Выступление на РМО Одаренность дошкольников
материал
Психологическое сопровождение развития одаренного ребенка в условиях ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
1-ый слайд «Психолого-педагогическое сопровождение формирования детской одаренности как условие развития стартовых способностей ребенка»
2-ой слайд
Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,
на которой будут расти и процветать таланты
Генрих Нейгауз
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить.
Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире, они – ценная, но хрупкая часть нашего общества.
В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одаренность – это синдром типичных психофизиологических и социально-психологических отклонений от среднестатистической линии развития человека, превышение её по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта. При этом, чем более выражена одаренность, тем больше психологических проблем самоактуализации и социальной адаптации она вызывает.
Одаренность – наличие задатков развития способностей, которые в исследованиях Б.М. Теплова (1998) определяются так:
во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у данного индивидуума.
Это позволяет охарактеризовать одаренность как целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей.
Заметим, в современной психологии термин «одаренность» чаще относят к когнитивным способностям, а вот термином «талант» чаще характеризуют другие, более общие стороны развития, т.е. творчество и творческое развитие ребенка. Творческий потенциал – основа для развития одаренности.
Одаренным детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, с педагогами, членами своей семьи; они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Эти черты проявляются у одаренных детей в силу их особого интеллектуального развития. Однако педагоги, в общем, не готовы к общению с одаренными детьми, поэтому часто одергивают и унижают их, дают им заниженную оценку и тем самым губят детскую непосредственность, любознательность, желание находиться в постоянном поиске нового в процессе обмена информацией с педагогом.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования определяет задачу сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также развития эстетических качеств воспитанников.
Работа с одаренными дошкольниками выступает с позиций реализации ФГОС дошкольного образования как одно из направлений индивидуализации дошкольного образования.
Одарённый дошкольник отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Одарённые дети дошкольного возраста остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо учитывать, избегая «овзросления» детей, на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников. Развитие одаренности детей дошкольного возраста будет эффективно, если учитывать психолого – педагогические особенности развития, реализовать эффективные методы и приемы по развитию одаренности, разработать и реализовать программу работы с одаренными детьми, способствующую развитию интеллекта и креативности.
В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Сопровождение одаренного ребенка – неотъемлемый элемент гуманизации образования России в условиях ее модернизации.
Сопровождение означает содействие! Поэтому культура сопровождения требует организации совместного действия с ребенком, которое обладает большим развивающим эффектом, учит ребенка сотрудничеству, ответственности и самостоятельности.
Происходит объединение целей педагога и психолога и их фокусировка на личности ребенка, а педагог и психолог становятся равноправными партнерами и одновременно спутниками, сопровождающими ребенка на его жизненном пути.
Психологическое сопровождение таких детей, строится, прежде всего, на повышении психологической компетентности родителей и воспитателей, что позволяет формировать психологически грамотное отношение к ребенку и его одаренности, а также гармонизировать детско-родительские отношения в интересах полноценного развития ребенка. Таким образом, деятельность педагога-психолога встраивается в общий процесс работы ДОУ, на всех этапах работы.
3-ий слайд
Психологическое сопровождение развития одаренного ребенка в условиях ДОУ предполагает реализацию следующих этапов:
- диагностико - ориентировочный этап включает изучение уровня интеллектуального развития детей (характер самооценки, способ реагирования на трудные ситуации общения, степень тревожности, социальный статус в семье и группе сверстников, основные личностные характеристики и проблемы);
- изучение семьи (отношение родителей к ребенку и его признакам одаренности, личностные характеристики, особенности детско-родительских отношений, стиль воспитания, общий психологический климат в семье, выраженность мотивации родителей к включенности в образовательный процесс совместно с воспитателями, потенциал родителей как терапевтических агентов своего ребенка);
- разработку индивидуальной программы психологической помощи ребенку и его семье и начало ее реализации;
- поддержку родителей и обеспечение начальной психологической компетентности для лучшего понимания ребенка и его психологических особенностей.
На этом этапе используются методы: наблюдение детей, родителей, их взаимодействия, беседы с ними, анкетирование, проективное рисование и написание сочинения «Мой ребенок – главное чудо света», психодиагностические опросы на выявление родительского отношения и стиля воспитания.
Первый этап завершается заседанием психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ, на котором педагог-психолог выступает с психологическим заключением на каждого ребенка с признаками одаренности и социально-психологическим портретом его семьи, участвует в выработке общей стратегии и тактики работы с ребенком и его семьей, а также с семьей в целом.
4-ый слайд
Следующий этап:
- коррекционно - развивающий этап (индивидуальные и фронтальные занятия с детьми). Данный этап разворачивается на протяжении большей части учебного года. В самом его начале педагог-психолог проводит занятия по психологическому просвещению родителей, создает основу для глубокого мотивационно-личностного «погружения» всей семьи и ребенка в единый психотерапевтический процесс. В дальнейшем второй этап психологического сопровождения включает параллельную или взаимную работу с детьми и родителями. Одной из важнейших задач педагога-психолога на этом этапе является повышение психологической компетентности таких субъектов психотерапевтического процесса, как педагогов, так и родителей.
С этой целью используются практикумы, ролевые игры, элементы тренинга, например, семинар-практикум «Психология общения», практикум «Основы личностно-ориентированного взаимодействия с детьми», тренинги «Развитие коммуникативных качеств педагогов (родителей)», «Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения дошкольников» и др.
Организуются психологические встречи для детей, на которых они знакомятся с правилами общения, способами выхода из трудных ситуаций общения. Используются такие психологические средства и методы: психогимнастика, релаксационные упражнения (сначала в положении сидя, потом лежа), проективное рисование («Моя семья», «Главное желание» и др.), арт-терапевтические занятия, тактильные игры в паре, группе, работа со сказкой и сказочными персонажами.
5-ый слайд
Следующий этап:
- контрольно-поддерживающий этап - это подведение итогов работы по психологическому сопровождению, сбор психодиагностических данных, показывающих результативность работы с детьми и семьей, анализ психологического сопровождения и закрепление полученного детьми и родителями опыта.
Используются методы: психодиагностика, проективное рисование, анкетирование, итоговые психотерапевтические беседы, итоговые совместные занятия детей и родителей, аналитический отчет педагога-психолога о работе.
Основной акцент педагог-психолог делает на том, какие изменения произошли в психоэмоциональном состоянии детей и родителей, их взаимоотношениях, семейном взаимодействии. Для этого используется проективное рисование, родители повторно рисуют и описывают свою семью, образ своего ребенка (рисунок и сочинение «Моя семья», «Мой ребенок»), делятся с педагогом-психологом изменениями в своем отношении к ребенку.
В индивидуальной карте педагог-психолог фиксирует результаты сотрудничества с детьми и родителями, достигнутые успехи в психологической компетентности взрослых.
На протяжении последних лет наиболее устойчивыми можно считать следующие позитивные тенденции:
- появление у родителей субъектной позиции в восприятии рекомендаций педагога-психолога и других специалистов;
- ценностное отношение педагогов и родителей друг к другу;
- информированность сторон друг о друге, что повышает сплоченность взрослого коллектива (родители и воспитатели) и детского коллектива;
- активизация включенности и вовлеченности родителей в совместную с педагогом-психологом деятельность с одаренными детьми.
Важен и язык, на котором даются задания, комментируется ход их выполнения, анализируются полученные результаты: не следует «сюсюкать», приспосабливаться к речи детей, но не следует использовать и «взрослые» термины.
Каждый случай природной одарённости уникален, но при этом нельзя забывать о социальном самочувствии ребёнка.
Как бы ни был одарён ребёнок, он нуждается в бережных и заботливых родителях и педагогах, которые придадут природному «материалу» бриллиантовый блеск.
Таким образом, выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их воспитания или в процессе индивидуализированного образования. Создание условий, помогающих распознать одаренных детей и способствующих реализации их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества, решение которой направлено на реализацию задач, поставленных ФГОС. Педагогам нужно помнить, что поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей.
Одарённых детей насчитывают от 2-5 % от общего количества детей. Их намного меньше, чем тех, которые не проявляют одарённость.
6-ой слайд
Но, если помнить, что каждый ребёнок – это кладезь потенциальных возможностей, то необходимо приложить все усилия, чтобы помочь ему максимально реализовать себя
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой будут расти и процветать таланты. Генрих Нейгауз
Психологическое сопровождение развития одаренного ребенка в условиях ДОУ предполагает реализацию следующих этапов : диагностико - ориентировочный этап включает изучение уровня интеллектуального развития детей - изучение семьи (отношение родителей к ребенку и его признакам одаренности, личностные характеристики, особенности детско-родительских отношений, стиль воспитания, общий психологический климат в семье, выраженность мотивации родителей к включенности в образовательный процесс совместно с воспитателями, потенциал родителей как терапевтических агентов своего ребенка); - разработку индивидуальной программы психологической помощи ребенку и его семье и начало ее реализации; - поддержку родителей и обеспечение начальной психологической компетентности для лучшего понимания ребенка и его психологических особенностей.
коррекционно - развивающий этап (индивидуальные и фронтальные занятия с детьми). Данный этап разворачивается на протяжении большей части учебного года. В самом его начале педагог-психолог проводит занятия по психологическому просвещению родителей, создает основу для глубокого мотивационно-личностного «погружения» всей семьи и ребенка в единый психотерапевтический процесс. В дальнейшем второй этап психологического сопровождения включает параллельную или взаимную работу с детьми и родителями. Одной из важнейших задач педагога-психолога на этом этапе является повышение психологической компетентности таких субъектов психотерапевтического процесса, как педагогов, так и родителей.
контрольно-поддерживающий этап - это подведение итогов работы по психологическому сопровождению, сбор психодиагностических данных, показывающих результативность работы с детьми и семьей, анализ психологического сопровождения и закрепление полученного детьми и родителями опыта.
«Каждый ребёнок – это кладезь потенциальных возможностей и необходимо приложить все усилия, чтобы помочь ему максимально реализовать себя». Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Приложение
к приказу Департамента образования
от 04 мая 2018 г. № 240
Программа проведения районного методического объединения
педагогов-психологов г. Тарко-Сале, п. Пуровск, д. Харампур
Пуровского района
Место проведения: МБДОУ «ДС КВ «Брусничка» г. Тарко-Сале, Пуровского района.
Дата проведения: 14.05.2018 г. Время проведения: 10:00 ч.
Тема: «Современные технологии в работе педагога-психолога».
Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов-психологов образовательных учреждений в рамках реализации направлений федеральных государственных стандартов дошкольного и школьного образования, внедрение в практику достижений передового психолого-педагогического опыта.
№ п/п | Этап, тема выступления | Ф.И.О., должность, ОУ ответственного | Временной интервал, место проведения |
1. | Психолого-педагогическое сопровождение формирования детской одаренности как условие для развития стартовых способностей ребенка; | К.Ю. Данильчук, педагог-психолог МБДОУ «ДС КВ «Брусничка», г.Тарко-Сале | 10:00-10:30 МБДОУ «ДС КВ «Брусничка», г. Тарко-Сале |
2. | Развитие профессиональной компетентности педагогов-психологов в вопросах организации, условий функционирования и инструментов деятельности службы школьной медиации; | С.А. Петрова, педагог-психолог МКООУ «СШИ», г.Тарко-Сале, заведующий РМО педагогов-психологов г. Тарко-Сале, п. Пуровск, д. Харампур | 10:30-11.00 МБДОУ «ДС КВ «Брусничка», г. Тарко-Сале |
3. | Система психолого-педагогическая помощи агрессивным детям и подросткам; | А.В. Завалишина, педагог-психолог МБДОУ «ДС ОВ «Елочка», г.Тарко-Сале | 11.00-11:30 МБДОУ «ДС КВ «Брусничка», г. Тарко-Сале |
4. | Подведение итогов работы РМО, планирование деятельности на следующий год; | С.А. Петрова, педагог-психолог МКООУ «СШИ», г.Тарко-Сале, заведующий РМО педагогов-психологов г. Тарко-Сале, п. Пуровск, д. Харампур | 11:30-12:00 МБДОУ «ДС КВ «Брусничка», г. Тарко-Сале |
5. | Круглый стол. Подведение итогов заседания. | С.А. Петрова, педагог-психолог МКООУ «СШИ», г.Тарко-Сале, заведующий РМО педагогов-психологов г. Тарко-Сале, п. Пуровск, д. Харампур | 12:00-13:00 МБДОУ «ДС КВ «Брусничка», г. Тарко-Сале |
ПРОТОКОЛ
совещания по вопросам теоретических и методологических аспектов работы педагога-психолога в условиях реализации ФГОС.
14 мая 2018 года. № 3
Место проведения: МБДОУ «ДС КВ «Брусничка» г. Тарко-Сале, Пуровского района.
Присутствовало: 14 педагогов-психологов.
Председатель: Петрова Светлана Алексеевна – педагог-психолог МКООУ «СШИ» г. Тарко-Сале, заведующий РМО.
Секретарь: Слипко Лариса Ивановна - педагог-психолог МБОУ «СОШ №3».
Присутствовали:
Баканова А. А. педагог-психолог МБОУ «СОШ №1».
Беркутова Э.М. педагог-психолог МБОУ «СОШ №2».
Гирфанова М.В. педагог-психолог МБДОУ «ДС КВ «Золотой ключик».
Данильчук К.Ю. педагог-психолог МБДОУ «ДС КВ «Брусничка».
Завалишена А.В. педагог-психолог МБДОУ «ДС ОВ «Елочка».
Завьялова С.В. педагог-психолог МБДОУ «ДС ОВ «Белочка».
Косова Н.А. педагог-психолог МБДОУ «ДС «Василек».
Казанцева С.А. педагог-психолог МБОУ «СОШ №1».
Ларношкина Д.В. педагог-психолог МБДОУ «ДС «Гнездышко», п Пуровск.
Леонова Н.Н. педагог-психолог МБОУ «СОШ №3».
Ранцева С.С. педагог-психолог МБОУ «СОШ №2».
Паршина Е.А. педагог-психолог МБОУ «СОШ №1», п. Пуровск.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
- Психолого-педагогическое сопровождение формирования детской одаренности как условие для развития стартовых способностей ребенка; К.Ю. Данильчук, педагог-психолог МБДОУ «ДС КВ «Брусничка», г.Тарко-Сале;
- Развитие профессиональной компетентности педагогов-психологов в вопросах организации, условий функционирования и инструментов деятельности службы школьной медиации; С.А. Петрова, педагог-психолог МКООУ «СШИ», г.Тарко-Сале, заведующий РМО педагогов-психологов г. Тарко-Сале, п. Пуровск, д. Харампур;
- Система психолого-педагогическая помощи агрессивным детям и подросткам; А.В. Завалишина, педагог-психолог МБДОУ «ДС ОВ «Елочка», г.Тарко-Сале;
- Подведение итогов работы РМО за 2017-2018 учебный год. Основные направления работы РМО на 2018-2019 учебный год, С.А. Петрова, педагог-психолог МКООУ «СШИ», г. Тарко-Сале, заведующий РМО педагогов-психологов г. Тарко-Сале, п. Пуровск, д. Харампур, педагоги-психологи РМО.
- Круглый стол. Подведение итогов; С.А. Петрова, педагог-психолог МКООУ «СШИ», г. Тарко-Сале, заведующий РМО педагогов-психологов г. Тарко-Сале, п. Пуровск, д. Харампур, педагоги-психологи РМО.
- СЛУШАЛИ: по первому вопросу выступила, К. Ю. Данильчук, педагог-психолог МБДОУ «ДС КВ «Брусничка», г. Тарко-Сале, она подробно осветила тему: «Психолого-педагогическое сопровождение формирования детской одаренности как условие для развития стартовых способностей ребенка». В своем выступлении Каролина Юрьевна подробно остановилась на том, что среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Педагог-психолог отметила, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить. К.Ю. Данильчук рассказала, что такое одаренность и ее свойства, обратила внимание на то, что творческий потенциал – основа для развития одаренности. Работа с одаренными дошкольниками выступает с позиций реализации ФГОС дошкольного образования как одно из направлений индивидуализации дошкольного образования. Сопровождение одаренного ребенка – неотъемлемый элемент гуманизации образования России в условиях ее модернизации. Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей Психологическое сопровождение развития одаренного ребенка в условиях ДОУ предполагает реализацию следующих этапов:
- диагностико - ориентировочный этап включает изучение уровня интеллектуального развития детей (характер самооценки, способ реагирования на трудные ситуации общения, степень тревожности, социальный статус в семье и группе сверстников, основные личностные характеристики и проблемы);
- коррекционно - развивающий этап (индивидуальные и фронтальные занятия с детьми). Данный этап разворачивается на протяжении большей части учебного года. В самом его начале педагог-психолог проводит занятия по психологическому просвещению родителей, создает основу для глубокого мотивационно-личностного «погружения» всей семьи и ребенка в единый психотерапевтический процесс. В дальнейшем второй этап психологического сопровождения включает параллельную или взаимную работу с детьми и родителями. Одной из важнейших задач педагога-психолога на этом этапе является повышение психологической компетентности таких субъектов психотерапевтического процесса, как педагогов, так и родителей;
- контрольно-поддерживающий этап - это подведение итогов работы по психологическому сопровождению, сбор психодиагностических данных, показывающих результативность работы с детьми и семьей, анализ психологического сопровождения и закрепление полученного детьми и родителями опыта. (текст доклада + презентация прилагается).
РЕШИЛИ: педагогам-психологам максимально способствовать созданию оптимальных условий для обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей; использовать в деятельности педагогов-психологов ОУ практический опыт работы педагога-психолога К. Ю. Данильчук, во время организации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
Решение принято единогласно.
- По второму вопросу заслушали Петрову С.А., она подробно рассказала о изменениях социально-экономических условий жизни современного общества, обновлении системы образования, которые требуют качественно нового уровня профессионализма - психологов. Светлана Алексеевна остановилась на составляющих профессиональной компетентности педагога-психолога и его роли в организации службы школьной медиации. Психолог осветила, что такое служба медиации и основные задачи, которые решает служба. Предоставила пример структуры деятельности службы школьной медиации. В заключении Петрова С.А. отметила, что происходящие социальные изменения могут быть радикальными и продуктивными только, когда школа сможет подготавливать к жизни инициативную личность, способную осуществлять эти изменения на основе выбора грамотного решения, не ущемляющего прав и свобод другого человека. Одним из гарантов психологической безопасности образовательной среды должна выступать служба практической психологии в системе образования. Предлагаемые психологические технологии, основанные на идеологии сопровождения, оснащают новое направление в деятельности педагогов-психологов по созданию специальных психолого-педагогических условий и возможностей образовательной среды, обеспечивающих психическое здоровье всех ее субъектов. (текст доклада + презентация прилагается).
РЕШИЛИ: педагогам-психологам максимально способствовать созданию службы школьной медиации в ОУ для обеспечения психического здоровья всех ее субъектов. Использовать в деятельности педагогов-психологов ОУ опыт практической работы Петровой С.А.
Решение принято единогласно.
- По третьему вопросу слушали Завалишину А.В., педагога-психолога МБДОУ «ДС «Елочка», г. Тарко-Сале. Она остановилась на системе психолого-педагогической помощи агрессивным детям и подросткам. Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому основной задачей педагогов-психологов является оказание посильной и своевременной помощи ребенку.
Именно поэтому возникает необходимость в разработке курса коррекционных занятий, способствующих оказанию психолого-педагогической помощи детям по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения. Психолог осветила основную цель занятий: помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками и задачи, которые стоят в ходе реализации программы. Анной Васильевной были разработаны и представлены методические рекомендации для родителей и педагогов при общении с агрессивными детьми. (текст доклада + презентация прилагается).
РЕШИЛИ: педагогам-психологам максимально способствовать созданию оптимальных условий для обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения агрессивных детей; использовать в деятельности педагогов-психологов ОУ практический опыт работы педагога-психолога А.В. Завалишеной, во время организации психолого-педагогического сопровождения агрессивных детей.
Решение принято единогласно.
- По четвертому вопросу слушали Слипко Л.И., педагога-психолога МБОУ «СОШ №3», г. Тарко-Сале. Она остановилась на актуальности тем работы РМО педагогов-психологов в эпоху новых образовательных стандартов.
В рамках обсуждения актуальных вопросов выступила Петрова С.А., она представила анализ работы РМО педагогов-психологов за 2017-2018 год. Светлана Алексеевна остановилась на том, что все запланированные заседания РМО педагогов-психологов проведены в полном объеме. Практически все педагоги-психологи ОУ принимали активное участие в работе РМО. Далее Петрова С.А. предложила проект плана работы РМО педагогов-психологов на 2018-2019 учебный год, ознакомила коллег с датами и местом проведения заседаний РМО.
РЕШИЛИ: Признать работу РМО педагогов-психологов г. Тарко-Сале, п. Пуровск, д. Харампур удовлетворительной.
Проект плана работы РМО педагогов-психологов г. Тарко-Сале, п. Пуровск, д. Харампур на 2017-2018 уч. год принят единогласно.
Решение принято единогласно.
- Тематика РМО признана актуальной. Все решения приняты единогласно.
Председатель: _________________________ С.А. Петрова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками
Методическая разработка о методах и приемах работы с одаренными дошкольниками. В работе раскрыты этапы системы по выявлению потенциально одаренных детей в рамках ДОУ....
Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все не...
Роль семьи в выявлении одаренных дошкольников
Материал Международной научно-практической конференции 25 марта 2011 г. г.Бирск Р.Б. Москва 2011 г.Одаренные дети как интеллектуально-творческий , инновационный потенциал общества....
Инновационный проект «Одаренные малыши». Создание условий по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет на базе ДОО.
Проект создан для реализации в детском саду. Проект предусматривает дополнительное образование одаренных дошкольников от 3-6 лет в кружках, студиях, секциях по программам руководителей дополнительного...
Одаренный дошкольник
статья "Одаренный дошкольник"...
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,посредством развивающих математических игр и упражнений»(из опыта работы)
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет, посредством развивающих математических игр и упражнений»...
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,посредством развивающих математических игр и упражнений»(из опыта работы)
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет, посредством развивающих математических игр и упражнений&raqu...