методическая копилка по малым формам фольклора
методическая разработка
методическая копилка по малым формам фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_kopilka_po_malym_formam_folklora.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека подвижных игр
Игра «Уголки» Игра «Уголки». Она вырабатывает внимание, ловкость, чувство такта, здесь перебежки сопровождаются подпевкой. Подпевки имеют место в народных играх: Мышка, мышка Продай уголок За шильце, за мыльце За белое полотенце, за зеркальце! После этих слов все играющие меняются уголками, а водящий старается занять освободившийся уголок. | Игра «Башмачки» Игра «Башмачки» развивает у детей аккуратность, быстро и правильно обуваться. Суть игры состоит в том, что дети снимают свою обувь и составляют с другой обувью, чтобы не очень легко было отыскивать пару. Затем все вместе проговаривают текст; Вот сидит малыш До чего же хорош До чего же хорош - Ну, а ножки то босы! Раз, два, три, К башмакам беги! Игра считалась законченной, когда все дети находили и аккуратно надевали свою обувь. |
Игра «Золотые ворота» Проходите детвора Первой мать пройдет Всех детей проведет Первый раз - прощается Второй – запрещается А на третий раз Не пропустим вас! | Игра "Гуси, вы гуси" Ребёнок садится на стульчик и надевает шапочку волка, все дети выстраиваются в линию. Воспитатель: Гуси вы, гуси, Красные лапки! Где вы, бывали, Что вы видали? Дети: Мы видали волка. Он унёс гусёнка. Да самого лучшего! Да самого большого! Воспитатель: Гуси вы, гуси, Красные лапки! Щипите вы волка. Спасайте гусёнка! Дети подбегают к волку и забирают гусёнка. Затем все садятся на свои места |
Игра «Тетери» В центре круга чашка Как на нашем на дугу Стоит чашка творогу. (Дети ходят по кругу.) Прилетели две тетери, Поклевали, улетели. Дети поднимают сплетенные руки, тетери летят к чашке. На слово «улетели» тетери стараются быстро вылететь из круга, а ребята на окончание слова закрывают «воротики». Пойманный ребенок выбирает новую тетерю. | Игра «Ручеек» Цели: продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе. Ход игры. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше участников, тем веселее игра. |
Игра «Чехарда» Цели: совершенствовать умения детей перепрыгивать через препятствия; содействовать развитию настойчивости в преодолении трудностей; способствовать укреплению связочно-мышечного аппарата. Ход игры. Встаньте друг за другом с промежутками до пяти шагов. Голову пригните и сами присядьте, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний разгибается и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди, опираясь руками о его спину. Играющие постепенно выпрямляются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Кому прыжок не удастся, выбывает из игры. | Игра «Молчанка» Все садятся и хором произносят: Первенчики, бубенчики, Летали голубенчики По свежей росе, По чужой полосе. Там чашки, орешки, Медок, сахарок, Молчок! Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т. д.
|
«Прятки» С помощью считалки выбирают водящего. Он закрывает глаза и считает до 10. Остальные играющие в это время должны спрятаться. Далее водящий начинает искать спрятавшихся игроков, и тот кого он найдет первым становится водящим. Далее игра продолжается тем же образом но с новым водящим. С помощью считалки выбирают водящего, ему завязывают глаза. Он считает до 10, а в это время все разбегаются и прячутся в комнате. Далее водящий пытается кого-нибудь найти, а играющие помогают ему словами «тепло», «холодно». В то время, когда водящий ищет, никто не имеет права передвигаться. Тот, кого водящий найдет первым становится новым водящим. Далее игра продолжается тем же образом но с новым водящим. | Игра "У Медведя во бору" Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами: У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, И на нас рычит. После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-нибудь. |
Игра «Волк во рву» Для игры понадобится нарисовать две параллельные линии на расстоянии 1-1, 5 метра друг от друга, между этими линиями будет ров. Во рву сидит водящий – волк. Участники игры встают на одной из сторон рва. По сигналу водящего участники перепрыгивают через ров. Волк в это время их старается поймать, но изо рва он выходить не может. Все те, кто наступит в ров или кого поймает волк, становятся помощниками волка и стараются поймать остальных участников. | Игра "Горшок" На ровном и открытом месте ставят горшок, повернутый кверху дном и прикрывающий дары, предназначенные в награду удачливому игроку. В двадцати шагах от него располагается один из играющих. Ему завязывают глаза и дают палку в руки: задача в том, чтобы дойти до горшка и разбить его палкой. Каждому дозволяется перед завязыванием глаз вымерить шагами расстояние до горшка и встать лицом к нему. Но прежде чем двинуться, игрок должен три раза оборотиться на месте. Когда игрок полагает, что дошел до гор. |
Игра "Иван" (старинные русские народные игры) Для этой игры используется специальная считалка для выбора водящего: Иван с косой, Не ходи босой, А обутый ходи, Себе лапти сплети. Если будешь ты обут - Волки, лисы не найдут, Не найдет тебя медведь, Выходи, тебе гореть! Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе. «Звери» переговариваются с ним: Иван с косой, Не ходи босой, А обутый ходи, Себе лапти сплети. Если будешь ты обут - Волки, лисы не найдут, Не найдет тебя медведь, Выходи, тебе гореть! Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе. «Звери» переговариваются с ним: - Иван-косарь, что ты делаешь? - Траву кошу. - А зачем косишь? - Коров кормить. - А зачем коровы? - Молочко давать. - А зачем молочко? - Сырцы делать. - А зачем сырцы? - Охотников кормить. - А зачем охотников кормить? - В лесу зверей ловить! «Звери» быстро разбегаются кто куда, а «Иван-косарь» бежит их искать и ловить. Поймав кого-нибудь из «зверей», он должен отгадать, какой это «зверь». Если отгадает, пойманный выбывает из игры, а «Иван-косарь» ищет остальных спрятавшихся «зверей». |
Картотека пальчиковых игр
«Чаепитие» Исходное положение: сидя на ковре, на коленях. Медвежата, не скучая, Пьют вторую чашку чая (растираем ладошки между собой до тепла) С сушками (поднимаем вверх большие пальцы) Ватрушками (указательные пальцы) Крендельками и блинами (средние пальцы) А еще с вареньем (безымянные пальцы) И с вкусненьким печеньем (мизинцы) Любят наши медвежатки Выпит чая по две чашки. (растираем ладошки между собой). | «Я пеку, пеку, пеку». Игра в ладошки Я пеку, пеку, пеку, пеку Деткам всем по пирожку, А для милой мамочки Испеку два пряничка. Кушай, кушай, мамочка. Вкусные два пряничка. А ребяток позову, Пирожками угощу. |
«Сапожки» Наденем на ножки. Теплые сапожки. (наклоняются, указывают на ноги) Этот – с правой ножки, Этот – с левой ножки. На руки рукавички, (поднимают руки вверх) Теплые сестрички. (крутят ладошками) Шубки и пальтишки. (надевают пальто) Теплые штанишки. | Игра «У дедушки Абрама...». Описание: взрослый читает потешку, сопровождая ее движениями. Дети повторяют. У дедушки Абрама десять сыновей, Сгибать поочередно пальцы обеих рук. Десять сыновей, десять дочерей. Распрямлять пальцы веерообразно. Все с огромными ушами Махать растопыренными ладонями около ушей. И с огромными глазами. Хлопать пальцами возле глаз. И не пили, и не ели, Имитировать кормление ложкой и отрицательно качать головой. Все на дедушку смотрели. Хлопать пальцами возле глаз. А дедушка делал так... Показать ребенку какой-нибудь жест и попросить повторить его. |
«Пять братьев – пальчиков» Пусть малыш соберёт пальчики в кулачок. «Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! (начинайте отгибать пальчики) Этот пальчик - гриб нашел, Этот пальчик - чистит стол, Этот - резал, Этот - ел. Ну а этот лишь глядел!» | «Сорока – белобока, кашу варила». «Сорока-белобока Кашу варила (делайте круговые движения пальцем по ладошке ребенка), Деток кормила (начинайте загибать по очереди пальчик, начиная с указательного): Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. «Ты дров не рубил, Кашу не варил, На стол не накрывал, Всех не созывал! Кашу сами мы съедим, А лентяю не дадим!» |
«Птички-невелички» Скрестите большие пальцы рук и изобразите крылья, приговаривая: «Птички-невелички по небу летели, По небу летели, на ладошку сели! (накройте ладонью ладошку) Будем птичек привечать, будем птичек величать! (погладьте ладонью ладошку) А воробушка узнаем, сразу милого поймаем. (погрозите пальцем) Будет петь для деточки в золочёной клеточке Воробушек, воробушек, воробушек». | «Как у нас семья» Как у нас семья большая да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно) |
«Яблочко» Катилось яблочко по огороду - сложите руку в кулак и покрутите кулаком. И упало прямо в воду – бульк!- уроните руку вниз. | «Дождик» Дождик, дождик, посильней, - машем открытыми ладошками вверх – вниз. Будет травка зеленей, - ставим на стол открытые ладошки растопыренными пальчиками вверх. Вырастут цветочки на кругленьком лужочке! - свёрнутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы. |
«Жук, жук» Жук, жук не жужжи!- изображаем жука с длинными усиками. Где ты прячешься, скажи!- разводим руками в стороны и пожимаем плечами. Мой дом под кустом,- изображаем ладонями крышу. Под берёзовым листом!- опять одной рукой изображаем жука, а второй – листик, под который и залетает жук. | «Муха строит дом» Ох, ох, что за гром?- ладони к щекам. Качаем головой из стороны в сторону. Муха строит новый дом - изображаем ладонями крышу. Молоток: стук – стук, - изображаем рукой движения молотком. Помогать идёт петух - двумя пальцами изображаем ноги, показываем, как идёт петух –важно, вразвалочку. |
«Кораблик» По реке плывёт кораблик, он плывет из далека, - сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения. На кораблике четыре очень храбрых моряка.- Показываем поднятые вверх четыре пальца. У них ушки на макушке, - поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями. У них длинные хвосты - приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком. Не страшны им только кошки, только кошки да коты. Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим. | «Тетери» Как на нашем на лугу - разводим руки в стороны, изображая простор. Стоит чашка творогу - ладони вместе – горстью. Прилетели две тетери - машем пальчиками обеих рук, «слетаемся» с разных сторон в середину. Наклевались, улетели - указательный и средний палец – клювы – тыкают в сложеннуюгорстью вторую ладонь. |
«Синий чиж» По дубочку постучишь - стучим кулачком по столу. Прилетает синий чиж - машем «крыльями». У чижа, у чиженьки хохолочек рыженький. Поднимаем вверх четыре пальца и делаем пальцами волнообразные движения, пёрышки на хохолке «развеваются». А на лапке маленькой сапожочек аленький. Указательный палец одной руки поставить на стол и кончиком пальца другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку. Чиж под солнышком летал и головкою кивал. Машем «крыльями», киваем головой. | Ах ты, радуга-дуга…» Ах ты, радуга-дуга, ты высока и туга! Соедините руки в замок, поднимите их над головой и покачайте из стороны в сторону. Не дай дождичка, - машем открытыми от себя ладонями из стороны в сторону, изображая отказ. Дай нам вёдрышко - ладони горизонтально, как бы подставляем ладони под дождь. Чтобы деткам погулять, чтоб теляткам поскакать, В такт стихам качаем головой из стороны в сторону, как бы напевая песенку. Нужно солнышко – колоколнышко! Поднимаем руки вверх, растопырив пальцы, - изображаем солнышко. |
«Шла собака через мост…» Шла собака через мост, - изображаем всеми пальцами шагающую собаку – средний палец оттопырен вперёд (голова), остальные идут по столу. Четыре лапы, пятый хвост - показываем четыре пальца, поднятые вверх, большой прижат к ладони. На слово «пятый» зажимаем все пальцы, а большой поднимаем вверх. Если мост обвалится, Две ладони оставьте вместе тыльной стороной вверх, ладони касаются кончиками пальцев – это будет мост. Изобразите, как мост обваливается. То собака свалится. Разведите руки в стороны и пожмите плечами, как бы изображая удивление, недоумение. |
Картотека потешек при организации художественно – эстетической деятельности
Кисточки Выбираем пальчик для занятий. Будем рисовать сейчас! Где тут кисточки у нас? Вот они! Стоят как дружно! Из пяти одну взять нужно. Эта кисточка толста. Эта, как кусок хвоста, Эта вовсе, как мочалка, Эту, новенькую, жалко! А вот эта хороша Для любого малыша. | Мостик Рисуем дугу. Теремок за речкой. В нем живут овечки. С бережка на бережок Не добраться за прыжок. Козлик попытался - Бух! И искупался! А пойдем мы в гости - Нарисуем мостик. |
Море Рисуем волны. Нарисуем мы волну, А потом еще одну - Вот как на просторе Разлилося море! По волнам корабль плывет, В путешествие зовет. Ветер наколдуем - Паруса надуем! | Тропинка Рисуем извилистую линию. Заблудившимся в лесу Ты тропинку нарисуй. Мимо дуба, мимо елки, Мимо мишки, мимо волка. Мимо зайки и лягушки Прямо к солнечной опушке. И тогда Степан с Кузьмой Прибегут по ней домой. |
Турник Рисуем линию в форме буквы "П". Просит культурист-качок: "Нарисуй мне турничок, Без него скучаю, Мышцы не качаю! С ними я сильней, чем слон - Настоящий чемпион. Мне без них в спортзале Не дадут медали!" | Лесенка Рисуем ступеньки лесенки. На крылечке Васька-кот Чудо-песенки поет. Рядом мышки пляшут, Хвостиками машут. Чтоб послушать песенку, Нарисуем лесенку: Раз, два, три, четыре пять! А теперь кота погладь! |
Горы Рисуем уголки пиками вверх. Средь пустой долины Нету гнезд орлиных. Нарисуем горы Выше, чем заборы! В снежных шапках или без - Аж до самых до небес. Пусть орлы садятся И на них гнездятся. | Улиточка Рисуем спираль. Просит слизень: "На спине Нарисуй-ка домик мне С печкой и калиточкой - Стать хочу улиточкой! Я, куда ни поползу, Дом с собою повезу! Чуть кто на дорожке - Спрячу в домик рожки." |
Пешеходный переход "зебра" Рисуем параллельные линии. Где машинок едет много, Сложно перейти дорогу. Просит Вова-пешеход: "Нарисуй мне переход - Расчерти дорогу броско В ярко-белую полоску. И тогда машины встанут, Мне бибикать перестанут". | Солнышко Рисуем окружность и "лучики". Нарисуем желтый круг, После лучики вокруг - Пусть на белом свете Ярче солнце светит! На детей и на цветы, Смотрит солнце с высоты, Чтоб росли скорее Их теплом согреет. |
Туча Рисуем контур тучи и капельки-точки. Тучу толстую с дождем Сизым цветом обведем. Брюшко пощекочем - Туча загрохочет: "Трам-бам-бам! Тарарам! Вот сейчас я вам задам!" "Кап-кап-кап!" - дождь льется. Зонт раскрыть придется. | Кит Рисуем прерывистые дуги. Чудо-юдо-рыба-кит В море островом стоит. Море синее плескает, Из ноздри фонтан пускает. Ну-ка быстро нарисуй Много-много синих струй - Вся должна водица В море возвратиться. |
Картотека потешек в режимных моментах
При умывании Водичка, водичка Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. | Ай лады, лады, лады, Не боимся мы воды. Чисто умываемся, Маме улыбаемся. Ты всегда перед едой Руки чисто с мылом мой! |
Лады, лады, ладушки. Мы помыли лапушки, В чистые ладошки, Вот вам хлеб и ложки. | Нужно мыться непременно |
Щечки мыли? Глазки мыли? Ручки мыли? ДА!!! И теперь мы чистые- Зайчики пушистые! | Теплою водою |
Теплая водичка Я сегодня утром рано | Кран, откройся! |
Эх, водичка хороша, | Загадки, используемые при умывании Ускользает, как живое, Но не выпущу его я, Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло) |
Мойдодыру я родня, Отверни-ка ты меня, И холодною водою Живо я тебя умою. (Кран) | Посмотрите, посмотрите, Моет в речке и в корыте. Почему ж оно всегда Только там, где есть вода? (Мыло) |
Вафельное полосатое, Гладкое и лохматое, Всегда под рукою – Что это такое? (Полотенце) | Полно корыто Гусей-лебедей намыто. (Зубы) |
При одевании Вот они, сапожки: Этот с правой ножки, Этот с левой ножки. Если дождичек пойдет, Наденем галошки: Этот с правой ножки, Этот с левой ножки. Вот так хорошо! Завяжу потуже шарф, Будем делать снежный шар. Шар покачу, гулять хочу | Раз, два, три, четыре, пять Собираемся гулять. Если хочешь прогуляться, Нужно быстро одеваться, Дверцу шкафа открывай, И одежду доставай. |
Идет Бай по стене, Несет короб на спине. В коробе сапожки – Ване на ножки Топать по дорожке. Хороши сапожки Не замерзнут ножки. | Посмотри, на улице Стало холодать. Пришло время кофточку Деткам надевать. |
Наша Маша маленька, На ней шубка аленька, Опушка бобровая, Маша чернобровая. Собери носок в гармошку, И надень его на ножку. Ты другой носок возьми Точно так же натяни. А теперь скорей вставай И штанишки надевай. | Тушки-тутушки Где твои ушки? Ушки в шапке, Не достанут лапки Чтобы ушки не болели Быстро шапочку надели. А потом и куртку Для длительной прогулки |
Завязала Настеньке Шарфик полосатенький. Наденем на ножки Валенки-сапожки. И пойдем скорей гулять, Прыгать, бегать и скакать | Не достанут лапки Чтобы ушки не болели Быстро шапочку надели. А потом и куртку Для длительной прогулки |
Чтоб не мерзнуть, пять ребят В печке вязаной сидят. | Во время приема пищи Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку, Вкусную, пушистую, мягкую, душистую. Травка-муравка со сна поднялась. Птица-синица за зерно взялась. Зайка – за капусту, Мышка – за корку, Дети - за молочко. |
Люли, люли, люленьки, Летят сизы гуленьки. Будут гули говорить, Чем детку накормить. Полетят они в лесок И найдут там колосок, Станут кашу варить, Станут детку кормить Белой кашей с молочком И румяным пирожком. Час обеда подошел, Бери ложку, бери хлеб, Большими вырасти хотим. | А у нас есть ложки |
На моей тарелочке | Посадим на ложку Пришел кисель, На залавочке присел, На залавочке присел, Песть Оленьке велел. Гу-ту-ту, гу-ту-ту, Вари кашу круту, Подливай молочка, Накорми казачка! |
Пышка-лепешка В печи сидела, На нас глядела – В рот захотела. | |
Щи да квас для тебя у нас. Ешь Тарас, будешь выше нас! Ну давай, Алешка! | Куклу? Кормили! |
Ест собачка: ам-ам-ам | Вот и полдник подошел, |
Спасибо солнышку за свет, | Во время причесывания Расти, коса, до пояса. Не вырони ни волоса, Расти, косонька, до пят, Все волосыньки в ряд. Расти, коса, не путайся, Дочка, маму слушайся. |
Чешу, чешу волосоньки, Дружат волосы с расческой, | Хоть с тобой я ссорюсь часто, Без тебя нельзя сестричке |
Перед сном Баю-баю, баиньки Люли- люли, люленьки | Тишина у пруда, |
Спят медведи и слоны, | Горшок Это что стоит? Горшок! Раз-два-три-четыре-пять - Будем мы штаны снимать! Присядем аккуратно. Знают все детишки: Очень неприятно Писаться в штанишки! Мы все сделаем, как надо. Мама будет очень рада! Прыг-скок, прыг-скок, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. "Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей среднего дошкольного возраста".
Именно с фольклором ребёнок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы....
Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»
Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»...
Методическая разработка "Роль малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Эта методическая разработка предназначена для педагогов работающих с детьми младшего дошкольного возраста, а также может быть интересна для родителей....
Методическая разработка конспекта «Роль малых форм фольклора в развитии речи ребенка» для детей младшего дошкольного возраста
Введение «Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью котор...
Методическая разработка "Развитие речи детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет с применением малых форм фольклора и театрализации русских народных сказок"
В методической разработке представлен практический материал и перспективные планы включения малых форм фольклора и театрализации русских народных сказок в совместную образовательную деятельность...
Методическая разработка: «Формирование речи у детей с ЗПР путём ознакомления с малыми формами фольклора».
Новизна данной методической разработки заключается в том, что предлагается использовать фольклор как основное средство, способствующее более интенсивному развитию речи ребенка, доставляющее ему п...
Методическая разработка НОД по речевому развитию с использованием малых форм фольклора «Путешествие в русскую народную сказку»
Ознакомление детей с устным народным творчеством....