Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Проскурякова Мария Александровна

В этом возрасте происходит резкий скачок физического развития. Ребенок может ходить, держать равновесие, баланс, выполнять движения, действия становятся координированы. К концу раннего возраста у ребенка во много раз увеличивается словарный запас, и моторика речи достигает степени автоматизма. В этот период активно развивается мелкая моторика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

  1. Ранний возраст -это период от 1 года и до 3х лет.  (Выготский. Фундаментальная психология, периодизация)

В этом возрасте происходит резкий скачок физического развития. Ребенок может ходить, держать равновесие, баланс, выполнять движения, действия становятся координированы. К концу раннего возраста у ребенка во много раз увеличивается словарный запас, и моторика речи достигает степени автоматизма. В этот период активно развивается мелкая моторика. Здесь уже сформирован и тоже доведен до автоматизма пинцетный и щипковый захват.

Переходя из младенческого возраста меняется его отношение со взрослыми, это ведет к возникновению совместной деятельности ребенка и взрослого и деятельность становится предметной. Мотив этой деятельности заключается в самом предмете и его употреблении. Общение развивается интенсивно и становится речевым.

Таким образом, зная особенности детей раннего возраста мы можем строить работу с ними по тем направлениям, которые являются актуальными своевременными в этом возрасте. И как мы можем судить из вышесказанного главным направлением является развитие моторики: моторики речи, крупной моторики и мелкой моторики.

Если с крупной моторикой всё довольно просто, мы создаем развивающую среду в соответствии с особенностями возраста (ребенку надо активно двигаться, осваивать пространство, быть физически активным и у нас для этого есть гимнастика утренняя, физкультура, подвижные игры, в группах есть каталки, мячи, различные дорожки) и ребенок в самостоятельной деятельности поддерживает этот интерес, то с моторикой речи и мелкой моторикой все немного сложнее.

  1. Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять точные действия, тонкие движения руки.

Почему важно развивать мелкую моторику и как она связана с речью?

- Современное общество достаточно автоматизировано. Стирать руками не приходится, застежки – липучки, чаще всего нужно только нажать на кнопку и действие будет выполнено. Очень много школьников с неразвитой моторикой

- Мелкая моторика тесно связана с нервной системой ребенка, имеет прямое отношение к психическим функциям: память, внимание, мышление. Чем выше двигательная активность ребенка, тем он лучше развивается.

- Доказано, что движения пальцами влияют на центр моторики речи в головном мозге ребенка, так как они находятся очень близко и стимулируя зону мелкой моторики мы стимулируем зону моторики речи (зона БрокА, зона Вернике)

-Ну и конечно же поднятие настроения ребенка и формирование у него ситуации успеха

  1. 1. Мелкие предметы и отверстия:
    Следующий вид игр, которые отлично развивают мелкую моторику, заключается в следующем: ребенку предлагают опускать мелкие предметы (монетки, фасолины, крупы и т.п.) в мелкие отверстия, раскладывание предметов
    - Кормить голодную птичку зернышками.

2. Сенсорный куб. 

Состоит из 6 решеток для раковины, на каждой стороне имеются игры, носящие различные цели. Внутри шарики разных форм, колокольчики, перышко. Прищепки, шнуровки

3. Раскопки и рисование на манке.
Для игр понадобится поднос на котором насыпана манка. Можно рисовать вместе с мамой, например, лучики для солнышка, дождик и т.п. 
Кроме рисунков, в манке можно проводить раскопки. Это очень полезно, так как во время таких "раскопок" ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.

- Положите на поднос лист бумаги на котором нарисован один или несколько рисунков и присыпьте этот лист манкой. Пусть ребенок по просьбе мамы отыщет картинку, спрятанную в крупе.
- Ну а можно просто предложить ребенку самому поиграть с подносом с манкой – дети редко отказываются от такой затеи.

4. Игры с прищепками.
Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество!
- Конструирование из прищепок. С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики у солнышка и т.п.
- Сортируем прищепки по цвету.
- Также с помощью прищепок можно учиться перекладывать разные материалы. Это кажется очень простым занятием, но не для детей 2 лет – очень редко кому удается все правильно сделать с первого раза!
- Кормим птичек червяками (попросите ребенка переложить "червячков" в тарелочку к птичке используя прищепки)


6. Подготовка руки к письму – рисуем линии.
Когда ребенок выполняет задания по типу "нарисуй линию", он достигает сразу трех целей:
- развивает мелкую моторику;
- готовит руку у письму;
- учится рисовать (ведь малыши в 2 года в основном рисуют спонтанно, а говоря проще - просто калякают на бумаге. Линии и точки - это самые первые их рисунки, которые им под силу сделать осознанно).

Не спешите сразу давать ребенку сложные задания, в которых характер линий уже задан.
Такие задания малыш будет рисовать где-то после трех лет. Пока же ему проще выполнять задания, в которых характер линии не определен.
- можно рисовать горизонтальные линии:
- вертикальные линии (искупай слонят):
- косые линии (помоги мишкам добраться до мамы):
Ближе к 3 годам можно предложить рисовать кружочки и округлые линии.

7. Сортируем крупу.
Сортировка крупы не только развивает пальчики, но и развивает математическое мышление. Но если честно, в отличие от Золушки, многим детям очень скучно отделять фасоль от гороха и раскладывать их по разным коробочкам. И тут на помощь мамам могут прийти сюжетные игры: 
- накорми курочку, петушка, цыпленка (втыкаем крупу в тарелочки из теста – курочке – горох, петушку – фасоль, маленькому цыпленку – самые маленькие зерна – гречку).
- помоги зверям добраться до домиков – выложи дорожки "камешками". У медведя ноги большие – ему кладем самые большие камни (фасоль), лисичке - камушки поменьше (горох), ну а белке – самые маленькие (гречка).
- по такому же принципу можно играть в огород - помогать зайке высаживать семена на грядках (фасоль отдельно, гречку отдельно и т.п.).
Сортировка крупы в таких играх становится намного веселее, правда?

8. Ищем мелкие предметы в воде и крупе.
Игры с крупой и водой хороши не только тем, что они развивают мелкую моторику, но и тем, что они необыкновенно успокаивают и снимают стресс. Искать предметы в крупе и воде можно со смыслом.
- найди в крупе все «конфеты» и сложи каждую на свою тарелочку (выполняем сортировку по цвету);
- вылови бусинки или мозаику из воды и разложи их по цветам;

9. Моталочки

Развивают и за счет граней карандаша

Щипковый захват


10. Лепка.
Лепка из теста – королева среди всех игр по развитию мелкой моторики у детей. К тому же большинство малышей просто обожают лепить!
С ребенком 2-х лет можно осваивать следующие приемы лепки из теста и пластилина:
- лепить пирожки с начинкой.
- лепить колбаски (и превращать их в червяков, гнезда для птиц, бревна на крыше, полоски котенка и и т.п.).
- лепить шарообразные предметы (типа колобков). Они могут превращаться в мячики, воздушные шарики и т.п.
- осваивать технику размазывания пластилина:
- очень удобно работать со специальными альбомами для лепки для детей от 1 до 3 лет.

11. Световой стол

         Игровой сеанс проводится в затемненной комнате. В ходе сеанса допускается использование музыкального сопровождения (например, Дэвид Сан «Спокойствие», серия «Наедине с природой» и др.). Можно предложить ребенку воспользоваться цветными стеклянными камешками, предназначенными для оформления аквариумов.

-в качестве одного из элементов вхождения в контакт с ребенком;

-в индивидуальной работе с детьми;

-как часть проводимого воспитателем комплексного занятия по любой лексической теме;

-для укрепления мышц рук и разработки суставов в работе с детьми (рисование песком
благотворно влияет на эмоциональное состояние, способствует снятию мышечных зажимов).

 12. Пальчиковые дорожки

«Пальчиковые шаги» — это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.
Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы — разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук.

Список литературы:

Л.С.Выготский. Психология развития ребенка.

Елена Янушко  Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.

Елена Янушко  Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года

О.И. Крупенчук Пальчиковые игры для малышей

Кольцова М. М. Ребенок учится говорить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как основы познавательно-речевого развития»

Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребёнка....

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...