Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
статья (младшая группа)
Актуальность данной темы состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития рук и общей моторики, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования», представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.
Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv_melkoy_motoriki_u_d_doshk_vozr.docx | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Крылова Ю.М., воспитатель
ГБДОУ детский сад №35 Невского района
Санкт-Петербурга
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Актуальность данной темы состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития рук и общей моторики, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования», представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.
Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Все формы движения, свойственные человеку (от простых двигательных реакций до сложных двигательных действий и различных умений и навыков, объединяются в понятие "моторика". Различные по степени сложности движения, осуществляемые кистями и пальцами рук, называют мелкой или ручной моторикой.
Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развитияцентральной нервной системы и головного мозга.
«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторныецентры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.
Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях являются пластилин, природный материал, конструктор, мозайки и др.
Для своей деятельности с детьми я использовала то, что находится в нашей группе, без больших затрат.
Способы развития мелкой моторики.
Помимо того, что изображено на слайде можно добавить - рисование фигурных дорожек, соединение по точкам, упражнения с бумагой, которую можно рвать и мять, сортировка мелких предметов, вырезание ножницами.
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Исходя из этого, хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают детей своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха.
«Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела.
Стихотворная форма имеет соответствующий ритм, который помогает координировать речь и движения. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
Память.
Играя, пальчиками, ребёнок развивает память, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Малыш легче и разучивает и запоминает потешку, стихотворение, сказку уже после нескольких прочтений. Текст, подкреплённый действием, запоминается очень быстро и надолго, в несколько раз быстрее, чем при обычном прочтении. Ребёнок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом.
Подготовка руки к письму.
В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Сильные, умелые, ловкие пальчики малыша – это залог его будущих успехов в письме.
Внимание.
Важнейшим способом обучения и развития ребёнка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врождённой способностью и ведущим видом деятельности. Но подражание не у всех детей развито одинаково. Это зависит от умения удерживать внимание.
Воображение.
Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в образы. Невероятная фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
Артистизм.
Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а они, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети прошедшие «школу пальчиковой игры», легче овладевают динамикой жестов, более раскованы и коммуникабельны.
Первые математические понятия.
«Пальчиковая гимнастика» - это замечательный материал для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП, начиная от счёта и заканчивая такими категориями: вправо- влево, выше – ниже, дальше - ближе, длиннее-короче, больше – меньше, день - ночь и т. д. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами. Поэтому они наглядны и доступны малышу.
Рисование - одно из самых простых, но в то же время, очень полезных занятий. В процессе рисования совершенствуется моторика рук, развивается фантазия и воображение. Все маленькие дети просто обожают рисовать, через альбомный лист они познают мир и получают возможность реализовать себя в нем.
По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки.
Обводка
Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д.
Штриховка - одно из важнейших упражнений.
Правила штриховки:
• Штриховать только в заданном направлении.
• Не выходить за контуры фигуры.
• Соблюдать параллельность линий.
• Не сближать штрихи, соблюдать расстояние
Мы выполняли различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз, горизонтальные (слева направо, наклонные, «клубочками»(круговые движения руки, полукругами). Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале были крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.
ПАЗЛЫ и РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ
Увлекаясь собиранием картинки, ребенок, во-первых, учится усидчивости и терпению. Для маленьких детей эти два понятия, ранее незнакомые, постепенно укладываются в голове. Во-вторых, собирая пазл, ребенок нацелен на результат. Ему становится интересно увидеть, какая картинка получится в конце. «Запах»победы побуждает его доводить дело до конца. Таким образом, тренируется концентрация внимания. С постоянной практикой нарабатывается и наблюдательность. Поначалу малыш подставляет различные кусочки, не подумав, но с практикой он начинает понимать, как какие кусочки куда прикладывать или же, например, научится сопоставлять части картинки по цвету или размеру, объединяя их в единое целое.
Кроме того, это нехитрое изобретение развивает логическое мышление, фантазию. Ведь, чтобы собрать необходимую картинку, ребенку нужно в уме представить ее, выбрать среди кусочков подходящий, правильно его перевернуть, вставить. Только представьте, какие процессы происходят в мозге маленького ребенка! К тому же малыш должен постоянно анализировать свои действия, принимать решения.
С какой части, например, начать и чем закончить. В его голове постоянно строится алгоритм действий. Он должен научиться держать картинку в памяти целостной и разглядывать ее фрагменты в разбросанных деталях.
Развивается мелкая моторика. Картинка разрезана на мелкие части, с которыми приходится работать юному исследователю. Вставить картинку правильно представляется малышу нелегким занятием. Но постепенно к рукам придет точность, ребенок будет подходить к этому занятию осмысленно и сразу брать деталь правильно.
Лепка и Аппликация
Занятия аппликацией несут для детей большую пользу. Аппликация развивает в ребенке такие качества, как усидчивость, самостоятельность, аккуратность, терпение. Развивается мелкая моторика, потому что есть необходимость вырезать элементы, работать с мелкими деталями, раскладывать их и наклеивать.
Немаленькое влияние оказывает аппликация и на развитие творческих и умственных способностей детей. При занятии аппликацией ребенок знакомится с цветом, формой, величиной, учится различать одинаковые и разные детали, знакомится с понятиями меньше и больше. Кроме того, у детей вырабатывается творческий подход к созданию работ, развивается воображение, появляется способность выделять главное из большого количества объектов и видеть целое, которое состоит из деталей.
Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детейопределенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка.
Пальчиковый театр- это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности, т. к. театрализованные игры повышают эмоциональный подъем, жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно.
В детстве движения доставляют, кроме всего прочего, и мышечную радость. Чем младше ребенок, тем сильнее его желание двигаться, хватать все руками, переставлять и т. п. Исследователи отмечают, что развитие мелкой моторикикисти руки способствует выработки ловкости, умению управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Игры с пуговицами, бисером, крупой.
Одним из любимых детьми способов развития мелкой моторики являются игры с крупой и рисование на ней. Они не только тренируют и массируют пальчики, но также снимают нервное напряжение, успокаивают детей, развивают головной мозг. Игры с крупой стимулируют развитие чувственного восприятия, пальчики становятся более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, стимулируют процесс их речевого и умственного развития, развивают слуховое восприятие. Также у детей развивается усидчивость, аккуратность, обогащается сенсорный опыт.
Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (закрепляют знание цветов и размеров, обучают счету и др.).
А еще с ними можно делать массаж стоп и рук: опускаем ручки или ножки в коробочку с большим количеством пуговиц, водим по ним ручками или ножками, погружаем, а также пытаемся схватить пуговички пальчиками ручек или ножек.
Цели и задачи:
Развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;
развивает аккуратность, усидчивость;
способствуют развитию речи;
стимулируют способность к творчеству;
учат ориентироваться на плоскости.
Слайд 13 Мозаика, шнуровка
Мозаика – это не просто детская игра, это своего рода волшебство, в процессе которого из маленьких кусочков формируется изображение предметов или целые сюжетные картины.
Игра в мозаику тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики малыш воспитывает целенаправленность деятельность, внимательность и наблюдательность.
Ребенок учится согласованности движений, тренирует усидчивость, развиваетабстрактное и пространственное мышление. Мозаика приучает работать по определенным правилам, образцу, стремиться довести замысел до видимого результата.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки. Мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Динамические упражнения.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания.
Хорошим помощником в работе были упражнения из книги Т. В. Пятницы «Пальчиковые игры и упражнения».
По ее методической разработке с помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.
По ее мнению, преимуществами массажа и игр с карандашами являются:
1. стимуляция речевого развития,
2. овладение тонкими движениями пальцев,
3. улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
«ВОЛЧОК»
Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.
Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.
По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.
«ЛАДОШКА»
Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.
Положи ладонь на стол. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.
Нарисую я ладошку,
Отдохну потом немножко.
Мониторинг
Для определения уровня развития мелкой моторики и координации рук детей среднего дошкольного возраста использовалась методика О. Н. Гончаренко.
Вывод:
Работа по развитию мелкой моторики должна проводится систематически воспитателями и родителями. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, настроение, желание, возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции, что будет вызывать интерес к играм и приведёт к положительному результату в развитии мелкой моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"
Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....
Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности
Система работы по развитию мелкой моторики...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Леонтьева Е.С., воспитательГБДОУ детский сад №91 Фрунзенского районаСанкт-Петербурга Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах проектной деятельности &laq...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:
Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:
Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...
Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"...
Обобщение опыта работы по теме: « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности »
Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников на современном этапе является актуальной, так как от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависи...