Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС
статья

Буслова Светлана Петровна

Структура игры, виды игр , роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Буслова С.П., воспитатель

ГБДОУ детский сад №46 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения должны перестраивать свою работу в соответствии с новыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и практике ДOУ, а также педагогических технологиях. Следовательно, педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада.

Целевые ориентиры ФГОС ДО выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Согласно ФГОС целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка, а социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка. Таким образом, для успешного обучения в начальной школе выпускник детского сада должен быть: социально отзывчивым; физически развитым; активным и любознательным; общительным и уметь взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками; контролировать свое поведение и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, владеть универсальными предпосылками учебной деятельности; решать задачи интеллектуального и личностного характера; иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

В дошкольном учреждении ребенку помогают приобрести все эти качества и умения разные виды деятельности. Игра является ведущим видом деятельности и главным педагогическим средством в детском саду. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет, постройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.

Игровая деятельность несет следующие развивающие функции:        

- коммуникативная;

- познавательная;

- развивающая;

- коррекционная;

- диагностическая.

Основные признаки игры:

1. Организованное начало игры (выбор участников, распределение ролей и действий, планирование сюжета).

2. Воображаемая ситуация (умение принять роль, превратиться в кого-то, имитировать действия персонажа и суметь ответить на 2 вопроса: Кто ты? Что ты делаешь?).

3. Обозначение пространства игры (игрушки, средообразующие предметы (ширмы, заборчики и т.д.), предметы-заместители).

4. Изменение внешнего облика (элементы костюмов, костюмы, атрибуты).

5. Организованное завершение игры: (поощрение в форме хвалебных слов, подарков, сюрпризов, аплодисментов).

Классификация игры:

  1. Игры с правилами (дидактические, развивающие, подвижные, игры-эксперименты).
  2. Творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные, имитационные, режиссерские с игрушками, музыкальные, хороводные, игры-забавы).

Игра в дошкольном учреждении используется:

- как самостоятельная деятельность детей;

- как совместная деятельность детей и взрослых;

- как часть занятия;

- как самостоятельное занятие;

- как средство коррекции;

- как средство диагностики.

Полученные в игре положительные эмоции вызывают у детей хорошее настроение, укрепляют их нервную систему, сохраняют психическое здоровье детей, способствуют позитивному отношению ребенка к детскому саду и образовательному процессу. Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и познавательной. Поэтому игра является основным средством достижения целевых ориентиров ФГОС ДО.

Игра  подготавливает  детей  к  продолжению  дела  старшего  поколения, формируя, развивая  в  нем  способности  и  качества,  необходимые  для  той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить. В.А. Сухомлинский писал: "Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС

Игра -это не только развлечение времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, но и ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша....

Статья: Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС. Целевые ориентиры дошкольного образования,определенных ФГОС-это социально-нормативные  возрастные...

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.

Существует меткая народная поговорка: «Бюрократ в жизни, не доиграл в детстве». Да, если дошкольник не наиграется вволю – значит, многое мы ему недодадим, многого ему будет не хватат...

«Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС»

Роль игры у детей дошкольного возраста, определенных ФГОС...

СТАТЬЯ: Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС

Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень»...

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живи...

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения должны перестраивать свою работу в соответствии с новыми требованиями федерального государственного...