Консультация "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность"
консультация

Кильдишева Елена Антонасо

Обмен опытом на методобъединении педагогов города (выступление - доклад)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_cherez_teatr_no1.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6

Тема: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста   через театрализованную деятельность»

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Кильдишева Е.А.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Речь детей становится более выразительной и грамотной.

В приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 115 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

- указывается на необходимость развития творческой активности детей, обеспечивающий    художественно-эстетическое развитие ребенка.

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

- формирование общей культуры личности ребенка, развитие их социально-нравственных, эстетических качеств.

Задачи:

1. Развивать устойчивый интерес к театральной  игровой  деятельности.

2. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров.

3. Обогащать и активизировать словарь детей.

4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Формы и методы работы:

1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2. Игры драматизации.

3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей.

4. Развивающие игры.

5. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).

6. Задания для развития речевой интонационной выразительности.

7. Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения.

8. Упражнения на развитие детской пластики.

9. Пальчиковые игры для развития моторики рук.

10. Упражнения на развитие выразительной мимики.

11. Упражнения по этике во время драматизаций.

12. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

13. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой,     движением, костюмом, декорациями.

Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно. Оборудуются  уголки с разными видами театра  (пальчиковый, настольный, театр игрушек (куклы би-ба-бо), театр масок). Оборудуются «Тихие уголки», где ребенок может уединиться.

 работа с детьми по театрализованной деятельности состоит из следующих этапов:

- вводная беседа. Она настраивает детей на восприятие произведения;

- чтение литературного произведения. Очень важно выразительно прочитать (рассказать) текст, интонационно выделяя диалоги действующих лиц, помогая детям определить своё отношение к героям и событиям;

- беседа по содержанию и форме произведения. Первый вопрос может выявить представления детей о жанре, к которому принадлежит данное произведение.

- повторение чтение литературного текста. Перед чтением детям даётся установка слушать внимательно, запоминать содержание;

- пересказ произведения детьми. Это основной этап работы. Следить, чтобы предложения строились грамматически правильно, содержание текста излагалось последовательно и связно.

Для снятия мышечного напряжения  используются следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения», «Передай мяч соседу».

Пальчиковые игры:  «Утречко», «Стирка белья», «Игра на дудочке», «Жили были зайчики»,  «До свидания» помогает развивать мелкую моторику.

Артикуляционная гимнастика  предлагается для обучения детей средствам речевой выразительности : «Надуваем шар», «Игра на дудочке», «Лошадка», «Чистим зубки», «Обидки». Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, требовательно).

Для развития дикции применяются скороговорки, потешки, стихи.

С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:

1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы?

Для более яркого создания образа детям необходимо владеть  пластикой и мимикой.

Для развития пластической выразительности предлагается детям:

1. Пройти по мостику через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3. Изобразить прогулку трёх зайцев, но так, чтобы все зайцы вели себя и действовали по-разному.

Большой интерес дети проявляют к  упражнениям на развитие выразительной мимики:

1. «Солёный чай».

2. «Ем лимон».

3. «Сердитый дедушка».

4. «Лампочка потухла, зажглась».

5. «Грязная бумажка».

6. «Тепло – холодно».

7. «Рассердились на драчуна».

8. «Обиделись».

9. «Мне грустно».

10. «Мне весело».

Предлагаются  детям разыграть маленькие сценки.  «Юные артисты»

Заключительная диагностика показала, что после проведенной мною работы, малыши, ранее плохо владевшие речью, стали активнее говорить со взрослыми, охотнее общались со сверстниками. А по свидетельству родителей дети дома рассказывают знакомые стихи и потешки, любят рассматривать книги с картинками, пересказывая полюбившиеся сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность»

   В последние годы отмечается  увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.  А ясная и правильная речь - залог продуктивного общения, уверенности, успешности....

Социальный проект Привлечение родителей к развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. «Театральная гостиная»

Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Работа с родителями -  одна из важнейших сторон деятельности нашего ДОУ.     Общен...

Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность

ФГОС обозначены шесть видов театрализованной деятельности в детском саду. Каждый из видов имеет несколько разновидностей. В младшем дошкольном возрасте малышей знакомят с:драматизацией (дети уже с воз...

Презентация к познавательно-творческому проекту по развитию детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"Маска"

    «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постанов...

Статья «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность в ОУ и семье»

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

Социальный проект "Привлечение родителей к развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность "Театральная гостиная"

   Театрализованная деятельность – самое увлекательное направление в дошкольном воспитании, в котором ярко проявляется принцип обучения учить играя. Благодаря ей  дети знак...