Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
проект (младшая группа)
Леонтьева Е.С., воспитатель
ГБДОУ детский сад №91 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах проектной деятельности
«Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
.Актуальность: Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно длительный, поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребенка. Л. И. Плаксина отмечает, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка.
Цель: создание условий для развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности.
Задачи:
Максимально использовать разные виды детской деятельности;
Создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики - подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
Развивать мелкую моторику рук;
Развивать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие);
Формировать волевые навыки:
Воспитывать умение работать в коллективе;
Формировать положительные эмоции.
Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
Особенность развития мелкой моторики рук
Дошкольники от 3 до 4 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильнокинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.
В 4–5 лет ребёнок предпочитает выполнять многие задания только самостоятельно. Ему интересно, как устроена развивающая доска, почему крутятся колёса и многое другое. Любознательность и тяга к познанию нового только способствуют гармоничному развитию личности. Малыш уже хорошо владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на подготовку руки к письму. Многие родители думают, что это рано для этого возраста. Не стоит путать, в 4 года никто не заставляет кроху писать целые слова или буквы, если он не проявляет интерес. К упражнениям и занятиям, описанным выше, стоит подключить новые:
• игры с песком, пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки или предметы;
• работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;
• аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной
плоскости, работать с клеем и салфеткой;
• рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка — эти навыки готовят руку малыша к письму.
Виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.
Прежде чем приступить к работе для себя определила несколько направлений:
Первое направление - развитие мелкой моторики рук через пальчиковую
гимнастику, массаж рук с использованием разнообразных предметов, дидактические игры
Игровая деятельность:
Пальчиковые игры и упражнения;
Массаж кистей рук и пальцев;
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками; Игры с верёвочкой, шнуровки.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Занятия пальчиковой гимнастикой помогают ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы,ведущей к вершинам знаний и умений
Продуктивная деятельность
Лепка, аппликация, рисование;
Раскрашивание;
Вырезание ножницами;
Познавательно-исследовательская
Конструирование из лего-конструктора;
Конструирование из бумаги;
Конструирование из природного материала;
Графические упражнения, штриховки;
Собирание конструкторов и мозаик;
Театральная деятельность. Показ разных видов театра
В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью - выявить уровень развития мелкой моторики рук. Для диагностики я использовала задания различной степени трудности. В результате диагностики: были выявлены различные ошибки при выполнении заданий. При выполнении заданий ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы. Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% - средний.
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап:
Изучение научно-методической литературы по данной теме.
Анкетирование родителей.
Выявление компетентности родителей по данной проблеме.
Обследование детей.
Выявление уровня развития мелкой моторики.
Составление картотеки игр для развития мелкой моторики
Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
2. Диагностический этап:
Диагностика воспитанников с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев каждого ребенка на момент обследования;
(Бачина О. В., Коробова Н. Ф. практическое пособие для педагогов и родителей)
Анкетирование родителей в компетентности по данной теме
3. Реализация проекта
Создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей:
Работа с детьми по всем образовательным областям:
в процессе НОД (продуктивной деятельности);
индивидуальной работе;
на прогулке;
утренней гимнастике;
самообслуживание;
использование нетрадиционных приемов
Совместная деятельность с родителями.
Подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей,
Консультация на тему: «Использование пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
Мастер-класс на тему: «Использование природного материала в работе с детьми дома». Изготовление игрушки Капитошка»
Творческая мастерская по изготовлению книги своими руками по лексической теме «Дикие животные»
4. Заключительный этап:
Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.
Диагностика развития мелкой моторики рук детей через различные виды деятельности
с использованием разнообразных форм и методов.
Количество детей:12
1. Упражнения на координацию движений
Начало года Конец года
Не сф. - 33 % (4 ч.) Не сф. - 8% (1 ч.)
Час. сф. - 50 % (6 ч.) Час. сф. - 42 % (5 ч.)
Сф. - 17 % (2 ч.) Сф. – 50 % (6 ч.)
2. Упражнения на повторение фигур из пальцев
Начало года. Конец года.
Не сф. - 33% (4 ч.) Не сф. - 17% (2ч.)
Час. сф. - 50% (6 ч.) Час. сф. - 25% (3ч.)
Сф. - 17 % (2ч.) Сф. - 58% (7ч.)
3. Работа с бумагой
Начало года. Конец года.
Не сф. - 58% (7 ч.) Не сф. - 17% (2ч.)
Час. сф. - 25 % (3ч.) Час. сф. - 33 % (4ч.)
Сф. - 17 % (2ч.) Сф. - 50 % (6 ч.)
4. Упражнения на дорисовывание
Начало года. Конец года.
Не сф. - 50% (6 ч.) Не сф. - 25% (3ч.)
Час. сф. - 25% (3 ч.) Час. сф. - 33 % (4ч.)
Сф. - 25% (3 ч.) Сф. - 42% (5ч.)
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
1. Высокий уровень: Общий результат свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним, а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности).
2. Средний уровень: Общий результат свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Низкий уровень: Общий результат свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности.
Диагностическая карта
Критерии Методы
1. Упражнения на координацию движений
1. Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.
2. Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.
3. Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
4. Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.
5. Поочередно постукивать пальчиками по столу.
6. Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.
7. Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.
8. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
9. Нанизывание пуговиц средней величины.
2. Упражнения на повторение фигур из пальцев
1. Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.
2. Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.
3. Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
3. Упражнения на повторение фигур из пальцев
1. Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).
2. Выполнить ножницами прямой разрез.
4. Упражнения на дорисовывание
1. Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.
Ожидаемые результаты:
Большим подспорьем в работе с детьми стала картотека пальчиковых игр и упражнений. В ее подготовке приняли участие и родители - поделились опытом семейного воспитания. Пополнение предметно- пространственной среды при участии родителей происходит регулярно в зависимости от возрастных особенностей детей. Такое многообразие игр позволяет детям развивать разные группы мышц рук. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются со сверстниками, пополнился словарный запас, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, ловкость, умение управлять своими движениями в различных видах деятельности умение использовать разнообразные материалы и техники; что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Используемая литература
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1997г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_otpravka.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Леонтьева Е.С., воспитатель
ГБДОУ детский сад №91 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах проектной деятельности
Проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством различных видов деятельности»
«Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Проект: творческий, практико-ориентированный.
Актуальность: Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно длительный, поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребенка. Л. И. Плаксина отмечает, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка.
Цель проекта: создание условий для развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности.
Задачи:
Максимально использовать разные виды детской деятельности;
Создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики - подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
Развивать мелкую моторику рук;
Развивать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие);
Формировать волевые навыки:
Воспитывать умение работать в коллективе;
Формировать положительные эмоции.
Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
Особенность развития мелкой моторики рук
Дошкольники от 3 до 4 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильнокинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.
В 4–5 лет ребёнок предпочитает выполнять многие задания только самостоятельно. Ему интересно, как устроена развивающая доска, почему крутятся колёса и многое другое. Любознательность и тяга к познанию нового только способствуют гармоничному развитию личности. Малыш уже хорошо владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на подготовку руки к письму. Многие родители думают, что это рано для этого возраста. Не стоит путать, в 4 года никто не заставляет кроху писать целые слова или буквы, если он не проявляет интерес. К упражнениям и занятиям, описанным выше, стоит подключить новые:
• игры с песком, пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки или предметы;
• работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;
• аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной
плоскости, работать с клеем и салфеткой;
• рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка — эти навыки готовят руку малыша к письму.
Виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.
Прежде чем приступить к работе для себя определила несколько направлений:
Первое направление - развитие мелкой моторики рук через пальчиковую
гимнастику, массаж рук с использованием разнообразных предметов, дидактические игры
Игровая деятельность:
Пальчиковые игры и упражнения;
Массаж кистей рук и пальцев;
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками; Игры с верёвочкой, шнуровки.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Занятия пальчиковой гимнастикой помогают ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы,ведущей к вершинам знаний и умений
Продуктивная деятельность
Лепка, аппликация, рисование;
Раскрашивание;
Вырезание ножницами;
Познавательно-исследовательская
Конструирование из лего-конструктора;
Конструирование из бумаги;
Конструирование из природного материала;
Графические упражнения, штриховки;
Собирание конструкторов и мозаик;
Театральная деятельность. Показ разных видов театра
В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью - выявить уровень развития мелкой моторики рук. Для диагностики я использовала задания различной степени трудности. В результате диагностики: были выявлены различные ошибки при выполнении заданий. При выполнении заданий ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы. Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% - средний.
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап:
Изучение научно-методической литературы по данной теме.
Анкетирование родителей.
Выявление компетентности родителей по данной проблеме.
Обследование детей.
Выявление уровня развития мелкой моторики.
Составление картотеки игр для развития мелкой моторики
Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
2. Диагностический этап:
Диагностика воспитанников с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев каждого ребенка на момент обследования;
(Бачина О. В., Коробова Н. Ф. практическое пособие для педагогов и родителей)
Анкетирование родителей в компетентности по данной теме
3. Реализация проекта
Создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей:
Работа с детьми по всем образовательным областям:
в процессе НОД (продуктивной деятельности);
индивидуальной работе;
на прогулке;
утренней гимнастике;
самообслуживание;
использование нетрадиционных приемов
Совместная деятельность с родителями.
Подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей,
Консультация на тему: «Использование пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
Мастер-класс на тему: «Использование природного материала в работе с детьми дома». Изготовление игрушки Капитошка»
Творческая мастерская по изготовлению книги своими руками по лексической теме «Дикие животные»
4. Заключительный этап:
Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.
Диагностика развития мелкой моторики рук детей через различные виды деятельности
с использованием разнообразных форм и методов.
Количество детей:12
1. Упражнения на координацию движений
Начало года Конец года
Не сф. - 33 % (4 ч.) Не сф. - 8% (1 ч.)
Час. сф. - 50 % (6 ч.) Час. сф. - 42 % (5 ч.)
Сф. - 17 % (2 ч.) Сф. – 50 % (6 ч.)
2. Упражнения на повторение фигур из пальцев
Начало года. Конец года.
Не сф. - 33% (4 ч.) Не сф. - 17% (2ч.)
Час. сф. - 50% (6 ч.) Час. сф. - 25% (3ч.)
Сф. - 17 % (2ч.) Сф. - 58% (7ч.)
3. Работа с бумагой
Начало года. Конец года.
Не сф. - 58% (7 ч.) Не сф. - 17% (2ч.)
Час. сф. - 25 % (3ч.) Час. сф. - 33 % (4ч.)
Сф. - 17 % (2ч.) Сф. - 50 % (6 ч.)
4. Упражнения на дорисовывание
Начало года. Конец года.
Не сф. - 50% (6 ч.) Не сф. - 25% (3ч.)
Час. сф. - 25% (3 ч.) Час. сф. - 33 % (4ч.)
Сф. - 25% (3 ч.) Сф. - 42% (5ч.)
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
1. Высокий уровень: Общий результат свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним, а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности).
2. Средний уровень: Общий результат свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Низкий уровень: Общий результат свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности.
Диагностическая карта
Критерии Методы
1. Упражнения на координацию движений
1. Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.
2. Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.
3. Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
4. Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.
5. Поочередно постукивать пальчиками по столу.
6. Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.
7. Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.
8. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
9. Нанизывание пуговиц средней величины.
2. Упражнения на повторение фигур из пальцев
1. Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.
2. Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.
3. Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
3. Упражнения на повторение фигур из пальцев
1. Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).
2. Выполнить ножницами прямой разрез.
4. Упражнения на дорисовывание
1. Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.
Ожидаемые результаты:
Большим подспорьем в работе с детьми стала картотека пальчиковых игр и упражнений. В ее подготовке приняли участие и родители - поделились опытом семейного воспитания. Пополнение предметно- пространственной среды при участии родителей происходит регулярно в зависимости от возрастных особенностей детей. Такое многообразие игр позволяет детям развивать разные группы мышц рук. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются со сверстниками, пополнился словарный запас, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, ловкость, умение управлять своими движениями в различных видах деятельности умение использовать разнообразные материалы и техники; что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Используемая литература
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"
Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....
Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности
Система работы по развитию мелкой моторики...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Актуальность данной темы состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития рук и общей моторики, общая неготовность...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:
Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:
Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...
Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"...
Обобщение опыта работы по теме: « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности »
Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников на современном этапе является актуальной, так как от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависи...