Методическая разработка: «Формирование речи у детей с ЗПР путём ознакомления с малыми формами фольклора».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Новизна данной методической разработки заключается в том, что предлагается использовать фольклор как основное средство, способствующее более интенсивному развитию речи ребенка, доставляющее ему при этом большое удовольствие и радость в общении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Формирование речи у детей с ЗПР
путём ознакомления с малыми формами фольклора»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Преодоление задержки психического развития (ЗПР) является одной из актуальных проблем современной коррекционной педагогики, что обусловлено, с одной стороны, большой распространенностью этой формы психического дизонтогенеза, с другой - трудностями воспитания, образования, социальной адаптации и дальнейшей реабилитации данной категории детей.
Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР обусловливаются низкой способностью к переработке перцептивной информации, слабостью аналитико-синтетической деятельности, стереотипности мышления, инертность волевых процессов, присущие детям с ЗПР, оказывают отрицательное влияние на процесс развития речи, усвоение языковых закономерностей, формирование языковых обобщений и в целом на уровень развития языковой способности. Замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи у детей с ЗПР отмечается многими авторами. У значительного количества детей с ЗПР наблюдается вариативность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений.
Имеющиеся в отечественной науке исследования, проблемы нарушений речи дошкольников с ЗПР в основном отражают особенности звукопроизношения, употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, состояние связной речи.
Между тем в процессе овладения языком в онтогенезе способность порождать речь предопределяется уровнем сформированности процесса восприятия речи, и, чтобы правильно моделировать собственные речевые высказывания, ребенок должен обладать арсеналом языковых единиц и правилами их функционирования в речи.
НОВИЗНА данной методической разработки заключается в том, что предлагается использовать фольклор как основное средство, способствующее более интенсивному развитию речи ребенка, доставляющее ему при этом большое удовольствие и радость в общении.
ЦЕЛЬ: Направить комплексность педагогического воздействия на выравнивании речевого и психофизического развития детей и обеспечить их всестороннее гармоничное развитие через малые формы фольклора.
Основными направлениями в работе по реализации поставленной цели являются следующие задачи:
- развитие у детей познавательно-речевого интереса;
- расширение представлений об окружающем мире;
- развитие связной речи - активизация и обогащение словаря,
- совершенствование лексико-грамматического строя речи;
- развитие просодической стороны речи (выразительности,
темпа, ритма силы, голоса, дыхания);
- развитие воображения, творчества, нравственных качеств.
- формировать умение, применять полученные знания в речевом общении.
Методическая разработка базируется на программеМ.А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду», отличается изменением подхода к реализации учебного материала, более широко рассматривает вопросы ознакомления с фольклором.
Основными формами работы по реализации методической разработки являются:
- индивидуальные
- подгрупповые
- интегрированные;
- игровые и т.д.
По данным Министерства образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% обнаруживают очевидные расстройства нервно - психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, по уровню психического развития не соответствует календарному возрасту. У детей с ЗПР отмечается замедленный темп психического и речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи.
Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития. Дети этой категории являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных. При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом.
Изучив специальную методическую литературу по данной теме, я пришла к выводу, что недостаточно уделено места малым формам фольклора в имеющихся программах по работе с детьми ЗПР. К сожалению, в специальной литературе можно встретить лишь несколько общих рекомендаций о значении и использовании художественного фольклора в работе по развитию речи детей с ЗПР.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения - это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольном учреждении является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:
- расширение, обогащение и активизация словаря;
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование правильной разговорной речи.
Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад". С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение. Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.
Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это многократно указывал Е. А. Аркин. Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А фольклор, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. "Никогда не надо гасить детскую радость", - подчеркивала А. М. Виноградова. По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость-, уверенность.
Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников способствует активному развитию ребёнка с ЗПР. Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка - сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми я стараюсь наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям.
Основой методической разработки “Развитие речи у дошкольников с ЗПР посредством малых форм фольклора” является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ЗПР. Это достигается за счет использования специального литературного материала. Главная идея заключается в том, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Обыгрывая песенки, прибаутки, потешки и т.д. позволяет педагогу решать коррекционные, образовательные, воспитательные задачи. То, что ребенок с ЗПР воспринимает познавательную задачу как игровую, повышает его умственную активность.
В данной группе находятся дети разного возраста. Три ребёнка из десяти, говорят отдельные слова, что вносит определённую сложность в подачу материала. С прошлого года осталось только два ребёнка, остальные все пришли вновь. Два ребёнка тяжело проходят адаптационный период. Для подачи материала, выбирается любая свободная минута. Как правило, в режимных моментах. Обязательно в работу вовлекаются родители, для которых организовываются консультации, где я пытаюсь донести важность фольклора в жизни ребёнка.
Для того чтобы получить более конкретную информацию о знаниях и предпочтениях детей данной группы о малых формах фольклора, мною было проведено интервьюирование детей и анкетирование родителей, решающее следующие задачи:
- Выделить особенности детей с речевыми нарушениями при восприятии малых форм фольклора.
- Выявить предпочтения детей в восприятии фольклора.
- Выявить знания родителей о значимости фольклора в
Познавательно - речевом развитие детей.
.
- Проследить наличие или отсутствие противоречий между ответами детей и родителей.
- Сделать выводы на основе полученных данных
Методы исследования:
- анкетирование родителей;
- интервьюирование детей;
- наблюдение за детьми.
В результате проведенных исследований мною были сделаны следующие выводы:
- Родители детей данной группы не отдают предпочтений русскому фольклору.
- В домашних библиотеках нет места народным колыбельным, потешкам, прибауткам и т.д.
- Родители не придают значимости влияния фольклора на развитие их детей.
Из этого вытекает, что и их дети не знакомы с этим жанром литературы.
Опираясь на полученные данные, мною была выстроена модель деятельности воспитателя по данному вопросу (см. Модель деятельности педагога)
Практическое применение методической разработки.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего.Мы с детства помним: «Аты-баты, шли солдаты...» Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.
Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Свою работу я строила на следующих основных принципах:
во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
во-вторых, интеграция работы с различными направлениями, воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с окружающим, различные игры);
в - третьих, активного включения детей; в четвёртых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора, создание речевой среды.
Рассказывая потешки, я использую на первых порах наглядность, объясняю значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствую свою речь, так как подражание — движущая сила в развитии ребенка!
Использование фольклора педагога в повседневной жизни и во взаимодействии с детьми.
Использование фольклора в режимных моментах.
Умывание:
Из колодца принесла курочка водицы,
И ребята всей гурьбой побежали мыться.
***
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***
Чистая водичка умоет
Саше личико Анечке — ладошки,
пальчики — Антошке.
Когда дети умываются, можно рассказать им потешку, спрашиваю:
«Где у нас личико?
Где глазки?
Где носик и ротик?»
Дети покажут, охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть.
Расчесывание волос.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся.
Маму, дочка, слушайся.
***
Уж я косу заплету,
Уж я, русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
- Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса!
Потешки используемые во время игр с куклами.
Во время еды
Умница, Катенька,
ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
мягкую,душистую.
Травка-муравка со сна поднялась
Птица-синица за зерна взялась
Зайка за капусту, мышка - за корку.
А детки - за молоко.
Пейте, детки, молоко - будете здоровы!
***
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Кто кашу не ест,
Молоко не пьет- забодает, забодает.
***
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Либо деткам снесть?
Я и сам укушу,
Да и деткам снесу.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глазки как у смелые,
Зубки белые!
Во время игр:
У Аленки в гостях,
Два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане.
А корова- в юбке,
В теплом полушубке.
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись!
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Ай, ду-ду ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолоченная,
Песня ладная,
Сказка складная.
Выход на прогулку.
Эта потешка научит детей ориентироваться в собственном теле.
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождик подойдет
Мы пойдем в сапожках.
Наша Таня маленькая,
На ней шубка аленька.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять!
Считалка поможет детям запомнить порядковый счет. Сама процедура одевания пройдет веселее и быстрее.
Во время прогулки:
Показывая детям деревья, цветы или наблюдая за живыми объектами, можно рассказывать подходящие для этого случая потешки или заклички:
Зеленейся, зеленейся,
Мой зеленый сад.
Расцветайте, расцветайте,
мои алые цветочки!
***
Божья коровка, Черная головка
Улети на небо, Принеси нам хлеба,
Черного, белого, Только не горелого.
***
- Сосна, сосна, отчего ты
красна?
- Оттого я красна, что под
солнцем посла!
***
Воробей, воробей! Не гоняй голубей,
Не клюй песок, Не тупи носок!
***
Жук, жук, где твой дом?
Мой дом под кустом.
Ехали бояре —
Мой дом растоптали.
***
Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусочек пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепешки.
Указательным и средним пальцами дети учатся делать рожки улитки.
Эту потешку можно использовать и на прогулке, наблюдая за улиткой
Пчелы гудят - в поле летят.
С поля идут - медок несут.
А эти заклички познакомят детей с разными природными явлениями:
Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить!
***
Солнышко-ведрышко,
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
Телят да ягнят,
Еще малых ребят!
***
Ой, ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка - колоколнышка!
***
Ой, ты, зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет,
Вдоль по улице метет.
***
Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок!
Обед
Лучше использовать те же потешки, что и во время завтрака,, но стараться чередовать их
Перед сном
Баю-баю-баиньки,
прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
***
Я Баю-баю-баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Наших деток не буди.
Котя, котенька, коток.
Котя — серенький лобок,
Приходи к нам ночевать
Наших деточек качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
После сна
Можно рассказывать потешку и гладить ручки, ножки ребенка, помогая ему проснуться. Имя заменяется на собтветственное.
Можно принести в спальню игрушечного петушка и потихоньку будить детей, рассказывая потешку:
Петушок, петушок — Золотой гребешок,
Масляна головушка Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Эта потешка настроит детей на бодрящую гимнастику после сна:
Рано солнышко встает,
На зарядку всех зовет.
Если ребенок плачет
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка
Принесет орешки — Для тебя потешки
Не плачь, не плачь,
Куплю калач
Не плачь, дорогой,
Куплю другой.
Не плачь, не реви,
Куплю тебе три!
С помощью этих потешек отвлекаю ребенка, пытаюсь его успокоить. Показать игрушку белку или сделать пальцами рожки, втянуть ребенка в игру.
Использование фольклора для развития движений ребенка
Пальчиковые игры
Сорока - белобока
Печку топила,
Кашку варила.
На порог скакала.
Деток созывала.
Этому дала
Этому дала
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Ты малец-удалец.
За водой не ходил,
Дров не носил,
Кашу не варил.
И не получил!
Дети водят пальчиком правой руки по ладони левой. Потом загибают пальчики и в конце грозят.
— Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
Дети хлопают в ладоши.
Потешка не только развивает моторику рук малыша, но еще ненавязчиво учит не лениться и помогать взрослым.
Игры на развитие общих движений тела.
Поехали, поехали за грибами, за орехами...
Приехали, приехали с грибами и орехами!
Дети скачут, как лошадки, затем приседают.
Большие ноги шли по дороге: ТОП, ТОП, ТОП.
Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Дети учатся делать широкие и мелкие шаги.
Дедушке - поклон, Бабушке - поклон,
Папе - поклон, Маме - поклон,
А вам, детушки, Рост большой!
Дети выполняют наклоны вперёд .
Народные подвижные игры
Мыши водят хоровод.
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!
— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну, летите же домой!
— Серый волк под горой не пускает нас домой!
— Ну, летите, как хотите, Только крылья берегите!
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!
Как у дяди Трифона было семеро детей,
Семь сыновей. Они не пили, не ели,
Друг на друга все глядели.
Делали все так...
Водящий или взрослый показывает движения, а дети повторяют за ним Ваня,
Считалки
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы - ты пойди-ка поводи!
Шла кукушка мимо леса
- За каким-то интересом,
Инти-инти-интерес, выходи на букву «с».
Потешки для новичков
Педагогам известно, как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним можно использовать следующие потешки, подставляя в текст нужное имя:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка пригожий!
это познакомьтесь, дети, ваш новый друг.
Красные кафтанчики,
Синие карманчики,
На дубу они сидят,
Меж собою говорят
- Все про Галеньку, все про маленьку.
В результате проделанной работы у детей с ЗПР по ознакомлению с малыми формами фольклора были выявлены следующие изменения:
- Значительно повысился интерес к устному народному творчеству.
- Активный словарь детей пополнился за счёт расширения знаний и применение их в повседневной жизни.
- Сформировались навыки коммуникативного общения со сверстниками.
- Дети получили представление о русских народных играх, игрушках.
- у родителей появилась заинтересованность к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома.
В результате проделанной работы у детей с ЗПР сформировались:
- эмоциональная отзывчивость на прослушенное;
- представления об окружающем мире;
- коммуникативные навыки;
- умение применять полученные знания в речевом общении;
- дружеское отношение друг к другу;
- развился познавательно-речевой интерес;
Тематическое планирование
работы с детьми разновозрастной группы с ЗПР по теме:
«Формирование речи у детей с ЗПР
путём ознакомления с малыми формами фольклора»
месяц | тема | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие со специалистами | Взаимодействие с детьми |
сентябрь | «Здравствуй детский сад» | Анкетирование по теме: «Фольклор»; | Планирование совместной работы | Диагностическое исследование. Подборка материала по фольклору для данного возраста. |
октябрь | мини-музей «Красная изба» | Практикум на тему: «Золотые ворота». Подборка литературных произведений для книжного уголка в групповой комнате | Логоритмические упражнения «Как у наших у ворот»( муз.рук.) Психогимнастика (пед.псих.) | Экскурсия в групповом помещении по мини - музею. « Русской берёзы», д/и «Где живут звуки», д/и «Звучащее дерево». Использование фольклорного материала в режимных моментах |
ноябрь | Проект «Баю, баюшки, баю» | Музыкальная гостиная « Колыбельная для малыша» | Прослушивание колыбельных песен Игры на эмоциональную отзывчивость Составление описательных рассказов с опорой на картинку | продуктивная деятельность (отображение детьми в рисунках услышанного) «Подбери цвет краски к услышанному», «Нарисуй то, что ты услышал». Чтение художественной литературы тавка детских работ |
декабрь | «Ладушки-ладушки». | Изготовление папки-передвижки «Развитие познавательной активности дошкольников через фольклор» | Релаксационные упражнения Имитационные игры Музыкально-дидактические игры | Чтение художественной литературы Обыгрывание потешек и песенок Использование фольклорного материала в режимных моментах |
январь | «Зайка серенький сидит». | Мастер-класс « Играйте вместе с нами» | Коммуникативные игры Русские народные игры. Хороводные игры | Составление мини сказок с помощью педагога Чтение художественной литературы Разучивание закличек, калядок и их обыгрывание Использование фольклорного материала в режимных моментах |
февраль | «Игрушка в старину». | Практикум для родителей и детей «Изготовление куклы-оберега Пеленашки». Проведение совместного праздника с родителями «Широкая Масленица». | Игры на коммуникацию Пальчиковая гимнастика Игры на отработку силы голоса | Ознакомление детей с народными игрушками из дерева и ткани. Развитие у детей познавательно-речевой интерес к окружающему. д/и: «4 лишний», узнай по описанию», |
март | .русский театр | Театрализованное представление Приходите в гости к нам | Хороводные игры приговорки, песенки, п/игры. Игры на коммуникацию
| Интерактивные занятия «Путешествие во времени» с использованием ИКТ Чтение художественной литературы Использование фольклорного материала в режимных моментах |
апрель | Проект «Я кувшинчик уронила и о пол его разбила». | пополнение мини-музей изделиями из глины. | .игры на развитие эмоциональной сферы Логоретмические упражнения Фонопедические упражнеия | Сенсорное обследование глиняной посуды. Роспись глиняной посуды д/и «Магазин посуды» праздник День рождения Земли |
май | «Берёзонька моя белая». | Творческая мастерская по совместному изготовлению поделокиз берёзовых веток, коры, засушенных листьев. | .Хороводные игры Психогимнастика Пальчиковые игры | Мониторинг познавательно речевого развития детей |
Приложение 1.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители! Просим вас ответить на следующие вопросы для более успешной работы с вашими детьми.
1.По Вашему мнению, что такое фольклор?
2. Какие малые формы фольклора вы знаете?
3. Какие фольклорные произведения Вы читаете дома своему ребёнку?
4. Поёте ли вы детям колыбельные песни?
5. Как Вы считаете, какое значение произведения малых формы фольклора имеют в развитии ребёнка дошкольного возраста?
Приложение 2.
Колыбельные песни
Конечно, их складывали не грудные младенцы, но оценивали-то именно они. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.
"Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки...". Слова ласковые, певучие. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки-касаточки, мурлыкающий кот, говорится о тишине, покое.
В старинных колыбельных песнях упоминаются некие живые существа, у каждого из них - свои обязанности.
Пестушки
Пестушки, от слова "пестовать" - воспитывать.
Не знали в прошлом бабушки, что такое физкультура, закалка, массаж, но все, что нужно, делали - под разные песенки, шуточки-прибауточки.
В пестушках слышатся любовь, доброта. Они складные, красивые. И еще учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где - роток.
Потешки
Потом начинаются самые первые игры, потешки: "Идет коза рогатая...", "Сорока-ворона кашку варила...", "Ладушки". Здесь вместе с удовольствием ребенок получает и пользу.
Скороговорки, или чистоговорки, учат произносить звуки, развивают органы речи, память.
Игры
Ребенок растет и уже сам заводит сложные и подвижные игры, пляски, хороводы. Все это сопровождается игровыми песенками, приговорками, выкриками.
Если во время игры, например в прятки или пятнашки, надо выбрать того, кто будет водить, используют считалки.
Каждая игра имеет свои приговорки и песенки.
Дразнилки
Есть специальные дразнилки. "Бабка-ежка, костяная ножка!...". Дразнилки сложены почти на все русские имена. Но чаще дразнилки высмеивают жадных ребят, хвастунов, воображал, достается плаксам, трусам, ябедам. Не только взрослые учат уму-разуму. Но дети и сами все время воспитывают друг друга, исправляют недостатки.
Поддевки
Это такая умственная игра - кто кого перехитрит, кто более находчивый, у кого фантазии больше.
Загадки
У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода - охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок.
В наши дни широкое распространение получили шуточные загадки, основанные помимо смекалки и на путанице похожих по звучанию слов.
Страшилки
Задача страшилки - попугать слушателей. Психологи считают, что для нормального развития ребенка ему нужны иногда такие душевные встряски. При этом важно, чтобы он чувствовал, что с ним ничего не случится.
Прозаические страшилки возникли давно, а начиная с 80-х гг. XX в. вдруг необыкновенно быстро распространился новый вид, близкий к страшилкам. Это коротенькие стихотворения - садистские стишки.
Нелепицы и нескладухи
В нелепицах все нарочно перепутано, перемешано, соединено то, что соединиться никак не может ("По стене ползет трамвай, волосатый, как кирпич").
Нескладухи - различные стихотворные произведения, в которых специально нарушается рифмовка.
Оба эти жанра рассматриваются вместе, потому что почти всегда, чтобы было смешнее, нескладное и нелепое соединяются в одном и том же произведении.
Школьные стишки
Школьные стишки чаще всего бывают пародией, т.е. юмористической переделкой тех произведений, которые изучают на уроке
Победить, уничтожить плохое в жизни можно прямой борьбой с ним, собственным добрым примером, а еще - смехом. Смех - верный признак силы и душевного здоровья.
Анекдот
Веселья, юмора, насмешки в детском фольклоре - сколько угодно. Одни анекдоты чего стоят! Существует огромное количество взрослых анекдотов. Некоторые из них попадают и в школу, и даже в детский сад. При этом ребята часто такие анекдоты переделывают, приспосабливают к своим собственным понятиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по ознакомлению детей 1 мл.гр.с малыми формами фольклора
План сформирован с учетом режимных моментов. Составлен из доступных детям данного возраста потешек....
« ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА »
Педагогический опыт....
Консультация для родителей на тему: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани»
Включение малых жанров фольклора Кубани потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр, русских сказок помогает развив...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Ознакомление с малыми формами фольклора"
Дети знакомятся с жанром загадки....
Статья: «Формирование речи у детей с ЗПР путём ознакомления с малыми формами фольклора.»
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких сред...
«Формирование речевой активности у детей 2-3 лет посредством малых форм фольклора»
Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фол...
Методическая разработка "Формирование речи у детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст – это важнейшее время в комплексном развитии личности, когда происходит формирование речевых навыков. Ребенок начинает понимать общечеловеческие цен...