Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах проектной деятельности
статья

Гришина Татьяна Леонидовна

Развитие мелкой моторики имеет важное значение в процессе развития ребенка: улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Мелкая моторика развивает логику, память, внимание, психику, интеллект, стимулирует речевое развитие, подготавливает детей к рисованию и письму, развивает мышечный аппарат, тактильную чувствительность, повышает уверенность, помогает сосредотачиваться и расслабляться, способствует развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гришина Т.Л., учитель – дефектолог

СПб ГКУЗ «Психоневрологический дом ребенка №8

Красногвардейского района»

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

 в различных видах проектной деятельности

 (из опыта работы учителя – дефектолога)

        Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные движения. Развитие мелкой моторики имеет важное значение в процессе развития ребенка: улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Мелкая моторика развивает логику, память, внимание, психику, интеллект, стимулирует речевое развитие, подготавливает детей к рисованию и письму, развивает мышечный аппарат, тактильную чувствительность, повышает уверенность, помогает сосредотачиваться и расслабляться, способствует развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

        В своей работе по данному направлению я опираюсь на основные принципы:

- систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыков развивается многократным повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

- последовательность – от простого к сложному. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

- индивидуальный и дифференцированный подход. Подбор игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

        Методы и приемы работы:

- массаж кистей рук;

- пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры со стихами, пальчиковый театр;

- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала;

- рисование с использованием нетрадиционных техник: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой;

- конструирование из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО;

- различные виды аппликаций;

- рисование по трафаретам;

- штриховка, дорисовка, лабиринты;

- шнуровка;

- дидактические игры;

- игры с мелкими предметами, пазлы, мозаика.

        Собрано много материала для пальчиковых игр:

- природный материал (шишки, желуди, бобы, грецкие орехи, горох и пр.);

- сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью, горохом, рисом;

- игры с песком, водой;

-пальчиковый театр;

- раскраски, трафареты;

- мозаика, пирамидки, шнуровки, пазлы, бусины, пуговицы, крышки, прищепки;

- составлена картотека пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей и развития мелкой моторики рук.

        Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики, например:

- пальчиковый театр – увлекательная дидактическая игра, которая стимулирует развитие мелкой моторики, знакомит ребенка с такими понятиями как форма, величина, цвет, помогает развивать пространственное восприятие (понятия «справа», «слева», «рядом», «друг за другом» и т.п.), развивает воображение, память, внимание, мышление, расширяет словарный запас и активизирует речь, формирует творческие способности и артистические умения, знакомит с элементарными математическими представлениями. Пальчиковые игры положительно влияют на эмоциональное развитие ребенка, радуют, учат общаться. Эти игры отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы;

- пальчиковые игры с использованием стихотворного текста. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух;

- игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование: способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», формируют навыки шнуровки, способствуют развитию речи, развивают усидчивость, творческие способности, улучшают координацию движений, гибкость кисти и раскованность движений, формируют навыки завязывания шнурка на бант;

- игры с крупой и семенами. Крупа – универсальный материал, с ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр. Манка, рассыпанная на подносе, прекрасно подходит для рисования. Горох, насыпанный в кружку, использую для перекладывания по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые. Мешочки с крупой – упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук развивают внимание, память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды);

- упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию. Чтобы игра была интересна для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и т.п.);

- нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны, сушки. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок и нанизывать их на толстый шнурок, затем детали нужно постепенно уменьшать;

- работа со штампами упражняет щепоть руки: положение захвата тремя пальцами. Упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение;

- игры с водой: переливание воды из стакана в стакан, вылавливание мелких игрушек из таза с водой при помощи ложки.

        Помимо игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Все они делают руку ребенка умелой, помогают легко и свободно управлять инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию связи рука-глаз.

        Осознавая всю важность развития мелкой моторики у детей, я провожу целенаправленную, систематическую и планомерную работу в этом направлении, поскольку развитие мелкой моторики способствует развитию речи, интеллекта, оказывает положительное воздействие на весь организм  в целом, готовит  руку ребенка к письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Актуальность данной темы состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития рук и общей моторики, общая неготовность...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Леонтьева Е.С., воспитательГБДОУ детский сад №91 Фрунзенского районаСанкт-Петербурга Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах проектной деятельности  &laq...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"...