Методическая разработка "Роль малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Эта методическая разработка предназначена для педагогов работающих с детьми младшего дошкольного возраста, а также может быть интересна для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_lenkovoy_leny.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение здравоохранения
«Специализированный психоневрологический
дом ребенка №13 Адмиралтейского района»
Санкт-Петербург
Методическая разработка конспекта
«Роль малых форм фольклора в развитии речи ребенка»
для детей младшего дошкольного возраста
составлено воспитателем
Ленковой Е.В.
2018
Санкт-Петербург
Введение
«Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное творчество, передаваемое из века в век, из семьи в семью» Л.Н.Толстой.
Фольклор – одно из действенных и ярких средств воспитания детей, таящих огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями, такими как колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, пробуждает познавательную активности, самостоятельность, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики, поэтому важно использовать его в воспитании детей.
Фольклор обладает определенными ритмами и повторениями, несет в себе конкретные образы, что очень важно для детей младшего дошкольного возраста. Народное творчество воздействует на чувства ребенка своею выразительностью и естественностью. В силу этого оно доступно детям разного возраста и уровня развития
Потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки способствуют развитию у детей памяти, речи, понимания ритма, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к деятельности.
С помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют радость и в то же время оказывают на него воспитательное воздействие.
В работе с детьми используются разнообразные виды русского народного творчества, которые играют существенную роль в процессе развития речи.
Поэтому можно сказать что:
Русское народное творчество-фольклор способствует:
- развитию образности речи;
- формированию словаря;
- развитию речевой среды;
- развитию умения вслушиваться в речь, улавливая ее ритм, слышать отдельные звукосочетания и проникать в их смысл;
- развитию фонематического слуха;
- формированию творческих способностей;
- нравственному развитию.
Цель, задачи, методы, приемы при использовании малых фольклорных форм с целью развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель: прививать любовь к устному народному творчеству; развивать речь детей, используя малые фольклорные формы.
Задачи:
- знакомить детей с устным народным творчеством.
-учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения
-принимать участие в драматизации сказок.
-воспитывать положительное отношение к режимным моментам
( умыванию, приему пищи и т.д.) используя фольклор.
Направления в работе:
-использование фольклора на занятиях по развитию речи
-использование фольклорных произведений в повседневной жизни.
Методы и приемы:
1.Игровые методы и приемы:
- Внесение игрушек;
- Создание игровых ситуаций;
- Обыгрывание игрушек, предметов;
- Сюрпризность, эмоциональность;
- Внезапность появление, исчезновение игрушки;
- Изменение местонахождения игрушки;
- Показ предметов в разных действиях;
2. Словесные методы и приемы:
- Показ с называние игрушек, предметов;
- Просьба произнести слово за взрослым;
- Подсказывание нужного слова;
- Объяснение назначения предмета;
- Многократное повторение;
- Договаривание слова в конце фразы;
- Повторение за воспитателем;
- Пояснение;
- Напоминание;
- Использование художественного слова (потешки, песенки и т.д.);
3.Практические методы:
- Совместные действия воспитателя с ребенком;
- Выполнение поручений;
4. Наглядные методы и приемы:
- Показ предметов и игрушек;
- Наблюдение за явлениями природы и трудом взрослых;
- Рассматривание живых объектов;
- Показ образца;
- Использование кукольного театра, настольного, фланелеграфа;
- Непосредственное восприятие предмета, игрушки;
- Показ с называнием;
- Включение предмета в деятельность детей;
Методы и приемы приносят результативность в тех случаях, если применять их системно, учитывая психическое развитие ребенка, закономерности формируемой деятельности, если знать и чувствовать каждого ребенка.
Условия, способствующие развитию речи детей
- Общее психофизическое состояние ребенка;
- Педагогическая грамотность взрослого;
- Содержательная, результативная деятельность детей, которая создает благоприятные условия для развития речи;
- Использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: дидактические игры, дидактические упражнения.
- Обеспечение ребенка дидактическим материалом;
- Опора взрослого на предпочтительный интерес ребенка при действиях с предметами;
Формы совместной деятельности с использованием фольклора.
- Наблюдение;
- Игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
- Слушание художественной литературы с использованием ярких, красочных картинок;
- Сценарий развивающего общения;
- Инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
- Дидактические игры и упражнения
- Бытовые и игровые ситуации
- Элементарное экспериментирование;
Для реализации поставленных задач разработано перспективное тематическое планирование образовательной работы по развитию речи детей, используя малые формы фольклора, ознакомление с произведениями русского народного творчества в соответствии с темами познавательных занятий.
При составлении плана руководствовалась следующими принципами:
- Принцип активности и посильной самостоятельности. Создаю условия речевого взаимодействия ребенка с взрослым;
- Принцип познавательной активности. Достигаю эмоциональностью, этим поддерживается внимание детей;
- Принцип наглядности. Использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия);
- Принцип поэтапности. Меняю части занятий;
- Принцип тщательности. Подбор материала обусловленный возрастным возможностям детей.
- Принцип вариативности. Работа с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей, развитие речи, коммуникативные способности, различные игры;
- Включение детей в повседневную деятельность.
К специально организованной деятельности относятся занятия. Важно эмоционально настраивать детей перед деятельностью, проявлять интерес к их действиям, поощрять малышей за инициативность, старание, аккуратность, радоваться результатам, которых они достигли.
На первом этапе обучения речевой деятельности использовала такой прием, как объяснение, сопровождение определенными действиями. В силу своей подражательности дети копировали движения. Разговор. Интонации, обращения и ответа. При последующих повторениях, текст потешки, старались передать по-другому, с помощью других интонаций, включая в игру новых детей. Например, показывая на фланелеграфе потешку, предлагала детям самостоятельно подвигать фигурки, передовая движения персонажей. Знания, полученные на занятии, закрепляли в продуктивной деятельности. Можно привлекать детей к изготовлению персонажей потешек, прибауток.
Неоднократное использование народного творчества в играх. Значительно обогатило словарь детей, сделало их речь эмоционально-выразительной.
С целью закрепления навыков использовала дидактические игры. В игре по предложенной картинке надо было вспомнить произведение народного творчества. С помощью подобных игр дети упражнялись в чтении потешек, закрепляли навыки интонационной выразительности, учились управлять своим голосом, передавать особенности мимики, жестов различных персонажей. Широко использовались словесные игры по мотивам народного творчества. Читая потешку, предлагалось отобразить ее содержание в действиях. В результате рассказывание превратилось в увлекательную игру.
В заключении можно сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно-речевой деятельностью, расширяется и углубляется навыки ориентировки в окружающем
Результаты работы:
- У детей пополнились знания фольклорными произведениями: потешками, поговорками, русскими народными сказками, считалочками;
- Сформировано умение слушать и запоминать новые произведения, следить за развитием действий;
- Пополнился словарный запас;
Конспект непосредственнойё образовательной деятельности по художественной литературе для детей младшего дошкольного возраста
Тема» Ознакомление с малыми фольклорными формами»
Цель: развивать связную речь через ознакомление с русским фольклором;
Задачи:
- Образовательные
- Повторить выученные потешки, короткие стишки;
- Закрепить и обобщить пройденный материал;
- Продолжать обучать выразительно рассказывать стихи и потешки;
- Развивающие
- Развивать эстетическое восприятие, память;
- Воспитательные
- Воспитывать интерес к русскому фольклору, устному народному творчеству;
- Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам;
Оборудование: игрушки: сорока, кот, петушок, зайчик, механическая игрушка, маска кота, барабан, солнышко.
Словарная работа:
- Активизация - сорока-белобока, водичка, личико, глазоньки, щечки, роток, зубок, петушок.
- Обогащение - солнышко-ведрышко, масляна головушка, шелкова бородушка, детонька.
Методические приемы:
- игровые: игровая ситуация, пальчиковая игра, подвижная игра, коммуникативная игра, хоровод.
- словесные - поощрения, художественное слово, беседа.
- Наглядные - игрушки, атрибуты.
Предварительная работа: заучивание стихов и потешек, русских народных прибауток, рассматривание иллюстраций, изготовление атрибутов.
Ход непосредственной образовательной деятельности
1 часть вводная:
Воспитатель: бьет в барабан
«Барабан, ты мой дружок. Собери детей в кружок»
Дети собираются возле воспитателя.
Воспитатель: Здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики.
Дети здороваются.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру с нашими пальчиками.
Коммуникативная игра:
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики
Мы с тобой подружимся маленькие пальчики (сжимаем и разжимаем кулачки)
1-2-3-4-5 начинаем мы играть
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся»
2 часть. Основная.
Неожиданно в группе появляется сорока.
Воспитатель: Дети, кто это?
Дети: Сорока
Пальчиковая игра «Сорока-белобока»
Воспитатель: Ребята, а наша сорока-белобока кого-то испугалась, угадайте кого?
Загадка
«Выгнул спинку он дугой
Замяукал, кто такой?»
Дети: Кот.
Воспитатель: Вот он, Мурзик-кот на окошечке лежит, да на солнышке греется. А знаете, как он мурлычет?
Дети: Мур-мур.
Воспитатель: а знаете, как кушать просит?
Дети: Мяу-мяу
Воспитатель: А кто ему потешку расскажет?
1 ребенок:
«Как у нашего кота шубка очень хороша,
Как у котика усы удивительной красы,
Глаза смелые, зубки белые»
2 ребенок:
«Котя, котенька, коток,
Котя серенький хвосток,
Приди котик ночевать
Мою деточку покачать
Прибаюкивать»
Воспитатель: А чем мы кота Мурзика угостим?
Дети: молочком
Воспитатель:
«Вот я молочка налью,
Кота Мурзика напою
пей мой котик, толстенький животик».
Пока котик пьет, мы поиграем в игру
Подвижная игра «Кот Васька» (2раза)
После игры дети садятся
Воспитатель: Ку-ка-ре-ку (3раза) «Кто это?»
Дети: петушок
Исполняют русскую прибаутку «Петя-Петя петушок»
«Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что так рано встаешь, деткам спать не даешь».
Воспитатель: петушок рано встает и будит солнышко. Поможем петушку позовем солнышко?
Дети вместе с воспитателем читают потешки
1.«Солнышко-солнце
Выгляни в оконце
Посвети немножко
Дам тебе горошку»
2. «Свети. Свети солнышко,
На зеленое полюшко,
На белую пшеницу.
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек»
На окошке появляется солнышко
Воспитатель: «Солнце красное взошло,
Утро ясное пришло,
А прежде чем за дело взяться, что нужно делать?
Дети: Умываться.
Воспитатель: Каждое утро надо умываться.
Давайте расскажем потешку про водичку
«Водичка-водичка умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтобы смеялся роток,
Чтобы кусался зубок»
Воспитатель: водичку любят не только дети, но и зверюшки, кто про зайчика расскажет?
Ребенок :
«Зайчик по лесу прыг-скок,
Спрятался он под кусток,
Сидит зайка под кустом,
Куст для зайца-это дом».
Воспитатель: Ребята, зайчик приглашает поиграть вас в игру.
Подвижная игра «Карусель»
«Еле-еле-еле-еле,
Закружились карусели,
А потом , потоп, потоп,
Все бегом, бегом, бегом,
Тише-тише, не бегите, карусель остановите,
Раз, два, раз, два вот и кончилась игра».
3-я часть. Заключительная
Воспитатель: молодцы ребята, вы хорошо поиграли, а петушок для вас станцует (заводится механический петушок)
Анализ занятия в положительной форме: Что понравилось детям?
Список литературы:
- В.П.Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор» М. 2007
- Н.А.Аполлонова «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» Дошкольное воспитание №5-6 2002.
- М.М.Аленксеева «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников» М. Центр «Академия» 1997.
- В.В. Гербова « занятия по развитию речи в группе детского сада» М. Синтез 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лако...
\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...
Использование малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста
Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через:·специально-организованное обучение – на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физк...
Методическая разработка. "Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей среднего дошкольного возраста".
Именно с фольклором ребёнок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы....
Влияние_малых_форм_фольклора_на_развитии_речи_детей_старшего_дошкольного_возраста
Пословицы, поговорки, скороговорки - особый вид устной поэзии, векамишлифовавшейся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленныхпоколений. Через особую организацию, интонационную окраску,использован...
Проект "Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
В младшем дошкольном возрасте ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью....