут бедными по содержанию.
Такие игры не могут двигать вперед физическое, нравственное и умственное развитие ребенка. Заимствуя содержание игр из окружающей действительности, дети, однако, не механически копируют эту жизнь, а перерабатывают впечатления жизни в своем сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют свое отношение к изображаемому. Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу, дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей.
У детей игры занимают самое большое место. Тематические игры, в большинстве случаев, подсказываются имеющимися игрушками, которые являются первичным организующим началом в играх детей. Дети быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном их отборе, чтоб они были доступными, яркими, способными побудить ребенка к полезной игре. Вовремя дать ребенку нужную игрушку- значить поддержать и оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.
Большой интерес дети проявляют к строительному материалу. Иногда по ходу игры ребенку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребенку осуществить его замыслы и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх развивает воображение ребенка, так как этот материал можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой :куклам дом, кроватку; летчику-самолет и т.д.
У детей 4-5 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием воспитателя, в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты. Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не просто идет ,а перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.
Для выполнения взятой на себя роли, ребенок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребенка на определенные игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить ее. В посуде – готовить обед или угощать из нее чаем куклу и т.д.
Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по –разному. Кубики и кирпичики изображают хлеб, пироженое или стол, стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребенка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным ,что прутик в игре может быть лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослые, познает мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребенок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления .
Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся все более устойчивыми и целеустремленными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.
В игре ребенок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.
Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.
Игра-это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций. Игра-это умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг.
Список используемой литературы:
- Воспитание детей в игре. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик – М.: Просвещение, 1983
- Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС
Структура игры, виды игр , роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования....
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС
Игра -это не только развлечение времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, но и ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша....
Статья: Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС. Целевые ориентиры дошкольного образования,определенных ФГОС-это социально-нормативные возрастные...
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.
Существует меткая народная поговорка: «Бюрократ в жизни, не доиграл в детстве». Да, если дошкольник не наиграется вволю – значит, многое мы ему недодадим, многого ему будет не хватат...
«Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС»
Роль игры у детей дошкольного возраста, определенных ФГОС...
СТАТЬЯ: Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС
Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень»...
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живи...